Откуда берутся "мазхаб Абу Ханифы" и "ханафитский мазхаб"

Поднятая первым заместителем муфтия Татарстана Рустамом Батровым дискуссия о ханафитском мазхабе вызвала оживленные отклики в мусульманской среде. У него нашлись как  оппоненты,  так и сторонники. Свою точку зрения на данную проблему высказывает Председатель Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов.

Почему так внезапно первый заместитель муфтия Татарстана поднял эту тему?

- Это не было внезапно. Заммуфтия затронул животрепещущую тему, и продолжил специфическую для России дискуссию о традиционном исламе.

Основная проблема этого обсуждения заключается в том, что насколько мне известно, Батров не достаточно владеет арабским языком, для того чтобы вникать в научно-богословскую исламскую литературу и вести дискуссию с всемирно признанными богословами мирового уровня.

В рассуждениях Рустама хазрата о великом имаме Абу Ханифе и его учениках явно проглядывается ограниченность  информации на эту тему.  По всей видимости он использовал преимущественно скудные материалы русскоязычных переводов.

Информация об Абу Ханифе и других мусульманских ученых на русском языке крайне ограничена, что не дает  возможность показать более объективную картину об этом величайшем богослове и его учениках. Есть мировые центры изучения ханафитского мазхаба. Один из них – сирийский институт Аль-Фатх, который недавно был преобразован в Левантийский университет. Его ректор Хисамуддин аль-Фарфур недавно посещали Россию. Такой же центр есть в Багдаде. Даже в иранском Куме тщательно изучают ханафитскую школу. В этих научных центрах аккмулировано огромное число исследований на эту тему – тысячи томов монографий и книг, в том числе и из "средневековых" источников, если пользоваться терминологией Батрова. Хотя любой профессиональный историк на это возразит, что понятие "средневековье" присуще лишь европейской историографии. В других цивилизациях такого определения не существует. Какое средневековье может быть для китайской цивилизации с ее глубокой историей. Или для исламской, которая появилась после разрушения западной Римской империи, с которого формально начинается отчет эпохи европейского средневековья. Это еще одна веская причина для повышения уровня сегодняшнего дисскурса.

Возвращаясья к научно-образовательной базе, необходимо сказать, что у нас ее попросту нет. В результате автор позволил себе разделить одну из основных богословских школ классического ислама на "мазхаб Абу Ханифы" и "ханафитский мазхаб".

Если говорить о традиционном исламском богословии в России, то надо иметь в виду, что дореволюционные российские богословы – Марджани, Баруди, Курсави и многие другие – в совершенстве владели арабским языком, писали  на нем научные труды и вели богословские дискуссии со своими зарубежными коллегами.

Сегодня ни один российский исламский богослов не пишет трудов на арабском языке, а многие даже не читают. Мне, по крайней мере, не известен в России ни один мусульманский деятель, который мог бы вести сложную богословскую дискуссию на арабском языке со своими коллегами из-за рубежа, тем более в Татарстане. Есть перспектива у тех кто получал знания за рубежом, но у многих из них арабский язык и богословские знания требует большего совершенства, чтобы это позволило им в перспективе вести полноценный дискурс.

А ведь именно арабский является языком Корана, Сунны и фундаментальной мусульманской науки. Тот объем информации, который переведен на русский язык, является каплей в море и просто не способен дать представление о такой сложной теме.

Заявления о том, что местные богословы смогут до всего дойти сами без иноземной помощи не выдерживает никакой критики и демонстрирует лишь ущербность мышления. Не может быть никакой узко-национальной науки, наука – это интернациональное явление. Любое научное сообщество, университеты  в развитых странах заинтересованы в том, чтобы приглашать к себе для выступлений специалистов мирового уровня, чтобы обогатиться их знаниями. Иностранные преподаватели не только преподают, но и часто руководят исследовательскими программами.

Как бы там ни было, я отдаю должное Рустаму Батрову за проявленное упорство в исследовании злободневных проблем российской уммы. Он образован, хорошо пишет, грамотно рассуждает. Но, с моей точки зрения, он работает в узком диапазоне и ограничен в основном скудными русскоязычными источниками. К тому же у него нет опыта ведения богословских дискуссий с ведущими зарубежными учеными. И это привело автора к искаженному представлению об Абу Ханифе и его учениках.

Я  хотел бы пожелать Рустаму Батрову усовершенствовать свой арабский язык и пройти длительную стажировку в каком-либо международном исламском учебном заведении в окружении признанных мусульманских ученых. Это непременно в полную ширь распахнет перед ним врата необъятного исламского богословия, откроет путь к знаниям наших современников и славных предков, без которых невозможно стать богословом мирового уровня.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Фидарис 15 Марта 2017г.
Ответить

Я, признаться, не могу предметно и содержательно рассуждать на заявленные богословские темы, заданные Рустамом-хазратом в силу своей необразованности в этой области знаний. Но прочитанные мной публикации хазрата Батрова не выглядят убедительными, а форма богословского спора на манер комментария спортивного состязания умиляет своим юношеским задором и бравадой. Представленная им аргументация в этой полемике,не всегда ложится в основу делаемых им выводов. Мне показалось, что обе его публикации носят больше спекулятивный характер, вызванный спецификой ситуации, нежели отражение выстраданных ...
Читать дальше

Rustam 15 Марта 2017г.
Ответить

Очень полезные разъяснения. Спасибо автору

Muslimov 14 Марта 2017г.
Ответить
13

Хозяин Исламнеюс Мухамед Саляхетдинов вывел Батрова на чистую воду. Помнится, как Батров решил сожрать имама Лотфуллина. Неплохо бы его самого, отправить на обучение.

Динар Заман 14 Марта 2017г.
Ответить

По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. Известно, что Слоны в диковинку у нас, Так за Слоном толпы зевак ходили. Отколе ни возьмись, навстречу Моська им. Увидевши Слона, ну на него метаться, И лаять, и визжать, и рваться; Ну так и лезет в драку с ним. "Соседка, перестань срамиться, - Ей Шавка говорит, - тебе ли со Слоном возиться? Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. - "Эх, эх! - ей Моська отвечает, - Вот то-то мне и духу придает, Что я, совсем без драки, Могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: "Ай, Моська! знать...
Читать дальше

Абдулла 14 Марта 2017г.
Ответить
12

Исчерпывающее разъяснение и благое пожелание

Сибиряк 14 Марта 2017г.
Ответить

Вот и весь расклад...

Яндекс.Метрика