Пол Зальцман – о добрых христианах Ку-клукс-клана

Пол Зальцман
В Казани презентовали фильм, посвященный проблеме расизма. Свою новую картину «Последний белый рыцарь» (The Last White Knight) зрителям представил сам режиссер – дважды лауреат престижной премии «Эмми» Пол Зальцман. Стоит отметить, что фильм смогли посмотреть только студенты Казанского федерального и Российского исламского университетов. За день до этого фильм был представлен в Москве на фестивале «Сталкер». В Казань режиссер прибыл всего на один день.



Много лет назад, будучи студентом, Пол Зальцман услышал о жестоком убийстве членами Ку-клукс-клана Джеймса Чейни, Эндрю Гудмэна и Майкла Швернера, которые боролись за право участия в голосовании темнокожих граждан в штате Миссисипи (США). Пол не смог остаться в стороне от проблемы расизма и отправился в Миссисипи, чтобы также отстаивать права темнокожих граждан. Однако он сам стал жертвой расистов, которые напали на него. Одним из нападавших был Дилей-де ла Беквит – белый расист, член Ку-клукс-клана. Он ударил Пола в висок, но тот смог убежать. И вот через сорок лет мистер Зальцман решает разыскать этого человека и снять документальный фильм о печальных событиях шестидесятых годов. Фильм строится на диалоге Пола Зальцмана и Дилея-де ла Беквита с описанием событий тех времен. В процессе работы над фильмом режиссер встретился и обсудил произошедшее в Миссисипи в шестидесятые с очевидцами тех событий. Он беседовал как с членами Ку-клукс-клана, так и с жертвами этой секты. К слову сказать, одним из собеседников режиссера был известный голливудский актер Морган Фриман.



По окончании просмотра фильма зрители смогли пообщаться с самим режиссером. Зал очень тепло встретил господина Зальцмана, что не мог не оценить сам режиссер. Кинематографист в течение часа старательно отвечал на все интересующие вопросы аудитории. Побеседовал с ним и корреспондент ИА IslamNews.



– Сегодня Ку-клукс- клан себя как-то проявляет?



– Клан до сих пор действует, но не так активно как в прошлые годы. Он гораздо сильнее в северных штатах Америки, чем южных. Есть несколько человек – членов клана, которые действуют в Канаде. В Миссисипи клан старается заслужить уважение. Традиционно клан всегда выступал против евреев, темнокожих и католиков. Сейчас они не выступают так открыто, но для того чтобы приобрести большую популярность в наши дни, они выступают против незаконной миграции с Мексики, с юга. И главный герой фильма – Дилей – в беседе со мной отметил, что он не очень беспокоится сегодня о клане, его сейчас больше волнуют проявления неонацизма.



– Получается, им все равно против кого бороться, главное, чтобы те, против кого они борются, были не такими как они?



– Да, это действительно так. Я бы сравнил это отношением русских к тем, кто приезжает из Средней Азии. Но они стараются сейчас получить репутацию не настолько агрессивной организации.



– Чего они добиваются, какова их основная цель?



– Они борются за белую расу. Некоторые из них публично не заявляют об этом, некоторые заявляют. Публично они заявляют, что они за Америку, и что против незаконной миграции. Когда я был там в 1965 году как защитник гражданских прав, членами клана были шерифы, сотрудники полиции. Они не только были членами клана, но и поддерживали их. Они контролировали, чтобы черные люди не претендовали на власть белых, не претендовали на деньги белых. Их никто не разгоняет, пока они не начинают вести себя агрессивно, т.е. не совершают противоправных действий, поскольку каждый человек в Америке имеет право на собрания. На своих собраниях они говорят о Боге, о Христе, позиционируют себя как добрые христиане.



– Как священники и мирные христиане относится к тому, что клан прикрывается религией?



– Большинство не согласны. И тех людей, которые не согласны с кланом, гораздо больше.



– А по отношению к мусульманам члены клана себя как-то проявляют?



– Возможно, но открыто не проявляют. В частности, когда Барак Обама победил на выборах, они просто сказали: Президентом стал мусульманин.



– Их идеи перекликаются с идеями нацисткой Германии. Как так случилось, что в стране, которая позиционирует себя как оплот демократии, по сей день существует такое движение?



– Соединенные Штаты были основаны на рабстве. Белый дом и конгресс были построены рабами. Они забирали землю у индейцев. До избрания на должность Президента Барака Обамы, в Соединенных Штатах существовало около тысячи расистских группировок, сейчас по некоторым данным их количество возросло в два раза. Безусловно, есть очень много американцев, которые являются хорошими людьми, но так, как и в любой стране, в любом обществе есть люди, которые не хотят смотреть на себя со стороны и предпочитают обвинять в своих проблемах других.



– Клан это все-таки закрытая группировка, а в самом обществе, в широких массах расизм как-то проявляется?



– Если быть честным, то я вижу это в любой стране. Человеческое сердце одинаково у всех. Мы всегда делаем выбор между любовью и ненавистью. Но это не только и не столько о расизме, поскольку расизм имеет отношение к цвету кожи. Я провожу очень много времени, работаю со школами, где мы обсуждаем проблему предрассудков. Предрассудки по отношению к женщинам, к мусульманам, к евреям, к очень полным людям или людям маленького роста. Природа предрассудков основана на чувстве стыда (комплексе): если я не уверен в себе и плохо о себе думаю, тогда я начинаю относиться с высока ко всем остальным, и начинаю чувствовать себя лучше. И проблема заключается в том, что в этом случае человек чувствует себя гораздо лучше, но на короткий период времени. И тогда возникает потребность в этом снова, снова и снова. Если люди закрывают свое сердце от других, они могут совершать ужасные поступки, но в итоге они умирают внутри себя.



– Не хотели бы Вы представить этот фильм на Казанском международном фестивале мусульманского кино?



– Мы обсуждали эту тему на встрече в Министерстве культуры Татарстана. Мне было бы интересно поучаствовать. У нас была встреча в министерстве культуры, и мы рассматриваем возможность реализации какого-то общего проекта. Мы все прекрасно понимаем, что в мире нет одинаковых людей, нашей основной задачей является выстраивание диалога. Поскольку у некоторых людей, живущих в северных штатах, есть определенные страхи по отношению к мусульманам, особенно после событий 11 сентября, когда я устраиваю показы своих фильмов, я всегда поднимаю вопросы построения диалога. Вы от рождения – мужчина, или вы от рождения – женщина. Это не ваш выбор, вы пришли в мир такими. Мои родители были евреями, я не выбирал свою национальность. Также как и вы родились мусульманином. Я понимаю, что некоторые евреи в этом мире являются нехорошими людьми, но большинство из них – это хорошие люди. Также могут быть разные люди и среди мусульман, и среди христиан, среди индусов. Но большинство людей – они хорошие. И когда вы говорите, что не любите христиан, не любите евреев, не любите мусульман, не любите женщин или мужчин, вы просто упускаете этих хороших людей в своей жизни. Таким образом, вы лишь обманываете сами себя.

Автор: Гульназ Бадретдин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика