В издательстве «Российская газета» выходит новая книга Евгения Примакова. Одна из глав - о Северном Кавказе. Публикуя этот материал, хотели бы обратить внимание читателей на то, сколь тонко реагирует и живо чувствует затрагиваемые проблемы один из ветеранов российской политики (мы помним из какой трясины он вытаскивал экономику, будучи премьер-министром). И, казалось бы, чему тут удивляться? Удивление вызывает не мудрость Примакова как таковая, а убогость тех «молодых да резвых», которые тужатся из всех сил, но не могут предложить Кавказу внятную государственную политику. Все на что хватает их аналитических способностей, это предлагать тотальное уничтожение всех и вся под предлогом борьбы с экстремизмом.
К теме угрозы разбалансирования межнациональных и межконфессиональных отношений в России непосредственно примыкает сложная ситуация на Северном Кавказе.
До сего времени Центр шел двумя путями для урегулирования положения. Первый - условно говоря, «кадыровский эксперимент», когда Москва признает больше прав за северокавказскими лидерами, рассчитывая в том числе на то, что они сыграют ведущую роль в подавлении боевиков. События в Чечне демонстрируют много аргументов в пользу такого пути. Однако существуют и немалые издержки, среди которых вынужденное согласие с тем, что власть на местах не только может, но и перерастает во всевластие, не ограниченное законом. Второй путь - условно говоря, «хлопонинский эксперимент»: создание Северо-Кавказского федерального округа, применение комбинации из социально-экономических мер и решительных силовых приемов против вооруженных нелегальных формирований с целью все большего втягивания Северного Кавказа в российские государственные структуры.
Думаю, что применимы оба эти пути с учетом их естественной корректировки по ходу дела. Но при этом, как представляется, необходимо не просто принимать во внимание, но исходить из ряда реальностей. Главная из них - объективный процесс роста влияния ислама. Волна исламизации - глобальный феномен (О причинах такого феномена говорится в моей книге «Мир без России? К чему ведет политическая близорукость». Новое доп. изд. М.: Российская газета, 2010). Следует, очевидно, учитывать, что происходившее в течение двух столетий включение Кавказа в Российское государство осуществлялось в условиях не подъема, а упадка мирового ислама. Сегодня положение принципиально иное, и было бы ошибкой абстрагироваться от влияния взрывного подъема мирового ислама на положение на Северном Кавказе.
Но подъем исламизма на Северном Кавказе обладает рядом особенностей. Среди мусульман в странах Западной Европы, например, распространяются главным образом требования к «титульной нации» признать их права на исключительность - в одежде для женщин, в образе жизни - то есть без нарушения существующих конституций. А у нас, на Северном Кавказе, остроту приобрела вооруженная борьба «боевиков», ставящих своей целью исламизацию существующих государственных структур. Уход в лес многих молодых людей, думаю, преобладающего большинства, не вызван поголовно столь распространенной версией – местью за погибших близких родственников. Далеко не все они стали боевиками из-за того, что в условиях повальной безработицы им нечем заняться. Нельзя сбрасывать со счета, что под влияние экстремистских исламских проповедников многих из них подталкивает возрастающее нежелание мириться с охватившей местную властную структуру коррупцией, распространившимся вглубь и вширь беззаконием - все это на Северном Кавказе выражено гораздо в более контрастных тонах, чем на других территориях России.
Почему я сопоставил положение на российском Северном Кавказе с Западной Европой? И в России, и в Западной Европе мусульмане составляют меньшинство. И тут и там на них воздействует подъем исламизма в мире. Однако отличаются друг от друга и мотивы, и формы борьбы исламистов в этих двух регионах.
Экстремизм поднимает голову и в тех странах, где мусульманское население составляет большинство. Там он в основном направлен против светских или умеренных исламских режимов. Еще одна характеристика, которую, как представляется, нужно иметь в виду: нельзя считать, что государства с исламскими режимами являются союзниками экстремизма в исламском движении в целом и исламских экстремистов на Северном Кавказе в частности. У нас часто проявляется элементарное заблуждение: раз экстремисты на Северном Кавказе выступают под лозунгом ваххабизма, значит, их поддерживает Саудовская Аравия с ее ваххабитским режимом. Прежде всего - уверен в этом - наши «ваххабиты» не знают, что между учением Абд аль-Ваххаба, с которым он выступил в XVIII веке, и идеями джихадистов (исламских экстремистов) существуют фундаментальные различия. (В 2010 году в России была издана переведенная на русский язык книга научного сотрудника Центра исламо-христианского диалога при Джорджтаунском университете (США) Натаны ДеЛонг-Ба «
Реформы Мухаммада Ибн Абд аль-Ваххаба и всемирный джихад». Тем, кто интересуется истинной сутью ваххабизма, рекомендую эту книгу.) В 2008 году мне довелось беседовать с королем Саудовской Аравии Абдаллой. Он меня принимал не в первый раз, и поэтому беседа вышла за формальные рамки. Я спросил короля о его отношении к экстремистам-джихадистам. «Я решительный сторонник умеренного ислама», - ответил король Саудовской Аравии.
Привожу этот эпизод совсем не для того, чтобы показать отсутствие связей экстремистов на Северном Кавказе с радикальными, экстремистскими и террористическими организациями на Ближнем Востоке. Но такие существующие связи - переброска оружия, финансирование по различным каналам, проникновение извне матерых преступников-террористов, которые подчас занимают командные позиции в бандформированиях, - осуществляются не по государственной линии. Такая констатация важна, так как руководства Саудовской Аравии, Египта, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Кувейта, Сирии, Иордании можно и нужно рассматривать как потенциальных сторонников, способных теми или иными мерами помочь в борьбе с исламским джихадизмом на Северном Кавказе.
Для характеристики положения на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, важно отметить, что опасность не только в том, что несколько сотен молодых людей начали вооруженную борьбу, совершают нападения на представителей власти, террористические акты против мирного населения. Главная опасность в том, что против них не настроена большая часть местного населения, а многие втайне им сочувствуют. Без перелома в таких настроениях тщетными будут попытки полностью подавить исламистов-экстремистов.
Нужно всем, кто добивается стабилизации обстановки на Северном Кавказе, а их преобладающее большинство в России, понять, что борьба предстоит долгая и далеко не ограничится отстрелом главарей бандформирований. При продолжении силового подавления боевиков необходимо сконцентрироваться и на других мерах. Одну из них мы уже правильно определили: социально-экономическое развитие отсталых в этом отношении республик Северо-Кавказского региона. Даже этап строительства производственных объектов создает благоприятную обстановку, которую можно максимально использовать. Речь идет о приезде на Северный Кавказ высококвалифицированных специалистов из других регионов России, преимущественно русских (значительная часть русскоязычного населения покинула этот регион), их совместной работе с местной молодежью, которую следует специально привлекать на сооружение этих объектов, о широкой подготовке местных кадров для последующей работы на создаваемых предприятиях.
Наряду со строительством больших производственных объектов необходимо возрастающее внимание уделять поддержке «кавказского духа предприимчивости»: созданию малых предприятий, сельских сбытовых кооперативов, сервиса, связанного с туризмом, и т.д. Такая нацеленность государственной стратегии инвестиционного развития Северного Кавказа создает альтернативу, пусть ограниченную, трансферту средств из российского госбюджета, которые попадают зачастую, а может быть, как правило, в руки, точнее, в карманы региональных элит, часто связанных с теми или иными коррумпированными чиновниками в Москве. При этом и те и другие пользуются отсутствием или крайней слабостью гражданской инициативы у местного населения, погруженного в отстаивание частных интересов - как своих, так и приближенных к ним лиц.
Необходимо провести публичную и очень серьезную борьбу с нарушителями закона среди местных властных структур. Нужно сделать так, чтобы в этой борьбе участвовало местное население, особенно молодежь. Конечно, это нелегкая задача, учитывая клановость и межнациональные трения в северокавказских районах. Однако такая постоянная борьба необходима.
Особое значение имеет политическая работа среди мусульманского населения Северного Кавказа. В советский период с этой целью использовалась атеистическая пропаганда, идеология правящей Коммунистической партии, в которую вовлекалась местная элита. Сегодня положение другое. Атеистическая пропаганда против ислама как религии полностью противопоказана, собственно, она противопоказана и в отношении других религий. Что касается ислама, то контрпродуктивно также вести линию на противодействие обычаям, в частности, традиционной одежде мусульманок. Модернизация сама во многом внесет изменения в отдельные проявления быта местных жителей. Вместе с тем необходима политическая борьба против интерпретации ислама как идеологии воинствующего экстремизма. Здесь широкое поле деятельности для исламских проповедников.
Специфика нынешнего положения в том, что многие из действующих муфтиев и еще больше из тех, кто стремится ими стать, проходят соответствующую подготовку за рубежом. Нужно сделать все от нас зависящее, чтобы такая учеба проходила в зарубежных центрах, известных своей приверженностью к истинному исламу. Преимущество в этом плане перед Афганистаном и Пакистаном имеют страны Ближнего Востока, с которыми могут быть установлены специальные связи, обеспечивающие такую учебу. В этом не будет ничего особенного - ведь по существующим соглашениям в наши учебные заведения поступают молодые люди из ряда ближневосточных стран.
Процитирую главного редактора издательства «Ладомир» Юрия Михайлова, выпустившего книгу «
Жизнь пророка Мухаммада»: «Когда идут разговоры о том, какую политику проводить на Кавказе и как учитывать исламский фактор, мне кажется, подспудно звучит тезис „нейтрализация“. Это неправильно. Активизм убрать невозможно. И порождается он вовсе не банальным социальным и экономическим неблагополучием, нехваткой рабочих мест. Все конфликты на Кавказе базируются в сфере понимания „правильного ислама“. Муфтиев убивают потому, что идет борьба в религиозной сфере. А у нас нет людей, вооруженных не автоматами, а знанием, для диалога...».
На Северном Кавказе можно отметить низкий авторитет духовных управлений. В советский период они были активными проводниками официальной линии. Теперь не только отсутствует такая возможность, но если того или иного духовного лидера подозревают в тесных связях с центральными структурами, он теряет свое влияние на население. Вместе с тем при назначении или рекомендации к выборам местных руководителей следовало бы делать ставку на тех, кто готов не уклоняться от профессионального разговора с верующими мусульманами, может не просто найти общий язык с исламскими проповедниками, но и не намерен полностью перекладывать политическую деятельность на их плечи. Если не хватает профессионализма, его можно обрести, знакомясь с соответствующей литературой.
Не могу пройти мимо предложения рассматривать в качестве одной из мер стабилизации обстановки на Северном Кавказе поощрение миграции местного населения в другие регионы России. Конечно, в дозированных и организованных масштабах это может принести положительный результат. Но здесь палка о двух концах: масштабная миграция, безусловно, может обострить политическую обстановку в тех регионах, куда устремляются мигранты.
Борьба за Северный Кавказ оборачивается жертвами россиян от террористических актов, осуществляемых в Москве и других городах. Это тяжелейшая цена, но ее приходится платить до тех пор, пока не удастся радикально изменить обстановку в Северо-Кавказском регионе. Альтернативы не существует. Северный Кавказ был и останется частью Российской Федерации.
«
Российская газета»
Ответить
а что остальная часть населения страны так и останутся прозибать и спиваться?
Ответить
никакие меры, предложенные примаковым, не помогут, тк он предпологает подкупить население деньгами в обмен на ислам, и побороть коррупцию. Но побороть коррупцию не удасться в данной системе. необходимо поменять систему взаимоотношений не только в кавказе, а во всей россии.
Ответить
Что-то не пойму... Какое отношение все эти коменты имеют к статье? Вот что я скажу: Примаков человек с богатым опытом в первую очередь, не говоря уж о том, что академик. Очень верно подметил многие вещи. А во власти сидят люди некомпетентные часто, которые могут привести Россию к краху. Ведь кровь и каторга - плохой цемент для страны...
Ответить
Пользователи сочли комментарий некорректным
Ответить
Я просто часто newsland.ru посешал там за последнее время много провокаторов и националистов они пишут плохое о нас, там и подхватил писать русские такие то и такие то.. ну я сам то в РФ живу и не националист... хотя большая доля правды в сказанным мной есть это по личному опыту.
Ответить
سانك هو عدوك!
Ответить
вот черт.... написал "я треплю языком" вместо "я не треплю".)))
Ответить
Русские просо когда чувствуют безнаказанность начинают называть других как себе угодно....
Ответить
Нужно решить одну только проблему можно, но проблем у мусульман очень много, надо решить самую главную проблему!!!!!!! это проблема - нет защитника у мусульман!!!!!
Ответить
а что остальная часть населения страны так и останутся прозибать и спиваться?
Ответить
никакие меры, предложенные примаковым, не помогут, тк он предпологает подкупить население деньгами в обмен на ислам, и побороть коррупцию. Но побороть коррупцию не удасться в данной системе. необходимо поменять систему взаимоотношений не только в кавказе, а во всей россии.
Ответить
Что-то не пойму... Какое отношение все эти коменты имеют к статье? Вот что я скажу: Примаков человек с богатым опытом в первую очередь, не говоря уж о том, что академик. Очень верно подметил многие вещи. А во власти сидят люди некомпетентные часто, которые могут привести Россию к краху. Ведь кровь и каторга - плохой цемент для страны...