Почему российские муфтии подвергли сомнению «шариатский суд»

Муфтии Северного Кавказа. Иса Хамхоев в центре

Муфтии Северного Кавказа. Иса Хамхоев в центре

Теги:


0
09 Января 2019г. (02 Джумада аль-уля)
Не утихают страсти вокруг Духовного центра мусульман Ингушетии и его руководителя Исы Хамхоева, который в последнее время пытается активно влиять на политику посредством религии. Вызовы чиновников в «шариатский суд», угрозы анафемой оппонентам и прочие акции муфтията создают нездоровую ситуацию в ингушском обществе, чреватую непредсказуемыми последствиями. Очевидно, что происходящее сегодня в республике является частью масштабной тенденции клерикализации, угрожающей действующему конституционному строю и ведущей к религиозному противостоянию в России.

МУФТИЯТ С ПОЛИТИЧЕСКИМ ОКРАСОМ

В феврале 2018 года в Ингушетии разразился громкий скандал. Глава Духовного центра мусульман (фактически – муфтият) Иса Хамхоев пригрозил главе республики Юнус-Беку Евкурову шариатским судом. Это произошло после того, как Евкуров поручил руководителям муниципальных образований совместно с управлением по делам религии и главами религиозных общин провести "превентивные мероприятия с целью недопущения политизации проповеднического служения в мечетях республики". В ответ Хамхоев заявил, что "чиновники не имеют права вторгаться в наши дела, так как религия отделена от государства, а на тех, кто вопреки закону будет пытаться это делать, мы найдем управу". Он напомнил, что в мусульманской практике есть меры воздействия на тех, кто совершает проступки, согласно шариатскому праву.

Спустя несколько месяцев время, в мае 2018 года, на сайте ДЦМ Ингушетии появилось громкое заявление – об отлучении главы государства от мусульманской общины. «На встрече с участием имамов, тамадов, турков (старейшин сел) населенных пунктов Ингушетии было выдвинуто предложение – отречь Юнус-Бека Евкурова от мусульманской общины республики, пока он не остановит свою дискриминацию по отношению к духовенству и не отчитается за средства, собранные на строительство мечети в Магасе», – говорится в сообщении. В адрес Евкурова были высказаны следующие претензии: попытка ликвидировать ДЦМ республики, закрытие радиостанции духовно-нравственного воспитания «Ангушт», которую курировал Духовный центр, притеснение работников муфтията и имамов со стороны местных властей в последние три года, изъятие у муфтията земли под строительство мечети в городе Магас.

В декабре того же года на волне массовых акций в Назрани состоялся так называемый «шариатский суд» с участием Исы Хамхоева. Туда были вызваны депутаты Народного Собрания республики, которые должны были рассказать, голосовали ли они за соглашение о закреплении границы с Чечней, вызвавшее недовольство ингушской оппозиции. При этом отмечалось, что «отказ от участия в шариатском суде ставит под вопрос веру мусульманина, фактически выводя его за рамки ислама». Несмотря столь грозное предостережение, на «суд» пришли лишь 10 депутатов из 30.

МУФТИИ ЗА СВЕТСКИЙ ЗАКОН

В ответ на угрозы «шариатским судом» последовала резкая реакция муфтиев Северного Кавказа, которые в специальном заявлении выразили тревогу в связи с попытками придать соглашению по границе между Чечней и Ингушетией религиозный характер. Более того, Ису Хамхоева призвали отказаться от попыток оказания религиозного давления на жителей республики. Заявления об отлучении от мусульманской уммы тех, кто «неправильно», в понимании муфтията, проголосовал по соглашению муфтии Северного Кавказа, расценили как запугивание депутатов. «Шариатский суд», проведенный под управлением Исы Хамхоева, его коллеги охарактеризовали как самосуд, отметив, что данный институт в Ингушетии может иметь компетенцию в рамках действующего законодательства РФ, посреднически решать миром спорные житейские ситуации. Вопросы регулирования административных границ между субъектами Федерации, а также проверка конституционности принимаемых органами власти РФ решений в компетенцию такого суда не входят, заявили муфтии Северного Кавказа. Более того они впервые открыто дистанцировались от Хамхоева, обвинив его в распространении фитны (религиозной смуты).

Кавказских коллег поддержали мусульманские деятели из других регионов. О необходимости соблюдения законов Российской Федерации заявили в Совете муфтиев России, ДУМ Татарстана и Духовном собрании мусульман России. «Основными источниками мусульманского права являются Священный Коран и Сунна Пророка Мухаммада. В то же время, живя в своей стране, мы должны жить по законам государства… Их соблюдение обеспечивает стабильность и дальнейшее развитие государства», – говорится в заявлении СМР.

"Мы обеспокоены тем, что политический вопрос совершенно не оправданно приобретает религиозный оттенок, – заявили в ДУМ Татарстана.- Считаем категорически неприемлемым использование ислама в политических целях, а вовлечение Шариатского суда для их достижения дискредитацией этого института".

Осудив действия Хамхоева, муфтии сами оказались под огнем критики за то, что якобы выступили против шариата, не поддержав легитимность «шариатского суда». Впрочем, на фоне клерикальных тенденций последних лет позиция мусульманских деятелей Кавказа представляется абсолютно логичной, если не сказать единственно правильной.

КОМУ ВЫГОДНА КЛЕРИКАЛИЗАЦИЯ

В России долгое время боролись с проявлениями экстремизма и терроризма, тщательно прикрытыми исламскими лозунгами, не замечая более опасного для страны вызова, который изначально исходил не от мусульман, а именно – угрозы светскому характеру государства, под которым понимается равноудаление всех конфессий от государства.

Несколько лет назад в церковных, а затем и законодательных кругах появилась инициатива о внесении в преамбулу Конституции положения о том, что основой национальной и культурной самобытности России является только одна конфессия – православие, что де юре закрепило бы ее особый статус в масштабах всей страны, включая мусульманские регионы. В 2013 году необходимость соответствующего переформатирования Основного закона была озвучена депутатом Еленой Мизулиной, известной своими резонансными заявлениями и законодательными инициативами.

Концептуально закреплением особой роли православия вкупе с десоветизацией России и возрождением в ней монархии долгое время занимался Российский институт стратегических исследований, которым с 2009 по 2017 год руководил генерал-лейтенант Службы внешней разведки в запасе Леонид Решетников. Несмотря на серьезные финансовые и информационные ресурсы, брошенные на пропаганду царизма и «пробуждение» православных, идея отказа от принципа светскости не вызвала отклика в российском обществе, как и идея возрождения монархии. В марте 2017 года ВЦИОМ провел опрос, согласно которому подавляющее большинство россиян – 88% не поддерживает монархию и высказывается за республиканскую форму правления и светское государство. Не помог и проект «Новороссия», с которым были связаны большие надежды на пробуждение клерикальных и монархических настроений в российском обществе. Даже среди ополчения Донбасса оказалась популярнее советская модель, что нашло отражение в моде на пилотки и красные звезды. Это стало «холодным душем» для сторонников особого статуса православия, истративших на продвижение своих идей миллионы долларов.

Тогда ставка была сделана на внешний раздражитель. Роль нового катализатора процессов клерикализации в российском обществе была отведена исламу.

ИСЛАМ – СОЮЗНИК БОРЬБЫ СО СВЕТСКОСТЬЮ

По данным информированных источников, к президентским выборам 2018 года была спланирована так называемая «многоходовка» с использованием ДУМ Дагестана без ведома муфтия Ахмада Абдулаева. В разгар кампании по выборам главы государства в качестве кандидата в президенты России выдвинулась соблюдающая мусульманка и супруга уважаемого муфтия Дагестана Айна Гамзатова. Ее раскруткой руководила старший сотрудник РИСИ Галина Хизриева, имевшая многолетний опыт политического пиара. На тот момент Хизриева занимала должность главного редактора сайта Ислам.ру, находящегося под патронажем ДУМ Дагестана. На базе этого ресурса был создан своего рода оперативный штаб по продвижению мусульманской кандидатуры.

Выход на арену политического ислама должен был резко усилить конфессиональный фактор, привести к консолидации православных кругов в противовес якобы поднимающемуся и рвущемуся во власть исламу, актуализировав необходимость скорейшего закрепления в Конституцию особого статуса православия.

Несмотря на то, что ЦИК отказал в регистрации Гамзатовой, сославшись на огрехи в документах, распиаренный кандидат в хиджабе оказался болезненным раздражителем для российского общества. Интернет-пространство наполнилось сообщениями о наступлении политического ислама, в унисон которым зазвучали призывы к альтернативной мобилизации православных. Страшно представить, к чему могла привести эта авантюра, начиная с усиления конфессиональных противоречий и кончая полной дестабилизацией политической ситуации в стране со всеми вытекающими последствиями.

КОНСТИТУЦИЯ ПОД УДАРОМ

Но даже не доведенная до логического конца дагестанская «многоходовка» оказалась джинном, выпущенным из бутылки. Не прошло и нескольких месяцев, как бродивший по Дагестану призрак клерикализма наведался в Ингушетию, где оппозиция принялась апеллировать к исламу в противостоянии с действующим главой республики. Как и в случае с Дагестаном, в эпицентре политических баталий оказался местный муфтият во главе с Исой Хамхоевым, у которого не сложились отношения с Юнус-Беком Евкуровым. После закрепления границы с Чечней в сентябре 2018 года Духовный центр мусульман попытался превратить сугубо территориальный спор между соседними республиками в религиозный конфликт. Противники Евкурова не успокоились даже после решения Конституционного суда Российской Федерации, признавшего ингушский закон об установлении границы соответствующим Основному закону. В ответ муфтий Хамхоев, ставший по факту главным возмутителем спокойствия, снова пустил в ход «шариатский суд», выразив недоверие главе региона.

Сложилась казуистическая ситуация: действующая конституция РФ, утвердившая равные права и возможности для всех религиозных объединений, была поставлена под сомнение «шариатским судом». Неудивительно, что мусульманские деятели России единогласно выступили против этого шага, в корне противоречащего интересам российской уммы. Муфтия Хамхоева пригласили принять участие во внеочередном заседании Совета КЦМСК 12 января 2019 года. Как пояснили ИА IslamNews в координационном центре, «участники не будут обсуждать территориальные споры, встреча будет посвящена одному вопросу – о допустимых условиях применения шариатского суда в светском государстве». Более того, муфтии намерены в очередной раз озвучить мысль о том, что неправильная трактовка норм шариата ввергает народы в смуту, служит почвой для потенциальных межнациональных и внутриконфессиональных конфликтов.

Что же до виновника «торжества» – ингушского муфтия Хамхоева, то единственной для него возможностью сохранить лицо является отказ от фитны, шантажа «шариатским судом», попыток подрыва действующего конституционного строя и предания анафеме оппонентов. В противном случае он сам рискует потерять авторитет среди единоверцев, воплотив в жизнь нововведенное им же правило об отлучении от мусульманской общины.

Автор: Марат Расулов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика