Эпоха Кардави: Васатыйа — срединный путь

Фундаментальная позиция Юсуфа ал-Кардави может быть обозначена термином «васатыйа». С точки зрения ислама, считает ал-Кардави, умеренность или срединность обладают особым благородством, в гораздо большей степени отличаясь от крайностей, нежели те отличаются друг от друга. Речь, разумеется, идёт не о механической усреднённости, а о «золотой середине», некоем третьем пути, позволяющем пройти между двумя одинаково неприемлемыми явлениями. В срединности заключена сама природа ислама, присущий ему упор на справедливость и сбалансированность1. В отношении фикха васатыйа предполагает внимание, направленное как на текст, так и на общественные интересы. При этом верность принципу васатыйи освобождает от необходимости придерживаться радикально либеральных или же буквалистских интерпретаций. Либерализм неприемлем, поскольку главная цель «исламского пробуждения», по мнению ал-Кардави, состоит в том, чтобы дать исламские ответы на вызовы современности, а не приспособиться или раствориться в ней. Что касается салафизма, то ал-Кардави оказывается весьма близок методологии и духу ранних исламских модернистов, «интеллектуальных салафитов», таких как Мухаммад Абдо или Рашид Рида. Тем не менее он выступает резко против ваххабистской идеологии, порицая последнюю за буквалистскую узость мышления, сектантство («создание пятого мазхаба») и предательство мудрости великих учёных прошлого. Таким образом, васатыйа в трактовке ал-Кардави  – это отказ как от либерального и секулярного подхода к современности, так и от экстремизма, прикрывающегося именем ислама. С такой трактовкой связан его принцип исламской солидарности: «Сотрудничество в том, в чём мы единогласны, и взаимная терпимость в том, в чём мы расходимся»1.

Исламская солидарность (взаимовыручка и крепкие узы братства, связывающие всех мусульман), обновление фикха на принципах васатыйи, внимание к реалиям современного мира способны, согласно ал-Кардави, превратить ислам в «третий путь» также в социально-экономическом смысле, т. е. в эффективную альтернативу социалистическому и капиталистическому укладу. Успех этого предприятия не предопределён заранее и непосредственно связан с деяниями самих мусульман. Осуществление принципа васатыйи естественным образом ведёт к творческому поиску решения, поскольку усреднённый обыватель, не исключая и верующего, бывает склонен к слепому подражанию одной из возможных альтернатив. Речь идёт о фанатичной привязанности к региону, культуре, обычаям, решениям отдельной правовой школы и т. д. Фанатичная привязанность к чему-то, что относится скорее к области нравов, нежели идей, порождает порочное расхождение, грозящее расколом. В этой связи ал-Кардави не призывает к т. н. «безмазхабности», однако утверждает, что учёному не следует ограничиваться набором готовых решений, фетв, принятых в рамках какого-то одного мазхаба. Скорее, его обязанность состоит в изучении всех возможных фетв различных мазхабов при тщательном анализе соответствующей им далилы, т. е. текстуального доказательства, принятого в рамках юриспруденции. Правовед, который принадлежит определённому мазхабу, вправе следовать решениям другого мазхаба, если сочтёт их более обоснованными. Тем не менее в том случае, если расхождения касаются второстепенных вопросов и обладают равной доказательной силой, никто не вправе делать на них излишний акцент и порицать сторонников альтернативного мнения (а тем более объявлять их еретиками). Ал-Кардави пишет: «… иджтихад законен, а расхождение необходимо; закон не лишает муджтахида, который допустил ошибку, вознаграждения. Каждый работает в соответствии с тем, что ему кажется наиболее вероятным. Это и есть значение милости и блага, но это не означает, что все мнения  – даже если они противоречивы  – верны. Верно лишь одно из них, однако все они достойны восхваления и вознаграждения, как возвещает Всемогущий: "Мы помогли Сулейману (Соломону) разобраться в этом и даровали им обоим власть (мудрость или пророчество) и знание…"(Коран, 21: 79)»1.

Из сказанного становится ясно, что ал-Кардави ни в коем случае не принимает идею т. н. «закрытия врат иджтихада». Иджтихад, который лишён неуместной спешки и движим лучшими религиозными побуждениями, гарантирует награду муджтахиду, даже если тот ошибается (при достижении истины ему гарантируется двойная награда). Практика иджтихада и возможность ошибки связаны внутренними отношениями, т. е. предполагают друг друга, т. к. муджтахид, в отличие от Пророка, не наделён качеством непогрешимости (‘исма). Поскольку во всех вопросах, которые не относятся к числу фундаментальных принципов, фиксированных однозначным текстом и общим согласием учёных, решение выносилось с опорой на общественные интересы, обычаи и обстоятельства времени, современный муджтахид обязан учитывать новый контекст, задаваемый современностью.

По убеждению ал-Кардави, при выборе фетвы, претендующей на наиболее адекватное мнение, необходимо учитывать определённые требования, а именно: фетвы должны согласовываться со взглядом современных экспертов в разных областях знания, легко адаптироваться в обществе, выполнять цели шариата, а также предотвращать нанесение потенциального вреда. Акт предпочтения наилучшей, т. е. наиболее обоснованной фетвы, называется тарджих. Ал-Кардави выступает против практики выбора лишь нескольких отдельных фетв в конкретном мазхабе. По его утверждению, настоящий тарджих должен осуществляться в процессе создания фетвы. Тарджих  – это попытка всестороннего (шумулийа) рассмотрения всех доступных взглядов во всех мазхабах, связанная с изучением доказательства и уходом от таклида (или, иначе говоря, от слепого следования определённому мазхабу). Тем не менее тарджих не ограничивает всех возможных форм иджтихада. Другой его формой оказывается иджтихад, служащий делу обновления, т. е. тадждиду. Такой иджтихад затрагивает проблемы, прямого решения которых нельзя обнаружить в исламских источниках или классической литературе по фикху. Таким образом, он, как было сказано выше, не касается фиксированного содержания фикха: например, столпов ислама или законов наследования, подтверждённых ясным кораническим текстом.

К фиксированному содержанию также относятся вопросы, по которым шариат высказывает чёткие решения, такие как запрет на ростовщичество, употребление алкоголя, свинины. Для тадждида, в свою очередь, речь идёт о вопросах, требующих учёта социального контекста современного мира. Изучением современных реалий и допускаемого ими пространства правотворчества занимается фикх ал-ваки’. Фикх ал-ваки’ должен быть дополнен шариатским принципом фикх ат-тайсир, т. е. поиском облегчающих жизнь гибких и прагматичных решений. Данный настрой противостоит ригористическому усложнению жизни через необоснованное и произвольное введение наиболее жёсткой нормы из всех возможных.

Защищая свою позицию, ал-Кардави, наряду с прочим, указывает на следующий хадис: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)» («Сахих ал-Бухари». Хадис № 69). Египетский богослов напоминает, что запрет дозволенного подобен греху ширка. Совершенная форма иджтихада предполагает коллективное рассуж дение (т. н. иджтихад джама’и), поскольку одному человеку крайне сложно объективно судить о сложных процессах, идущих в современном мире. В идеальной ситуации он ведёт к консенсусу, иджме. В случае индивидуального рассуждения, настаивает ал-Кардави, иджтихад, осуществлённый кем-либо из учёных, не должен упразднять иджтихад других учёных. Скорее, данный иджтихад предлагает альтернативную точку зрения для тех верующих, которые считают приводимое обоснование убедительнее остальных. Само наличие допустимого многообразия и, в некоторых случаях, даже множественной истины  – это милость внутреннего для мусульманской общины плюрализма (ихтилаф не как разногласие или противоречие, а в смысле наличия разных мнений). Образ действия сторонника некоторой позиции по отношению к тем, кто не разделяет его взгляды, можно описать формулой «политики компромиссов». Под компромиссами в общем случае имеется в виду великодушное и терпимое отношение к другому мусульманину, который может отстаивать свою точку зрения столь же аргументированно. В целом граница потенциального компромисса задаётся ситуационно. Это значит, что принцип, согласно которому следует выбирать наименьшее из зол, дозволяет сотрудничать, по словам ал-Кардави, даже с защитником нововведений против ещё большего новатора и с безбожником против ещё большего безбожника.

1 Аль-Кардави Ю. Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола. Киев: Ансар Фаундейшн, 2011.


Дамир Мухетдинов



Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, ректор Московского исламского института

Автор: Дамир Мухетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Салафит из Баку 05 Октября 2018г.
Ответить

Мухетдинов явно в восторге от Кардави и скорее всего он тоже хизбит. Цель хизбитов хакимийа-власть, то есть они считают что ухватив власть, по мановению "вольшебной палочки" все проблемы сразу же решаться. Заблуждение, да ещё какое! В Египте же у власти находились "братья" Кардави во главе Мурси, ну и что произошло? Аллах руками жителей Египта "выбросил" их на помойку истории. Фисабилиллях не было! Тоже в своё время поризошло в Чечне, когда джихадисты создали "государство". Шамиль Басаев жаловался что не может справляться с пенсионерами которые просили денег, житейские проблемы чтобы решались....
Читать дальше

странник 05 Октября 2018г.
Ответить
-4

Либерализм неприемлем, поскольку главная цель «исламского пробуждения», по мнению ал-Кардави, состоит в том, чтобы дать исламские ответы на вызовы современности, а не приспособиться или раствориться в ней. По убеждению ал-Кардави, при выборе фетвы, претендующей на наиболее адекватное мнение, необходимо учитывать определённые требования, а именно: фетвы должны согласовываться со взглядом современных экспертов в разных областях знания, легко адаптироваться в обществе, выполнять цели шариата, а также предотвращать нанесение потенциального вреда. \\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\ Эти цитаты прот

Яндекс.Метрика