Грядет ли смена политического курса России в отношении исламского мира?

Владимир Путин и саудовский король Абдалла Бен Абдель Азиз

Владимир Путин и саудовский король Абдалла Бен Абдель Азиз

Теги:



0
15 Мая 2009г. (20 Джумада аль-уля)
Президент России Дмитрий Медведев подписал указ "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020". В основу документа положены установки развития страны и обеспечения национальной безопасности, которые были озвучены в послании Дмитрия Медведева Федеральному собранию РФ 5 ноября 2008 года, сообщает сайт президента.

Работа над новой стратегией национальной безопасности, взамен утвержденной в 1997 году Концепции национальной безопасности РФ, велась в 2004 – 2006 годах, однако тогда документ не был завершен. В июне 2008 года по указанию Дмитрия Медведева работа над проектом возобновилась.



Согласно новой стратегии количество структур федеральных органов исполнительной власти будет сокращено. Расширятся компетенции судов в связи с рассмотрением жалоб на действия государственных органов и должностных лиц. В области образования будут введены новые стандарты.



В экономической сфере планируется продолжить процесс интеграции в мировую экономику, укрепить положение рубля. Кроме того, будут разработаны новые системы оценки финансовых рисков, повышены требования к капиталу финансовых учреждений.



В политической сфере Россия будет придерживаться идеи многополярного мира и принципа дипломатического урегулирования региональных конфликтов. Политика РФ будет направлена, прежде всего, как говорится в концепции, на укрепление связей со странами СНГ и ОДКБ, Евросоюзом, США, Китаем, Индией, странами «Шанхайской организации сотрудничества», Латинской Америки и Африки.



Как отмечает Ислам.Ру, исламский мир или отдельные его страны, а также Организация Исламская конференция в "Стратегии" в качестве приоритетных партнеров для сотрудничества не упомянуты.



Последний факт представляется довольно интересным, учитывая, что относительно недавно президент Дмитрий Медведев заверил, что начатый экс-президентом Владимиром Путиным внешнеполитический курс на развитие отношений с исламским миром получил продолжение. Официально данную позицию озвучил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на саммите Организации Исламская конференция в столице Сенегала Дакаре. Выступая перед присутствующими, министр заверил, что новый президент России Дмитрий Медведев "просил передать главам мусульманских государств теплые приветствия и подтвердить, что курс России на всестороннее развитие связей с исламским миром остается неизменным".



Говоря об истории развития российско-исламских отношений, нельзя не отметить, что ни при одном из российских лидеров эти отношения не развивались так динамично, как при Владимире Путине. Выступая в 2003 г. на саммите ОИК в Малайзии, Путин высказал знаковый исторический тезис. Он первым из российских руководителей назвал Россию, где проживает около 20 миллионов приверженцев ислама, "мусульманской страной". Некоторые наблюдатели сразу интерпретировали это как послание всему обществу, как попытку по-новому оценить российскую идентичность, призыв нестереотипно посмотреть на историю страны. Путину удалось установить доверительные отношения с целым рядом лидеров мусульманских стран, что во многом способствовало развитию двусторонних отношений.



Как прагматик Путин прекрасно понимал, что развитие партнерства с миром Ислама сулит России массу экономических и политических преимуществ. Он никогда не делал секрета из того, что углубление российско-исламского сотрудничества является одним из путей противостояния западной экспансии, формирования архитектуры многополярного мира и поиска новых союзников, одним из которых объективно является исламский мир.



В это время в России предпринимается ряд мер, призванных заложить прочный фундамент, на котором должны строиться российско-исламские отношения. Россия получает статус наблюдателя в Организации Исламская конференция, создаются российско-арабские деловые советы, начинает работать группа стратегического видения "Россия – исламский мир", происходит интенсификация контактов с лидерами ключевых арабских и мусульманских стран.



В этой связи вызывает недоумение отсутствие в подписанной президентом концепции национальной безопасности упоминания о развитии отношений с исламским миром в числе приоритетных направлений российской внешней политики. Означает ли это, что та гигантская работа, которая была проделана на "исламском" направлении в предыдущие годы, по какой-то причине стала невостребованной в нынешних условиях?





Прими участие в опросе

Автор: Рустам Адиуллин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика