Католики, мусульмане и протестанты обсудили проблему нехватки храмов

В начале июля в Москве прошел круглый стол, посвященный межрелигиозному диалогу в современном мире «Право на молитву: опыт споров вокруг православных, католических и лютеранских храмов, домов молитвы, мечетей». Мероприятие было организовано Центром по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН совместно с «Международным фонд Христианская Солидарность».

Открывая круглый стол, директор Фонда Дмитрий Пахомов отметил, что мы живем в те времена, когда государство больше не воспринимает религию враждебно или настороженно, а в основе политики власти – социальное партнёрство с религиозными объединениями и гармонизация межконфессиональных отношений. Он подчеркнул, что в Конституции России упоминается вера в Бога, а также закреплены права всех граждан страны открыто исповедовать свои убеждения. При этом далеко не все конфессии, в том числе традиционные, исторически укорененные в России, обладают равными возможностями на практике реализовывать свои законные права.

По словам Пахомова, это проявляется в трудностях со строительством культовых зданий, спорами вокруг выделения участков под строительство храмов, домов молитвы и мечетей, сложностями с передачей религиозным организациям имущества религиозного назначения, которое изначально было предназначено для богослужений еще до революции. «Почему так происходит – это риторический вопрос», – подчеркнул спикер.

Задача номер один в решении данной проблемы – это согласование позиции и интересов граждан разных взглядов, уверен Пахомов. «Необходимо выстраивать широкий диалог власти, общества, религиозных объединений на основе существующего законодательства – ради защиты религиозной идентичности и суверенитета, ради мира и согласия в стране, ради созидания здорового и полноценного гражданского общества в России», – подчеркнул он.

Выступающий напомнил, что президент России Владимир Путин всегда уделял особое внимание темам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений в России. «Заканчивая Прямую линию с народом, он произнес слова, в которых отметил, что главный золотой запас России – это наш многонациональный и многоконфессиональный российский народ, и его глубоко внутреннее духовное начало. Между тем, в России, вопреки воле гаранта Конституции, почему-то по-прежнему сохраняется фактическое неравенство между представителями различных религиозных и конфессиональных групп, официально зарегистрированных минюстом на территории страны», – резюмировал глава Христианской солидарности.

Еще один организатор круглого стола – заместитель директора Института Европы РАН, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН, доктор политологических наук Роман Лукин отметил, что право на молитву имеет конкретные измерения – это сотни зданий, которые не возвращены религиозным организациям. «Есть сотни исторических зданий мечетей, которые необходимо вернуть верующим», – сказал он.

Религиозные организации, подчеркнул Лукин, – это часть фундамента гражданского общества и оттого, насколько людям комфортно верить и реализовывать свое право на свободу вероисповедования, зависит межнациональное и межрелигиозное согласие. Кроме этого, по его словам, важно наличие социальной солидарности в обществе. «Если нет согласия, то не будет и этой солидарности. Пандемия показала, как легко нарушаются права верующих и как сложно договориться, если нет культуры диалога», – отметил спикер.

Лукин также обратил внимание на то, что после принятия «Закона Яровой» о миссионерской деятельности, наступила новая эпоха. «При этом установление контроля сочетается с вакуумом религиозного диалога между организациями и диалога с властью. Это достаточно опасная ситуация, из которой нужно находить выход», – сказал он.

На круглом столе выступил представитель ДУМ РФ Ильгизар Давлетшин. По его словам, общеизвестной проблемой российских мусульман является острая нехватка храмов и культурных центров в городах, препятствование региональных властей в их строительстве, а также трудности с передачей или возвращением имущества религиозного назначения, реквизированного в советское время. «Отсутствие храмов усложняет работу с мусульманской молодежью, поскольку они начинают черпать знания о религии из сомнительных источников», – посетовал мусульманский деятель.

Как пояснил Давлетшин, в России до сих пор остается немало областных центров и городов, в которых либо отсутствуют мусульманские храмы, либо их количество ничтожно мало. «Это Екатеринбург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж, Рязань, Волгоград и многие другие города. Несмотря на многочисленные просьбы на протяжении десятилетий региональных духовных управлений к властям с вопросом о выделении земельных участков под строительство мечетей или запросы о возвращении отнятых храмов, они остаются неуслышанными, а пробелы нерешенными. Хотя число мусульман с каждым годом неуклонно растет – сегодня число российских мусульман составляет 25-28 миллионов человек, из них 10% – в Москве», – сказал он.

По мнению представителя ДУМ РФ, проблему острой нехватки мечетей в крупных городах России частично могло бы решить возвращение в собственность мусульман былых объектов культовой архитектуры, незаконно экспроприированной в годы воинствующего атеизма и ныне находящегося в собственности различных государственных органов. По его словам, с целью сбора документов, подтверждающих право мусульман на тот или иной объект в регионах, в ДУМ РФ на сегодняшний день ведется работами с архивными данными. «На основании этих документов мы собираемся отстаивать свои права», – подчеркнул Давлетшин.

В качестве яркого примера по данной проблеме он назвал здание бывшей мечети в Ростове-на-Дону, которая недавно была передана под джазовую школу, во Владикавказе в мечети располагается планетарий, в Ставрополе – музей изобразительного искусства. «В Волгограде даже развалины мечети не могут передать в собственность мусульман», – заметил он.

Отдельно Давлетшин остановился на проблеме нехватки мечетей в Москве, напомнив, что недавно муфтий Равиль Гайнутдин выступил с инициативой строительства в парке Патриот храмов и представителей других традиционных религий.

С аналогичными проблемами в России сталкивается и Католическая Церковь. Проблемы католиков на примере Калининградской области озвучил вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве Николай Дубинин. «В Калининградской области огромное католическое наследие. На территории области около 200 объектов – часовни, храмы и даже епископские замки. Но на сегодняшний день католической церкви возвращено всего три исторических здания», – рассказал он.

По мнению епископа, право на молитву у нас абсолютно не везде и не всегда очевидно, прежде всего для тех, от кого зависит решение о передаче или, наоборот, о препятствиях для верующих в получении места для молитв. Также, по его словам, абсолютно не очевидна такая вещь, как историческая справедливость в том, что оспаривается религиозное предназначение храма, которое отобрали и обезобразили или перестроили».

«Право на молитву у нас не всегда работает, и со стороны властей, когда речь идет о выделении участков для постройки храмов», – отметил он и привел в пример многолетнюю борьбу церкви за выделение участка под строительство еще одного католического храма в Москве. «Доходило до Папы Римского и президента, есть его распоряжение выделить участок, и в очередной раз недавно мы получили ответ, что в Москве свободных участков нет», – развел руками клирик.

Заместитель генерального секретаря Российского Евангельского Альянса, старший пастор Церкви христиан веры евангельской «Слово жизни» из Калуги, епископ Альберт Раткин также остановился на проблеме получения разрешения на строительство мечетей и храмов представителей тех конфессий, которые не являются титульными в России. «Мусульмане Калуги до сих пор не могут получить разрешение на мечеть», – привел конкретный пример он. С такими же проблемами сталкивается и его церковь – судебные тяжбы за право на здание для Церкви христиан веры евангельской в Калуге длятся уже 21 год.

«Нашим государством сделано уже много для того, чтобы религиозные организации становились более прозрачными, мотивируя это необходимостью обеспечения безопасности. Иногда, к сожалению, под видом этой безопасности у нас забираются права и свободы. Часто такая мотивация подкрепляется через СМИ с запугиванием граждан, когда на телевидении выходят сюжеты про деструктивные секты, сносах «не наших» храмов, мечетей, газовых атак в метро и т.п.» – отметил в своем выступлении Раткин и задался вопросом «как найти баланс между свободой и безопасностью?»

По его словам, в регионах и муниципалитетах созданы структуры, уполномоченные на работу с религиозными структурами. Но на деле очень часто их целью является не выявление проблем и поиска адекватных ответов, а попытка скрывать наличие проблем религиозных организаций. «Если ты начинаешь выступать немного настойчивее, то уполномоченный чиновник выбирает более сговорчивого», – говорит он.

Альберт Раткин уверен, что, усложняя из года в год процедуры получения разрешения на строительство религиозных зданий и земли под них, власть побуждает религиозные организации искать пути легального обхода бюрократических препятствий: здания строят в частном секторе, а потом пытаются регистрировать. «Из-за этого возникают проблемы и такие строения вынуждают сносить. В этом году есть уже несколько судебных решений о сносе протестанстских зданий», – отметил он.

Раткин обратил внимание и на то, что чаяния верующих зачастую не получают понимание и поддержку со стороны местных властей, в чем немало вины самих религиозных организаций. «С момента запрета создания партий по религиозному признаку прошло много лет. Религиозные организации перестали работать с политиками и партиями, разъясняя суть проблем на пути осуществления своей деятельности», – посетовал он.

Ранее председатель Духовного собрания мусульман России, член Общественной палаты РФ муфтий Альбир Крганов призвал закрепить в законе единые подходы к выделению участков религиозным объединениям. «В разделе рекомендаций разным структурам мы предлагаем в законодательстве уточнение о том, что у нас должна быть единая нормативная база выделения земельных участков религиозным объединениям. Таковой пока у нас нет, и мы отдаем решение этой проблемы на откуп местных чиновников, что приводит к проблемам», – сказал муфтий в ходе презентации доклада «Вопросы соблюдения прав мусульман в России».

Автор: Гульназ Бадретдин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Лев Дубиковский 14 Июля 2021г.
Ответить

В 21 веке вести разговоры о постройке новых храмов и мечетей, оскорбительно для разумных людей. Религия, опиум для народа, это должно рассматриваться обществом, как оскорбительное действие религий на сознание адекватных людей. И иметь карательные последствия вплоть до заключение под стражу.

Яндекс.Метрика