Му‘авия, Йазид и выдуманные хадисы

Омейядская мечеть в Дамаске

Об этих двух личностях Ибн Таймийя сообщает: «После притязаний на главенство и распрей в халифате среди мусульман получило распространение обильное словотворчество – о достоинствах некоторых сподвижников появилось множество сказаний. Люди сведущие, из числа знатоков хадиса и сунны, знают: предания о порицании и восхвалении Му‘авии ложны, то есть вымышлены. Одни выдумывали хадисы, восхвалявшие его, в противовес другим, которые сочиняли порицающие хадисы, и обе стороны погрязли в клевете и лжи. Му‘авия сам по себе был человеком мягким и терпеливым, умным и рассудительным, вдобавок к этому знатоком шариата. Катада[2], один из табиинов, говорил о нем: “Если вы станете похожи в делах на Му‘авию, то большинство из вас скажет, что это Махди”.

Если Му‘авии и была присуща нерадивость, то лишь в сравнении с предшествующими ему халифами, а при сопоставлении с последующими – он достойный и справедливый мусульманин. Не было халифа, подобного ему, ни среди Омейадов, ни среди Аббасидов. Правда, о нем был распространен недостоверный слух: якобы “по его приказу был отравлен Хасан[3], да будет доволен им Аллах”. Для подтверждения такого слуха необходимо либо явное шариатское доказательство, либо признание. На деле – ни того, ни другого. Впрочем, и восхваление, основанное на пересудах, тоже не внушило бы доверия. Благороднейший Посланник говорил: “Избегайте домыслов, ибо домыслы – наиболее лживые речи”. Правление Му‘авии при живом ‘Али не было безупречным. К тому же люди стали переходить границы недоброжелательности в отношении его сына Йазида. Одни говорили, что “Йазид, желая отомстить за своих родственников и предков ‘Утбу бин Раби‘а, Валида и других, которые были убиты мусульманами в битве при Бадре[4], умертвил внука нашего Господина Гордости Вселенной Хусайна, да будет доволен им Аллах”; что он якобы проявил радость по этому поводу, а после того, как голову Хусайна привезли в Шам, палкой ударил по его зубам. По их мнению, “Йазид был лицемером и неверующим”.

Другие тем временем утверждали, что “Йазид относился к числу великих сподвижников и угодников Аллаха и был одним из праведных халифов”. Обе эти противоречивые оценки являются преувеличением и крайностью. Подобно тому, как недостоверно, что Йазид отдал приказ убить Хусайна, да будет доволен им Аллах, так и сообщение о том, что его голову привезли в Дамаск и Шам, ложно. Что же говорить об ударе палкой по зубам? Если что-то доподлинно и известно об этом, так это то, что Йазид послал войска, дабы не допустить появления Хусайна, да будет доволен им Аллах, в провинции Ирака. Между ними даже состоялась встреча, во время которой сторонники Йазида потребовали выдачи военнопленных, а приверженцы Хусайна воспротивились этому, начав сражение; так Хусайн, да будет доволен им Аллах, пал мучеником. Поскольку Йазид родился во время правления ‘Усмана, да будет доволен им Аллах, он не считался сподвижником, также не прославился религиозностью и праведностью. И хотя его лицемерие и неверие не подтверждаются шариатскими доводами, его жизненный путь не был благим.

Те, кто считает Йазида одним из великих сахабов, перепутали его с Йазидом бин Аби Суфйаном, его дядей. Тот как раз являлся одним из уважаемых сподвижников и был назначен Абу Бакром, да будет доволен им Аллах, на должность правителя Шама. Когда Йазид бин Аби Суфйан отправился на место своей службы, Абу Бакр ас-Сыддик, провожая его, шел рядом с его верблюдом. Хотя Йазид, спешившись, выразил желание идти вместе с ним, Абу Бакр не дал на это своего согласия, сказав: “Я считаю, эти мои шаги – на пути Аллаха”, и следовал таким образом еще довольно долго. После смерти Йазида его место занял Му‘авия, и все мусульмане оказались под властью Омейядов.

Плохие и хорошие сведения о Йазиде были чрезвычайно преувеличены в обстановке всеобщей вражды. Однако все мусульмане справедливо считали макрухом[5] его вступление на пост халифа. Смерть Хусайна и осада Медины стали небывалым несчастьем для мусульман. Если он не приказывал убить Хусайна и не был доволен этим убийством, то должен был наказать должностных лиц, действовавших без его повеления, но ничего подобного не произошло. Приверженцы истины недовольны Йазидом из-за этих его поступков, однако, несмотря на весь свой гнев, они, опасаясь нарушить законы шариата, предпочитают проявлять терпение. А раз недопустимо проклинать такую известную личность, то и мы не в силах послать свое проклятие.

Вместе с тем нет нашего одобрения его дурным поступкам. Когда сын Ахмада Ибн Ханбала по имени Салих сказал отцу: “Некие люди хвалят Йазида бин Му‘авию”, тот ответил: “С каким лицом человек, уверовавший в Аллаха Всевышнего и в Судный день, будет хвалить Йазида?” Тогда Салих спросил: “Раз так, тогда почему вы не проклинаете его?” Ахмад ибн Ханбаль ответил вопросом на вопрос: “О, сын мой! Слышал ли ты хоть раз, чтобы твой отец проклинал кого-то?” Нет никаких сомнений, что Хусайн испытал притеснение и стал мучеником. Его убийство относится к числу больших грехов. Если пожелает Аллах, это станет причиной его невероятного возвышения. О нем надлежит горевать и произносить истирджа‘[6], но необходимо воздержаться от таких действий, как раздирание одежд и истязание тел, – ими не будут довольны Аллах Всевышний и его Посланник. “Не из нас тот, кто бьет [себя] по щекам, разрывает свою одежду…” – так говорил Благороднейший Посланник.

В связи с убийством Хусайна среди мусульман вошло в обиход два вида нововведений. Одно из них – траур и причитания в день ‘Ашура, которое ввели шииты; другое – торжества дня ‘Ашура, – придуманное противниками наперекор им. Для распространения своих убеждений представители обеих групп измыслили бесчисленное количество ложных приданий. Оба этих новшества являются очевидным заблуждением.

В Исламе в связи с этой датой нет ни траура, ни торжества! Имеется хадис о желательности поста в день ‘Ашура, и ничего, помимо этого.

С одной стороны, мы не проклинаем Йазида и не считаем его неверным и лицемером, а с другой, не даем одобрения его поступкам и не испытываем к нему симпатий. Груз содеянного этим человеком находится не в нашем ведении, а в ведении Аллаха. Аллах делает что пожелает, решает что хочет, и Он не притеснитель».


[1] Му‘авия бин Абу Суфйан (ум. 60/680) – сподвижник, наместник Палестины и Сирии, конфликтовал с халифом ‘Али Абу Талибом, получил власть после убийства последнего в 661 году и основал династию Омейадов. Шииты обвиняют его в узурпации власти у рода Пророка, так как, по их мнению, халифом должен был стать Хасан сын ‘Али. Йазид бин Му‘авия (ум. 64/683) – второй халиф из династии Омейадов, конкурировал с родом ‘Али, его войсками после битвы при Кербеле (61/680 год) был убит Хусайн – второй сын ‘Али и внук Пророка. Против него поднималось множество восстаний, в том числе восстание жителей Медины под предводительством сподвижника Ибн аз-Зубайра (ум. 73/692).

[2] Катада. Абу аль-Хаттаб Катада бин Ди‘ама (ум. 118/736) – табиин, богослов, мухаддис, толкователь Корана.

[3] Хасан бин ‘Али (ум. 50/670) – пятый халиф, сын четвертого праведного халифа ‘Али и внук пророка Мухаммада.

[4] Битва при Бадре – одно из самых знаменитых и судьбоносных сражений на заре Ислама, произошедшее во втором году по хиджре (624 год) рядом с селением в 150 км к юго-западу от Медины между мусульманами и мекканцам. Завершилось победой мусульман.

[5] Макрух – нежелательное с точки зрения исламского шариата действие.

[6] Истирджа‘ – мольба со словами «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся», которая произносится после чьей-либо смерти.


Из книги Ризаетдин Фахретдина «Ибн Таймийя»


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Салафит из Баку 22 Января 2019г.
Ответить

В одной из своих книг шейхуль ислам Ибн Таймийа пишет: да падет проклятие Аллаха на тех кто убил внука пророка, благородного имама Хусайна, да будут прокляты те кто радовался такому ужасу, кто учавствовал в убийстве имама" (Маджму ат Фатава 1/392).

Амир 17 Января 2019г.
Ответить

Интересная и познавательная информация

Aliev 26 Августа 2020г.
Ответить

ПОЧЕМУ «АХЛУ СУННА» ЗАЩИЩАЮТ ЯЗИДА ИБН МУАВИЮ? Позиция учёных «ахлу сунна» относительно Язида ибн Муавии отличается крайнем двуличием. С одной стороны, почти все они признают его разврат и преступления. Ряд цитат по этому поводу мы приводили в другой статье. Дело в том, что Язид совершал свои преступления настолько явно и публично, что даже при сильном желании невозможно было скрыть это. Вот список самых вопиющих из них: 1. Убийство внука Пророка Имама Хусейна ибн Али (А), пленение пророческого семейства. 2. Разрушение Медины и убийство нескольких т...
Читать дальше

Aliev 26 Августа 2020г.
Ответить

КАК ИМАМ ХАСАН (А) УНИЧТОЖИЛ СВОИМИ ДОВОДАМИ МУАВИЮ И ЕГО СПОДВИЖНИКОВ Передано от Шааби, Абу Михнафа и Язида ибн Аби Хабиба Мисри: В Исламе не было дня, когда звучало больше преувеличений, споров и склок, чем тот день, в который возле Муавии ибн Аби Суфьяна собрались Амру ибн Усман ибн Аффан, Амру ибн Ас, Утба ибн Аби Суфьян, Валид ибн Укба ибн Аби Муэйт и Мугира ибн Аби Шуаба и договорились об одной вещи. Амру ибн Ас сказал Муавии: «Не отправишь ли за Хасаном ибн Али, чтобы он пришёл? Он оживил сунну своего отца и все слушают его. Он приказывает — и ему подчиняются, говорит — и ему ...
Читать дальше

Контекстные материалы

Яндекс.Метрика