Влияние евангельских христиан на американскую политику

Новый президент США присягает на Библии

Новый президент США присягает на Библии

Теги:



0
09 Июня 2009г. (15 Джумада ас-сани)
В течение войн, проходивших в 16-м веке, католики и протестанты убивали друг друга. Эти убийства и преследования протестантов привели к массовой миграции из Европы в Америку.Благодаря огромному притоку протестантов, в ранний период своей истории американское общество характеризовалось следующими чертами:

1. Абсолютное протестантское большинство.

2. Преобладание консервативного протестантизма.

3. Подчеркивание важности самодисциплины и упорного труда, которые рассматривались как добродетели.



Преобладание консервативного протестантизма означало, что идея личного спасения индивидуума посредством его собственных усилий полностью господствовала над всеми мыслями и делами членов общества. В соответствии с этой парадигмой «…существовала вера, что добрые намерения и обилие усердия должны с помощью Бога решать любые трудные проблемы».



В середине ХХ века в Америке начался рост христианского фундаментализма, основную базу которого составляла группа протестантов, называвшихся «евангельскими христианами». Евангельское христианство является уникальным феноменом в протестантизме. Однако необходимо отметить:

1. Все евангельские христиане – протестанты, но не каждый протестант – евангельский христианин.

2. Евангельский христианин может принадлежать к любой протестантской деноминации или к основной церкви.

По сути дела, евангельские христиане призывают к простому концептуальному единству. Принято считать, что протестанты, принадлежащие к любой деноминации, будут евангельскими христианами, если они выделяют в своей вере следующее:

А./ Учение Реформации о безоговорочном авторитете Священного Писания.

Б./ Подлинный, исторический характер Божьих дел, записанных в Священном Писании.

С./ Вечное спасение, достигаемое исключительно через личную веру в Христа.

Д./ Важность евангельских учений и миссионерства.

Е./ Важность духовной трансформации собственного «я» /т. е. обращения или того, что называется «быть рожденным вновь»/…



Феномен обращения, общеизвестный как быть «рожденным вновь» – суть евангельского христианства. Описывая эту концепцию, Вильям Мартин /автор книги о христианских фундаменталистах «Бог на нашей стороне». – Прим. пер./ говорит, что «…термин „родиться вновь“ – это та точка в жизни людей, когда они начинают всерьез рассматривать себя христианами». Американские евангельские христиане составляют «одну четвертую всего населения Соединенных Штатов и примерно две пятых от всех протестантов». /Полагают, что их численность равна приблизительно 50 млн. – Прим. пер./. У них нет иерархической организации в национальном или глобальном масштабе наподобие римско-католической церкви. Зато они имеют множество «зонтичных» организаций – сеть церквей евангельских христиан, действующих по всем штатам и даже по всему миру.



Моральное Большинство /МБ/ в либеральной демократии: Армия Бога против Цезаря



С приближением президентских выборов 1980 г. стратеги Республиканской партии полагали, что в наборе семейных ценностей проблема абортов была именно тем, что могло объединить фундаменталистов всех деноминаций и вер, т. е., евангельских христиан, других протестантских фундаменталистов, еврейских фундаменталистов и католиков. Католики, голосовавшие традиционно за демократов, могли быть привлечены к республиканцам благодаря их агрессивной антиабортной платформе. Поэтому в мае 1979 г. консервативные стратеги Республиканской партии встретились с Джерри Фалвеллом /один из лидеров евангельских христиан, отличавшийся, в частности, откровенно антиисламскими взглядами. Ныне уже покойный. – Прим. пер./ в родном городке Линчбурге /Виргиния/, чтобы выработать с ним план действий, направленный на политическую мобилизацию евангельских христиан для поддержки Республиканской партии. Фалвелла удалось легко уговорить, и уже в июне 1979 г. он объявил о создании им широкого движения Морального Большинства /МБ/. Им были перечислены цели этого движения:

«…оказывать определенное воздействие на духовное и моральное направление нашего народа посредством: а/мобилизации нравственных американцев, от имени которых можно было бы говорить единым голосом; б/информирования морального большинства относительного того, что происходит за его спиной в Вашингтоне и в государственных учреждениях во всех штатах; с/лоббирования в Конгрессе для того, чтобы не допустить принятия левых законопроектов, направленных на уменьшение наших благословенных свобод; д/давления ради принятия положительных законопроектов таких, как создание Агентства по защите семьи, которое будет способствовать сохранению сильной Америки; е/помощи моральному большинству в местных общинах в борьбе против порнографии, гомосексуализма, с поборниками безнравственности в текстах школьных учебников и в других проблемах, с которыми сталкивается каждый из нас».



После создания МБ, в течение оставшегося периода до президентских выборов 1980 г., Фалвелл находился в постоянном движении по стране, проехав свыше 300 000 миль, выступая на митингах и призывая пасторов к более энергичной работе в своих приходах. Он убеждал каждую общину создавать местные отделения МБ и использовать церкви для регистрации избирателей. Этим местным отделениям предоставлялась разнообразная информация по проблеме абортов и другим интересовавшим их вопросам. В своей политике Фалвелл исходил из того, что МБ – являлась политической, а не религиозной организацией и, следовательно, ее двери были открыты для всех: евреев, католиков, протестантов или мормонов и даже не религиозных людей, разделявших ее взгляды на семью, общество и страну. Например, для всех тех, кто выступал против абортов, за сильную национальную оборону и за поддержку Израиля.



В связи с тем, религиозно ориентированные фундаменталисты были тесно связаны с их церквями, необходимо было делать все возможное, чтобы пасторы стали проявлять большую активность в политической сфере. За ними автоматически должна следовать и их паства. Исходя из этой мысли, Фалвелл мобилизовал пасторов по всей стране.

На выборах 1980 г. республиканцы выдвинули кандидатуру Рональда Рейгана, в то время как демократическим кандидатом был действующий президент Картер. На Республиканском съезде в июле 1980 г. номинировали Рейгана, а фундаменталистские идеи составили суть партийной платформы. Рейган выиграл у Картера, и это стало огромной победой для христианских фундаменталистов.



Президентство Рейгана явилось первым опытом политической деятельности для фундаменталистов. Во внутреннем плане /молитва в школе, гомосексуализм и аборты/, несмотря на их вклад в победу Рейгана, они не сумели изменить статус-кво. В действительности, Рейган даже вызвал обеспокоенность фундаменталистов, назначив судью из Аризоны Сандру О’Коннор в Верховный суд США, ибо она не только поддерживала поправку в законопроект о равных правах, но и считала, что аборт – дело выбора каждой женщины. Однако Рейган под давлением фундаменталистов стал «…первым действующим президентом, одобрившим поправку в законопроект относительно молитвы в школе». /Эта поправка не прошла при голосовании в Конгрессе, однако и поныне она остается в программе Республиканской партии. – Прим. пер./. Больше же всего, фундаменталисты были довольны тем, какую смелую позицию занял Рейган по вопросам внешней политики:

1. Он бросил откровенный вызов коммунизму и провозгласил Советский Союз «империей зла».

2. Вместо продолжения детанта, он поддержал афганское сопротивление против советского вторжения в эту страну.

3. Он увеличил расходы на оборону.

4. Он снизил налоги, что означало уменьшение средств на социальные расходы и, следовательно, на общедоступные школы.

5. В октябре 1982 г. его администрация направила вооруженные силы США на крохотный остров Гренада, чтобы свергнуть тамошнее правительство, проявлявшее левацкие наклонности.



Весь 12-летний президентства Рейгана и Буша /1980-1992/ был периодом, когда фундаменталисты набирались политического опыта. Они поняли, что одного избрания того или иного человека в Белый дом недостаточно. Не менее важным учреждением является Конгресс, в котором происходит голосование по законопроектам, и если тот или иной законопроект не получает необходимого большинства, то от него нет никакого толка. Они поняли, что при голосовании члены Конгресса не исходят из соображений о том, что «правильно» и что «неправильно». У них имеется иной, более узкий критерий. Их беспокоит лишь то, чтобы победить на следующих выборах. Таким образом, они будут голосовать так, чтобы ими было довольно большинство активных избирателей, даже тогда, когда отдадут свои голоса за то, что будет неправильным с моральной точки зрения. Вильям Мартин приводит слова фундаменталистки Конни Маршир, которая, в конце концов, разобралась в том, чем руководствуются американские конгрессмены при голосовании:

«Мало кто отдает себе отчет в безнравственности большинства политиков. Они принимают свои решения, исходя из соображений: „Кто будет давить на меня? Кто может причинить мне наибольшие трудности в моей избирательной кампании?“, нисколько не задаваясь вопросом: „Что, на мой взгляд, является правильным?“ Когда они голосуют, то руководствуются совсем не тем, о чем они говорят».



В 1992 г. либерал Клинтон был избран президентом потому, что во время выборов из-за рецессии экономика находилась в плохом состоянии. Несмотря на то, что президент Буш, согласно опросам общественного мнения 1991 г., пользовался большой популярностью после разгрома Саддама Хусейна, рецессия сделала свое дело, и Клинтон попал в Белый дом, ибо в своей избирательной кампании делал главный упор на экономических проблемах.



Хотя Клинтон был либералом, его либеральные тенденции в начале его первого президентского срока не всегда могли преодолеть сопротивление фундаменталистов. Так, когда клинтоновский Белый дом объявил, «…что в будущем гомосексуалисты не должны будут увольняться с военной службы», Конгресс, Пентагон и фундаменталисты продемонстрировали столь сильную оппозицию этому предложению, что Белому дому пришлось отступить. Консервативные силы также нанесли фатальный удар по клинтоновскому проекту относительно здравоохранения, подготовленному первой леди Хиллари Клинтон.



На выборах в Конгресс в 1994 г. потрясающую победу одержали республиканцы, они получили большинство в обеих палатах впервые после 1952 г. Будущий спикер Ньют Гингрич незамедлительно стал оказывать давление на Белый дом своей программой реформирования федерального правительства, названной им «Контракт с Америкой». Снижение налогов и социальных расходов составляли важный компонент «Контракта с Америкой». Фундаменталисты также выступали в ее поддержку, ибо они хотели снижения налогового бремени на семьи, а социальной сферой, по их мнению, должны заниматься частные благотворительные организации. Все это вынудило Клинтона отказаться от своей либеральной позиции и пойти на компромисс по ряду вопросов. Под влиянием правого крыла были уменьшены налоги, особенно на богатых, сокращены и социальные затраты. Иными словами, идеи консервативных экономистов восторжествовали, но они не могли бы реализоваться без правого большинства в Конгрессе, созданного благодаря голосам христианских фундаменталистов. Без них сами консервативные экономисты никогда бы не смогли добиться претворения в жизнь своих идей.



Путь к христианскому терроризму: от ожиданий и надежд к безнадежности



В отличие от движения за гражданские права, боровшегося против белого расизма и угнетения афро-американского меньшинства посредством ненасильственных методов, христианское фундаменталистское движение ввело насилие и терроризм в американскую политику. На президентских выборах 1976 г. христианские фундаменталисты поддерживали Картера, надеясь, что его администрация реализует их программу. Но Картер разочаровал их. Поэтому на президентских выборах 1980 г. они бросили его и оказали поддержку республиканскому кандидату Рональду Рейгану, который и победил на выборах. Его победа вновь возродила их ожидания. Рейган понизил налоги и на словах был верен законам Библии, хотя на деле мало что предпринял в данном отношении. Когда стало вакантным место в Верховном суде, Рейган отдал его судье Сандре О’Коннор – первой женщине, назначенной в Верховный суд, в американской истории. Она была известна тем, что была близка к движению, считавшему, что аборт является делом выбора каждой женщины. Ее назначение явилось сильным ударом по ожиданиям и надеждам фундаменталистов.



Когда три президента /Картер, Рейган Буш-старший/, в избрании которых они сыграли весьма заметную роль, на протяжении 16 лет /1979-1992/ не осуществили того, что от них ожидалось, пришло ощущение крушения планов, и многие радикальные фундаменталисты утратили надежду. Они делали все что могли в рамках демократической системы, но так и ничего не добились. Именно поэтому тех из них, кто был полон религиозного рвения и стремился к конкретным результатам, потеряли всякую надежду, и эта безнадежность привела их к терроризму.



Безнадежность и зарождение христианского терроризма в поддержку библейских идей



На протяжении последних 30 лет христианские фундаменталисты противостояли абортам, используя силу, насилие и терроризм. «В начале 90-х годов экстремисты из антиабортного движения пришли к выводу, что убийство тех, кто проводит аборты, – единственный способ для того, чтобы покончить с абортами. Первый врач, проводивший аборты, был убит в 1993 г.». /Информацию относительно терактов, совершенных христианскими террористами, автор данной статьи заимствовал, главным образом, из многочисленных сайтов американских женских организаций. – Прим. Пер./.



Христианские террористы имеют громадную подпольную сеть, действующую по всей территории Соединенных Штатов и также за их пределами. Эта сеть позволяет им совершать теракты повсюду в США и благополучно избегать наказания, скрываясь в различных штатах и в других странах, прежде всего в Европе. У христианских террористов есть свои организации, в частности: Операция Спасения, Институт мобилизационной, пророческой, активной христианской подготовки и Оборонительная акция. Одна из главных функций этих организаций – оказывать моральную и материальную поддержку террористам, особенно тогда, когда им приходиться скрываться.



Операция Спасения /ОС/ была основана Рендаллом Терри в 1980-х. Она выполняет важную роль для христианских террористов. Прежде всего, организует бдения, демонстрации и блокады клиник, где проводятся аборты, и всячески беспокоит их штат. Своей активностью она привлекает мирно настроенных, религиозных граждан, являющихся противниками абортов. Посредством демонстраций и блокад ОС трансформирует их в своих активистов, готовых не только говорить, но и действовать ради своей цели. Происходит постепенная работа по превращению противников абортов в экстремистов. Им вдалбливается в голову идея, что движение противников абортов представляет собой библейскую миссию. Это ясно из разглагольствований самого Терри: «Наша цель – создание христианской нации… У нас есть библейская обязанность, мы призваны Богом победить в этой стране. Мы не желаем никакого равенства, мы не хотим плюрализма… Теократия означает правление Бога. У меня – горячая плоть. Бог правит всем». /В отличие от российских СМИ, американские и западноевропейские средства массовой информации не стесняются писать о христианских экстремистах и их деяниях. – Прим. пер./.



Один из близких сообщников Терри являлся Джеймс Копп, прошедший в 80-х гг. обучение в тренировочном лагере фундаменталистов в швейцарских Альпах, и связанный также с миссионерской организацией матери Терезы в Нью-Йорке. В конце концов, Копп стал членом так называемой Армии Бога /АБ/. 23 октября 1998 г. он убил д-ра Бернетта Слепяна, который делал аборты. Коппа удалось схватить, и в 2003 году его приговорили к 25-летнему тюремному заключению.



АБ – наиболее опасная христианская террористическая организация. Она прославляет терроризм. Этим прославлением является ежегодный праздник, известный как банкет Белой Розы, который устраивает лидер АБ Майкл Брэй.



Президентство Буша-младшего: новое тысячелетие, новая политика



Восемь лет администрации Клинтона-Гора /1992-2000/ были как периодом поразительной экономической стабильности и роста, низкой безработицы и инфляции, так и внутреннего мира и неоспоримой глобальной мощи США. При таких обстоятельствах Гор должен был бы определенно одержать решительную победу над Джорджем Бушем-младшим; но в действительности Гор никогда не имел убедительного перевеса над Бушем в течение всей выборной кампании. В конце концов, Буш подошел к нему столь близко, что сумел нанести фатальный удар Гору. Вопрос: почему, несмотря на экономический бум, отсутствие безработицы и общее процветание, избиратели не дали Гору решающего перевеса над Бушем? Ответ заключается в новой идеологической карте Соединенных Штатов. Буш одержал вверх в большинстве штатов Юга, которые являются библейским поясом страны и центром евангельского христианства. Юг – сердцевина христианского фундаментализма. Все были поражены тем, что Гор проиграл в своем родном штате – Теннеси. Однако принимая ввиду его склонность к идеологической правизне, Теннеси широко известен как «старая пряжка библейского пояса». В 1992 г. фундаменталисты Юга отдали свои голоса Клинтону потому, что Буш-старший не только нарушил собственное обещание, повысив налоги, но так же не смог стимулировать экономику во время рецессии.



В 2000 г. с экономикой все было превосходно, но Клинтон заработал плохую репутацию из-за своей связи с Моникой Левински. Утверждалось, что ранее, в бытность губернатором Арканзаса, Клинтон имел связь с Дженнифер Флауэр. Были обвинения и в финансовых скандалах, связанных с его именем. Все эти минусы сыграли свою роль, и евангельские христиане, вдохновлявшиеся религиозными и моральными ценностями, проголосовали за Буша-младшего. Большинство этих избирателей были сконцентрированы на Юге и прилегающих к нему областях. В итоге, это был тот самый «библейский пояс» /т. е., избиратели из числа евангельских христиан Юга и примыкающих к нему областей/, принесший Бушу победу на президентских выборах в США в 2000 году. На президентских выборах 2004 г. библейский пояс повторил то же самое, дав ясно понять политикам, что если они не станут уважать его взгляды, то не смогут ничего достичь.



Согласно Конституции США, хотя народ и принимает участие в голосовании, не его голоса, а скорее голоса выборщиков определяют окончательного победителя. Каждому штату дано определенное число выборщиков. Общее число выборщиков в США – 538, и тот из кандидатов, который заручится голосами 270 из них, становится президентом. Нелишне заметить, что на выборах 1992 г. Клинтон получил 370 голосов выборщиков, а свой второй срок в 1996 г. он выиграл с 379 голосами выборщиков, победив в 31 штате плюс в Округе Колумбия /Washington, D.C./. На выборах 2000 г. Гор сумел победить только в 20 штатах плюс D. C. Остальные 11 штатов, которые в 1996 г. проголосовали за Клинтона, отошли к Бушу. Этими 11 штатами были Аризона /8/, Арканзас /6/, Флорида /25/, Кентукки /8/, Луизиана /9/, Миссури /11/, Невада /4/, Нью-Хемпшир /4/, Огайо /21/, Вест Виргиния /5/ и родной штат Гора Теннеси /11/. Цифры в скобках показывают число выборщиков в соответственных штатах. Общее число выборщиков во всех 11 штатах составляет 112. За исключением Нью-Хемпшира, находящегося на Северо-западе, все остальные штаты расположены на Юге и на Среднем Западе США. Эти 10 штатов являются традиционно консервативными и подпадают к библейскому поясу, либо к солнечному поясу. Эти регионы традиционно консервативны, а библейский пояс – сердцевина фундаменталистского и евангелического протестантизма. Люди из этих регионов придерживаются семейной ориентации и имеют сильную веру в традиционные ценности и моральный характер. Согласно опросам, на выборах 2000 г. 56% протестантов проголосовали за Буша, в то время как за Гора – только 42%. На президентских выборах 2004 г. библейский пояс повторил то же самое и твердо встал на стороне Буша-младшего, дав ему решающую победу: Буш получил 51% общенациональных голосов и 274 выборщиков, в то время как его соперник-демократ Джон Керри собрал только 48% общенациональных голосов и 252 выборщиков. Анализ общенационального голосования показывает мощную поддержку, полученную Бушем от христианских фундаменталистов.



Заключение



Христианское возрождение в США началось в 1970-х, благодаря проблемам, возникших из-за материализма, неограниченного капитализма, увеличения бедности, связанного с ростом неравенства доходов, секуляризма и злоупотребления властью и коррупции со стороны политических лидеров. Это возрождение проявило себя в множестве форм: сектах, псевдо-верах, появлении правых расистских групп и в подъеме евангелического христианства. Из всех них евангелическое христианство наиболее быстро превращалось в социальную и политическую силу. Как писал американский историк Алан Бринкли в 2000 г.: «Свыше 70 миллионов американцев теперь описывают себя как „вновь рожденные“ христиане – мужчины и женщины, которые установили „прямые личные отношения с Иисусом“. У евангелических христиан имеются собственные газеты, журналы, радиостанции и телевизионные каналы. У них есть свои собственные школы и университеты».



Не будет никаким преувеличением сказать, что христианские фундаменталисты в конце ХХ столетия проявили себя как грозная сила на американской политической сцене, и в начале ХХI века представляется, что на протяжении многих грядущих десятилетий ни одна политическая партия – будь то Республиканская или Демократическая, не сможет добиться какого-либо заметного успеха на выборах, не заручившись их одобрением.



Об авторе. Мухаммад Ариф Закаулла (Muhammad Arif Zakaaullah) – профессор факультета экономики Международного исламского университета в Малайзии. Его научные интересы: исламская экономика, глобализация, политическая экономика и текущая политика. Его работы публиковались в журналах, газетах и бюллетенях во многих странах. В последние годы концентрируется главным образом на политико-экономических проблемах Соединенных Штатов. Им написана книга «Крест и полумесяц: подъем американского евангелического движения и будущее мусульман», вышедшая в Куала-Лумпуре в 2004 г.



Выдержки из статьи д-ра Мухаммада Арифа Закауллы, опубликованной в сборнике «Американская внешняя политика и мусульманский мир», Бейрут, 2009 г

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика