Высшие цели шариата

Многие исламские ученые ставят свободу вероисповедания на первое место

Многие исламские ученые ставят свободу вероисповедания на первое место

Теги:


0
21 Июня 2019г. (17 Шавваль)

Высшей целью шариата является достойное бытие людей в этом мире и в будущей жизни. В общих чертах, потребности общества делятся на крайне необходимые, обычные и дополнительные (которые делают жизнь более приятной) – именно в таком, убывающем по значимости, порядке.

Возглавляет перечень первая категория, в которую входят широко известные «Пять целей шариата», нацеленных на охрану и защиту: (1) жизни, (2) разума, (3) религии, (4) собственности и имущества, (5) продолжения рода и сохранения вида. Каждая из этих целей подразделяется на категории и разветвленные подкатегории, вплоть до, казалось бы, незначительных деталей и регулируется соответствующими моральными и/или правовыми решениями. Сопротивляясь искушению глубоко погрузиться в эту необъятную тему, мы все же можем выделить важнейшие идеи в каждой из категорий в надежде прояснить общую картину.

Охрана и защита жизни включает в себя право на жизнь и обязанность защищать ее, что влечет за собой запрет на убийство и определяет допустимые исключения, такие как справедливая война или судебный приговор. Обращаться за медицинской помощью в случае болезни и остерегаться недомоганий, избегая всего ведущего к ним, – это всё обязательства, предписанные исламом; из них вытекают и правила питания, поощрение хорошей физической формы за счет упражнений, соблюдение личной гигиены и чистоты в доме, на улице и в окружающей среде. Неслучайно одно из самых впечатляющих изречений Мухаммада гласит: «Бог не создал болезни, не создав средства для их излечения, некоторые уже известны, а некоторые еще нет», – в нем стимул для продолжения исследований. Кстати, правила карантина – изоляции больных людей – были основаны вразумлением Мухаммада: «Если в городе мор, не входите в него, если вы снаружи, и не выходите, если уже внутри».

Поощряется также развитие сельского хозяйства. В этой связи учение пророка Мухаммада включает в себя следующие императивы: (1) если настанет Судный день и у вас в руке будет росток для посадки, поспешите посадить его, если сможете; (2) тот, кто возделывает землю, будет вознагражден за каждую душу, которая питается из полученного урожая, включая птиц и животных и даже вора, который крадет его; (3) ни одно дерево не должно быть срублено или сожжено в целях ведения войны. Экологическая осведомленность и уважение к окружающей среде являются обязательными. Круговорот воды в природе описан в Коране, потому сохранение мирового океана в чистоте предписывалось Мухаммадом. «Никакая птица или зверь не должны быть убиты, кроме как для употребления в пищу», – одно из его наставлений. Пророк заповедал доброту по отношению к животным и воздержание от чрезмерной нагрузки на них.

Охрана и защита разума. Разум – отличительное свойство человека. Это инструмент, с помощью которого мы познаем добро и зло и можем исследовать свою внутреннюю природу и Божье творение вокруг нас. Созерцание, обдумывание решений, осмысление бытия – это религиозные обязанности, и Коран порицает тех, кто не пользуется данным им разумом. Свобода мысли и слова является основным человеческим правом. Стремление к знаниям – не только право, но и долг в исламе. Первым словом в Коране был императив «читай», и Коран говорит: «Они не равны, те, кто обладают знаниями, и те, кто их не имеет, так же как свет и тьма», и «Поистине, боятся Аллаха из Его рабов лишь ученые». Научный поиск, если прибегнуть к юридической терминологии, можно назвать «выявлением Божьего замысла в Его творении»; он является обязанностью тех, кто способен к его осуществлению. Цензуры в отношении разума нет, и ни один человек не может требовать власти над другим в этом отношении. Интеллект должен быть защищен не только от цензуры, но и от репрессий, страха, тревоги и стресса. Все, что притупляет или убивает разум, отвратительно, следовательно, употребление алкоголя и наркотиков категорически запрещено в исламе, даже в небольших количествах.

Свобода религии. Многие исламские ученые ставят свободу вероисповедания на первое место, однако очевидно, что без интеграции жизни и разума исполнение религиозных обязанностей становится безосновательным. Свобода религии и вероисповедания – это базовое человеческое право, и мы имеем в виду не только мусульман. Заставить кого-то принять ислам – значит противоречить его сути, ведь в Коране говорится: «Нет принуждения в религии» (2:256). До́лжно строить мечети, молельные дома, и любой проступок против них считается распространением нечестия на земле. Когда на мусульман нападают из-за их религии, они имеют право и обязанность защищать ее. Коран говорит: «Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха» (22:40).

Защита собственности и имущества. Право собственности является нерушимым, и не существует каких-либо запретов или ограничений на накопление денежных средств, но при условии, что оно достигается законными способами. Богопротивные пути накопления благосостояния в исламе определены и включают в себя ростовщичество, мошенничество, подлог, воровство, монополию и т.д. Также прописаны правила коммерческих сделок и обмена. Права капитала увязаны с его обязанностями, такими как налогообложение и пожертвования, соответствующие потребностям общества. Закят является обязательным налогом и составляет примерно 2,5 процента денежного дохода, полученного человеком в течение года; иные размеры отчислений устанавливаются на доходы от сельского хозяйства, животноводства, недвижимости и промышленности. За благосостояние каждого человека солидарную ответственность несет все сообщество, и никто не может вести себя так, будто живет на необитаемом острове.

Деторождение и защита рода. Официальный брак, заключенный при проведении торжественной церемонии и документально подтвержденный брачным договором, является единственным законным способом для пары создать семью и родить детей (в шариате четко определены обстоятельства, которые делают брак пары недопустимым). Происхождение законнорожденных детей по прямой линии от указанных родителей, право с уверенностью знать отца и мать, а также свое потомство являются обязательными. Шариат настаивает на кормлении грудью в течение оптимального срока – двух лет.

Внебрачная половая связь (в том числе добрачный секс) является греховной и становится юридически наказуемым преступлением, если засвидетельствована четырьмя надежными свидетелями. Допускается планирование семьи (посредством естественных или медицинских методов), в случае если оно не влечет за собой убийство (то есть аборт: плод имеет право на жизнь и получение наследства по завещанию или пожертвования).

Стремление к чадородию и лечение бесплодия приемлемы, но лишь в рамках дозволенного шариатом.

Усыновление по западному образцу не разрешается, но приемное родительство или содержание нуждающихся детей возможны как благотворительность. Никакой лжи при объявлении подлинного сыновства или дочеринства – детям говорят правду об их происхождении. Если по достижении совершеннолетия приемный ребенок, который воспитывался в семье, выражает желание вступить в брак с биологическим ребенком этих родителей, предложение не может быть отвергнуто на том основании, что они брат и сестра, так как в действительности они ими не являются.

Подробно изложены взаимные права и обязанности супругов, отношения между родителями и детьми. Детально прописаны поведение в семье и правила наследования. Обеспечение семьи является обязанностью мужа, в то время как финансовый вклад жены целиком на ее усмотрении. Женщины имеют права на независимую индивидуальную собственность, наследование и образование, вдобавок право работать, если это совместимо с целостностью семьи. Мужчины и женщины имеют равное человеческое и духовное достоинство, обязательства (и запреты) ислама применяются к ним одинаково.

Автор: Хассан Хатхут

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика