Исламский модернизм в России: мифы и рельность

Болгарская исламская академия без академиков

Болгарская исламская академия без академиков

Теги:


1
27 Ноября 2017г. (08 Раби аль-авваль)
В недрах ДУМов появилась группа мусульманских деятелей, которые пытаются выработать свою концепцию современного понимания ислама. Нередко, выдвигаемые ими идеи ошарашивают окружающих и в первую очередь тех мусульманских деятелей, которые получили образование в международных исламских вузах за рубежом.

Известно, что современное исламское образование в России страдает от нехватки квалифицированных кадров в области академического богословия. В России с ее более чем 20 миллионным мусульманским населением практически нет богословов с кандидатским минимумом в области исламских наук. В то же время в соседней с нами европейской стране, где ислам, также как и мы, исповедуют коренные жители, – в Боснии и Герцеговине на 2 миллиона мусульман приходится около 100 человек, имеющих кандидатский минимум.

Также не секрет, что многие российские муфтии и члены различных советов улемов не владеют арабским языком в достаточной мере, например, позволяющей готовить богословские доклады и участвовать в международных научно-богословских дискуссиях и конференциях. Думаю это является серьезной причиной оторванности научной исламской мысли России от научно-богословской базы современного исламского мира.

Представители молодой и амбициозной группы, о которой упомянуто выше, получили неплохое российское образование, но, к сожалению, слабо владеют языком Корана, что не дает возможности вести свободную богословскую дискуссию с коллегами в мусульманском мире. Данный пробел они решили компенсировать разработкой просвещенного модернистского ислама.

При этом хотел бы напомнить, что мусульманские улемы, такие как Габденнасыр Курсави, Шигабутдин Марджани, Ризатдин Фахретдин, Абдурашид Ибрагимов и многие другие представители дореволюционной науки, вели активный богословский дискурс со своими коллегами в исламском мире. Более того, они имели собственные труды на языке Корана. Поэтому возникавшие у них идеи реформ сочетались с процессами, проходившими в те времена в международном исламском научно-богословском сообществе.

Мусульманская умма – это один единый организм. Поэтому проведение реформ в отдельно взятом регионе (стране) без учета процессов в исламском мире напоминает попытку врача лечить какой-либо орган (будь то голова или желудок) без учета общего состояния больного.

Посему я вижу, что сегодня главным для успешного общего развития и реформ российской уммы, является необходимость привлечения зарубежных богословских академических кругов, чтобы через создание высококвалифицированных кадров подтянуть исламское образование в России хотя бы до уровня славянских единоверцев в Боснии. А это с учетом разницы населения – около тысячи мусульманских богословов с кандидатским минимумом.

Тогда, возможно, впору будет заняться реформаторством и модернизмом с учетом имеющегося научного и социально-политического потенциала, а также практических наработок его реализации в мусульманском мире.

Автор: Мухамед Саляхетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

99 27 Ноября 2017г.
Ответить

Надо читать КОРАН ,там все понятно изложено чем сегодня должен заниматься каждый мусульманин, у меня что своих мозгов нет, обратно тебя будут учить как надо жить. Читать КОРАН и он потихоньку открывается СУБХАН АЛЛАХ и разум меняется.

Яндекс.Метрика