На днях исполняется 100 дней пребывания Камиля Самигуллина в должности муфтия Татарстана. Напомним, что съезд мусульман республики, на котором выбирали не только муфтия РТ, но и его первого заместителя, состоялся 17 апреля сего года.
Интерес к главе мусульман Татарстана изначально определялся той непростой ситуацией в религиозной жизни республики, которая сложилась после убийства год назад известного мусульманского деятеля Валиуллы Якупова и взрыва автомобиля тогдашнего председателя ДУМ РТ Илдуса Файзова.
Деятельность предшественника Камиля Самигуллина, досрочно подавшего в отставку по состоянию здоровья после покушения 19 июля 2012 года, сопровождалась определенным ажиотажем. Его уход со своего поста многие связывают с неспособностью урегулировать противоречия внутри татарстанской мусульманской общины. По мнению экспертов, Файзов не смог погасить конфликт, возникший между различными группами мусульман.
Самигуллин на пресс-конференции после своего избрания назвал своей главной задачей на посту муфтия преодоление конфликта и консолидацию мусульманской общины Татарстана. Другим важным направлением он назвал развитие науки. Профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального исследовательского технологического университета Сергей Сергеев тогда
предположил, что новый муфтий будет придерживаться умеренно-консервативного направления: противостоять радикальным течениям, но в то же время привлекать на свою сторону так называемых "заблудших овец".
Однако приход нового муфтия поначалу ознаменовался так называемым "
трафиковым скандалом". Близкий Самигуллину сайт был уличен в многократном завышении показателей собственной посещаемости, и эта история не могла не ударить по авторитету нового муфтия. Одновременно всплыла история с якобы исходящим от нового главы ДУМ запретом шахмат (позже опровергнутая самим Самигуллиным). В этой связи многие наблюдатели высказывали сомнения относительно дальнейших перспектив муфтия.
В итоге новому главе духовного управления пришлось прилагать определенные усилия для того, чтобы восстановить пошатнувшийся авторитет, и, по мнению наблюдателей, ему это удалось. Эксперты оценивают первые 100 дней пребывания Самигуллина на посту председателя Духовного управления мусульман Татарстана с надеждой и оптимизмом. Как выяснило ИА IslamNews в беседе с экспертами, Самигуллин является компромисной фигурой, которая в той или иной степени устраивает различные стороны как в республике, так и в Москве. Во всяком случае, она не отторгается ни старой командой Файзова, ни оппонентами официального духовенства из числа молодежи.
При новом муфтии затих широко разрекламированный раскол в мусульманской общине Татарстана. Кроме того, Самигуллин сумел найти общий язык с руководителями мусульманских общин в разных районах Татарстана.
Однако самым суровым испытанием для него стал скандал, связанный с запретом ношения хиджабов, полагают собеседники агентства. Как известно, Министерство образования и науки Татарстана признало право мусульманских девушек приходить на учебу в мусульманских платках. На положительный для мусульман исход этого дела, безусловно, повлияла и твердая позиция, занятая по вопросу хиджабов Камилем Самигуллиным.
"Это большой успех, отстоять хиджабы. В наше время, когда мы погрузились в пучину грехов и вседозволенности, когда женщины ходят в открытой одежде, надо приветствовать платки, удерживающие от соблазнов – тем более что ношение подобной одежды принято и в православии. У школьников старших классов притупляется интерес к знаниям, появляются другие интересы – поэтому в мусульманских странах обучение раздельное. В России надо с пониманием отнестись к платку, это обязанность мусульманки, обязанность религии. Это большой успех, и я благодарен муфтию Татарстана за это", – заявил IN муфтий Тюменской области Фатых Гарифуллин.
Муфтий Москвы и Московского региона ЦДУМ Альбир Крганов, со своей стороны, заявил о том, что оценивает деятельность Камиля Самигуллина "позитивно и с надеждой".
"Мы очень внимательно следим за деятельностью татарстанского муфтията как одного из самых влиятельных в России. 1400 приходов, в центре России, в колыбели татарского народа – в Казани. От шагов, предпринимаемых этим муфтиятом, зависят многие мусульманские дела. Нам очень импонирует просветительская и интеллектуальная работа, которую начал новый муфтий, Камиль хазрат, и то, что он обращает внимание на издание татарского наследия, издание книг, и то, что они учредили отдельное издательство. Камиль хазрат не вмешивается в политику, а занимается духовной деятельностью, которой от него ждут верующие люди. Это достойный образ современного муфтия", – подытожил собеседник агентства.
“На мой взгляд Камиль Самигуллин менее самостоятельный муфтий, нежели его предшественники, – полагает глава межрегиональной Ассоциации культурно-просветительских общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов. – Можно наблюдать последовательную тенденцию, когда каждый последующий муфтий Татарстана становился менее самостоятельным. Тем не менее, нынешний муфтий проявил себя как более искренний в религиозном плане мусульманский лидер, при этом я не умоляю заслуг его предшественников на этом посту. Хотел бы пожелать ему в этот благословенный месяц рамадан дальнейших успехов в деле развития и процветания уммы".
Более полную картину первых 100 дней муфтия в беседе с IN нарисовал ректор казанского Российского исламского университета Рафик Мухаметшин.
"Возможно, по итогам 100 дней говорить о каких-то результатах рано, – отметил он, – но, тем не менее, судя по тому, как духовное управление работает, можно обратить внимание на некоторые вещи.
В образовательной сфере создано учебно-методическое объединение, ведется работа в области стандартизации мусульманского образования в Татарстане, которое скоро станет неким образцом для всей России.
В политике ДУМ Татарстана наблюдается попытка работать со всеми мусульманами. Например, Илдус хазрат Файзов позиционировал себя как муфтий ханафитского мазхаба, пытался довольно жестко навязывать эти ценности, чем вызывал неприятие со стороны мусульманского сообщества. Есть мусульмане, которые придерживаются и других ценностей, может быть, они не до конца понимают, что ханафитский мазхаб является для мусульман Центральной России наиболее оптимальной формой. Можно сказать, что сегодня намечается попытка найти более широкие подходы для работы с мусульманской молодежью, и в команде муфтия появились люди, про которых нельзя сказать, что они полностью ханафиты. Но они профессионалы. Есть совет улемов – молодые, профессиональные ребята, которые учились и в Саудовской Аравии. Однако отмечу, что попытка работать со всеми, находить точки соприкосновения ни в коем случае не означает, что происходит отступление от заявленных целей муфтията по развитию ханафитского мазхаба".
Каких-то существенных недостатков в работе муфтия собеседник агентства пока не видит.
"Он молодой, чувствуется отсутствие опыта, нерешительность в кадровой политике. Но со временем все придет. И о недостатках по итогам ста дней говорить не совсем корректно", – подытожил Рафик Мухаметшин.
Ответить
Полезная информация! ПОПРАВКА ИСТОРИЧЕСКОЙ ОШИБКИ, ОТНОСИТЕЛЬНО ТЕРМИНА ВАХХАБИЗМ Из сочинения Мухаммада Сагда аш-шувайгир Ваххабизм, это древняя секта, ибазыя, никакого отношения не имеет к призыву шейха Мухаммада бн Абдуль-Ваххаба. Часто враги сунны, враги истинного призыва, из неверного запада, или суфии, поклоняющиеся могилам, шиты, рафидиты, используют термин, прозвище, против ахлюс-сунны, против саляфитов, что они ваххабиты. Подразумевая муджаддида, Мухаммада бн Абдуль-Ваххаба. Который ни пришел, ни с чем новым, кроме того, что призывал...
Читать дальше
Ответить
Альхамдулиллях, в нынешнем муфтии нет столько презрения к мусульманам, нежели у предыдущего. Это и понятно после Файзова популярность татарстанского ДУМа упала «ниже плинтуса», а ее нужно поднимать, чтобы муфтият эффективно выполнял свою функцию для России.
Ответить
Самигуллин хотя и молодой, но с характером. Знающие его и его дела люди относятся к нему с уважением, - характеризуют его как образованного, толкового, умеющего твердо, но без фанатизма отстоять свою позицию руководителя. Аллаху Аглям. Пожелаем ему всего самого наилучшего как на этом ответственном посту, так и в жизни!
Ответить
Альхамдулиллях, в нынешнем муфтии нет столько презрения к мусульманам, нежели у предыдущего. Это и понятно после Файзова популярность татарстанского ДУМа упала «ниже плинтуса», а ее нужно поднимать, чтобы муфтият эффективно выполнял свою функцию для России.
Ответить
Самигуллин хотя и молодой, но с характером. Знающие его и его дела люди относятся к нему с уважением, - характеризуют его как образованного, толкового, умеющего твердо, но без фанатизма отстоять свою позицию руководителя. Аллаху Аглям. Пожелаем ему всего самого наилучшего как на этом ответственном посту, так и в жизни!