"Атом" в мирных целях. От Кириенко ждут ускоренной социализации российского ислама

Сергей Кириенко
 Борьбой с ростом радикализма в молодежной среде озабочены, без преувеличения, властные и силовые структуры всех стран СНГ. Специалисты-религиоведы и социологи указывают на то, что к радикализации ведет ряд причин, которые были порождены сломом советского социума в конце 20-го века.

Сложное экономическое положение вынуждает людей мигрировать и они оказываются в иноязычной и иноконфессиональной среде, что порождает  проблему сохранения религиозной и национальной идентичности. Зачастую, столкнувшись с атмосферой национальной и религиозной нетерпимости мигранты попадают под влияние радикальной идеологии.

«Молодежь стремится решить свои проблемы, вырваться из роли социального аутсайдера и, как следствие, «бежит впереди паровоза», пытаясь изменить все и вся. Такая «самоотверженность», естественно, раздражает общество, которой непривычно, что что-то или кто-то, радикальным образом может изменить образ их жизни», – отмечает ведущий научный сотрудник Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова Республики Казахстан Еркин Байдаров.

Он считает, что необходимо добиваться дерадикализации взглядов молодых людей, подпавших под влияние экстремистских организаций, в том числе путем их социализации в обществе с привлечением психологов, теологов, социологов.

Со своей стороны теолог из Кыргызстана  Кадыр Маликов, выступая ходе видеомоста Москва  – Астана  – Баку  – Бишкек  – Минск, организованного МИА «Россия сегодня» и  посвященного борьбе с распространением религиозного экстремизма в СНГ, отметил, что демократия позволяет использовать не только репрессивные, но в большей степени профилактические меры. Молодежь, по его словам, начинает искать решение социальных проблем в религии и это ставит вопрос о соотношении демократии и ислама, и светского общества, и религии в целом. В этой ситуации важен поиск баланса, потому что жесткие рамки, например, светскости по советскому образцу зачастую формируют у молодежи образ врага в лице государства.

Маликов указал, что идеология ИГИЛ (запрещенной в РФ) в своей основе базируется на идее построения теократического государства, и в связи с этим важно формировать  альтернативу этой идее в рамках самого ислама.

«Встает вопрос насколько ислам может быть интегрирован в правовую систему общества. Самый больной вопрос: как гармонизировать государственно-исламские отношения. Крайности – светский радикализм и религиозный радикализм приведут к расколу общества и краху государства», – заявил Маликов.

Он также отметил, что сегодня на постсоветском пространстве нет даже научной дискуссии о том, куда движется общество в постсоветских государствах. Поэтому необходимо гармонизировать отношения в обществе и выработать правила жизни в одном государстве, чтобы в нем было хорошо и верующим, и атеистам, и светским людям.

Его поддержал эксперт Ассоциации политических исследований Казахстана Ерлан Рыспеков, который отметил, что нужно отказаться от практики маргинализации практикующих мусульман, и отделить радикализм от естественных проявлений религиозности. По его словам, дело доходит до того, что некоторые во всеуслышание заявляют, что мечети заполненные молодёжью – это проявления радикализации общества. Он отметил, что политика государства по отношению к экстремизму и по отношению к исламу должна быть четко разграничена.

Рыспеков призвал к выработке социального договора между религией и государством чтобы со стороны практикующих мусульман добиться полной лояльности отказа от вмешательства в политику, а со стороны государства – подчеркнутого уважения к верующим и полной свободы индивидуальной религиозной практики, включая ее внешние атрибуты.

Идея о том, что нужно каким-то образом заниматься социализацией мусульман давно витает в воздухе и разговоры об этом ведутся продолжительное время. Кое-кто, возможно, помнит проект под названием «Русский ислам», который развивали политтехнологи Сергей Градировский и Петр Щедровицкий в начале 2000-х годов. Тогда же циркулировала информация, что проект поддерживал Сергей Кириенко, занимавший в то время должность полномочного представителя президента в Приволжском федеральном округе.

Сейчас Кириенко сейчас занимает должность Первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации и занимается внутренней политикой. Вполне возможно, что при нем отношения между мусульманами, которые уже сформировались в устойчивую социальную группу и имеют, в том числе, значительное число активной молодежи, и государством, претерпят изменения.

Мусульманский сегмент социума становится все более заметным и его энергию необходимо использовать для позитива и созидания. Кириенко в свое время занимал пост руководителя «Росатома» и знает, как использовать «атомную энергию в мирных целях». Можно допустить, что при нем мусульман ожидает еще один, а может и не один, проект по вовлечению в общественные процессы.

В любом случае мысли о том, что нужен социальный договор государства с мусульманами в целях стабилизации обстановки в обществе и не допустимо маргинализовывать и выталкивать на обочину социума активно практикующих религиозные обряды верующих, которые, в силу несовершенства, в первую очередь, трудового законодательства, зачастую лишены возможности делать карьеру на производстве за пределами так называемых «мусульманских» республик, очень своевременно вброшена в поле для обсуждения.

Эксперты свое слово сказали; осталось, чтобы свою точку зрения на это высказали представители власти.

Автор: Хасан Настетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика