Москвичи против храмов: кто виноват?

Москвичи не желают отдыхать под звон колоколов

Москвичи не желают отдыхать под звон колоколов

Теги:




0
20 Августа 2015г. (05 Зу-ль-када)
Столичная программа «200 храмов», призванная обеспечить всех православных горожан церквями шаговой доступности, уже не раз становилась объектом вдумчивого анализа экспертов и наблюдателей. Как отмечают СМИ, некоторые горожане недовольны тем, что храмы строятся в парках, скверах и дворах: они собирают подписи, обращаются в прокуратуру, устраивают митинги, разбивают палаточные лагеря.

Вопросом о том, «Зачем РПЦ строит храмы там, где люди не желают их видеть», задается «Лента.ру», оценившая обстановку в самой горячей точке этого противостояния – в парке «Торфянка», расположенном в Лосиноостровском районе. Два года назад московский градоначальник Сергей Собянин выделил 0,2 гектара территории парка под строительство храма на 300 прихожан. 18 июня 2015 года в «Торфянку» въехала строительная техника, но на пути у экскаваторов и бульдозеров встали местные жители. Они разбили в парке лагерь и держат круглосуточную оборону уже два месяца.

Протестующие подчеркивают, что они не богоборцы, храмофобы и атеисты, как утверждают их противники: просто они хотят сохранить рядом с домом зеленую территорию и не желают видеть в парке нищих, цыган и попрошаек, традиционно крутящихся около церквей. При этом, что любопытно, по подсчетам местных, храмов в Северо-Восточном административном округе уже больше, чем поликлиник, – 63.

Вслед за местными жителями в парке обосновались крепкие парни из православного движения «Сорок Сороков», которые взялись за лопаты и стали самостоятельно готовить фундамент под храм.

Противостояние между лагерем местных жителей и представителей «Сорока Сороков» обострилось настолько, что потребовалось вмешательство патриарха Кирилла, который в конце июня выступил с обращением к верующим, рекомендовав им прекратить распри, покинуть стройку и решать все вопросы в правовом поле.

Однако активисты «Сорока сороков» стройплощадку не покинули. По словам паркозащитников, ведут они себя крайне агрессивно. В результате нападения сотрясение мозга получила защитница парка Мария. В конце июля избили заявителя по иску о незаконном строительстве, а 14 августа – муниципального депутата Бабушкинского района Марину Овчинникову. При этом активисты «Сороков» отвергают все обвинения, говоря о клевете и провокациях.

На подмогу православным активистам время от времени прибывают казаки и байкеры. Перед митингом в защиту парка 9 июля в район нагрянули «Ночные волки» и заперли жильцов в подъездах, чтобы не пустить в парк.
Лагерь защитников «Торфянки» несколько раз под разными предлогами пыталась ликвидировать полиция. Стражи порядка демонтировали тенты и забирали вещи протестующих. Последний раз лагерь сносили 18 августа.

Борцы за «Торфянку» не одиноки в своем недовольстве. Против «рейдерского захвата природных территорий общего пользования» на бульваре Белопольского выступают жители района Ясенево. Сложная ситуация сохраняется на Ходынке, где ранее активистам удалось добиться уменьшения территории, отдаваемой под застройку.

Координатор движения «За парк» Андрей Быстров утверждает: с реализацией программы «200 храмов» паркозащитникам бороться гораздо сложней, чем с коммерческой застройкой, потому что проект имеет своих лоббистов на самом высоком уровне.

В РПЦ уверены, что на самом деле противников строительства храмов в столице немного. Помимо местных жителей, озабоченных экологией, по словам главы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, в Москве действует организованная «группа активистов, которая переезжает из одного района в другой» и выступает против строительства в принципе, согласуя свои действия через интернет. По версии активистов «Сорока сороков», против строительства церквей выступают представители ЛГБТ-сообщества, желающие устроить в Москве локальный майдан.

На момент начала действия программы в столице действовали 894 храма. При этом патриарх Кирилл утверждал, что для Москвы возведения 200 или 380 храмов, как было предложено в 2014 году, будет недостаточно. Чтобы достичь среднероссийского значения – 11,2 тысячи человек на один приход – нужно построить еще 591 церковь.

Глядя на эту ситуацию, невольно возникает вопрос: зачем строить новые церкви при полупустых существующих? Кто стоит за строительством новых церквей, становящихся дополнительным бременим для российских налогоплательщиков? И не постигнет ли их в перспективе участь церквей США и Европы, которые, будучи невостребованными христианами, то и дело распродаются, а некоторые из них переделывают в мечети?

Так, в здании храма Святой Троицы в Нью-Йорке открылась мечеть Иисуса. Разрешение на реконструкцию здания бывшего католического храма мусульмане Нью-Йорка получили полтора года назад. Несмотря на протесты католической общины, указывавшей на историческую ценность построенного 100 лет назад немецкими переселенцами костела, со здания были сняты шесть крестов, в том числе четыре массивных из бетона.

Интерьер исторического здания прихожане мечети обещают по возможности сохранить, убрав лишь наиболее заметные христианские символы. Шпили здания на Парк-стрит уже украшены тонкими медными полумесяцами. По словам директора мусульманского центра, выкупившего пустовавшую церковь, в реконструкцию уже вложено 300 тысяч долларов. Немало усилий пришлось приложить и для налаживания отношений с местными христианами.

Приход Святой Троицы закрылся несколько лет назад из-за снижения посещаемости, что, в свою очередь, стало причиной изменения демографической ситуации в этой части мегаполиса. Это не первый случай, когда в американских старых церквях открываются мечети, однако данный факт примечателен тем, что бывший римско-католический храм является одной из достопримечательностей города и имеет художественную ценность.

Продажа и "перепрофилирование" христианских храмов и принадлежащих Церкви зданий стали за последние годы достаточно распространенными явлениями в Европе и США. Так, например, в Германии здание евангелической церкви Святого Мартина в Билефельде превратили в ресторан. Храм Святого Петра в Любеке начиная с 1980-х годов сдается для проведения приемов. В Виллингене церковь превратилась в кафе. В церкви Святого Иоанна в Вайле-на-Рейне разместилась городская библиотека, а в построенной 200 лет назад деревенской церкви в бранденбургском Миллове открылся филиал сберегательной кассы.

Основные причины таких перемен – сокращение членов церковной общины, отсутствия государственной помощи как в России и вытекающие отсюда финансовые проблемы: или нужда в церковном здании отпадает, или пустая касса общины не в состоянии обеспечить его содержание. Существует избыток церковных зданий, построенных в основном в послевоенное время и нуждающихся в капитальном ремонте. В ФРГ предполагали, что на продажу может быть выставлена каждая десятая из 35 тысяч церквей Германии.

По мнению наблюдателей, истинные мотивы строительства дополнительных церквей в Москве могут лежать далеко за пределами духовных сфер. «Возможно, эти церкви строятся для каких-то коммерческих функций, а вовсе не для прихожан. Складывается ощущение, что кто-то под благовидным духовным прикрытием пытается заиметь недвижемость в столичном регионе, пользоваться этим помещением, причем на обеспечении государства. Если бы православные москвичи не помещались в существующих церквях, как мусульмане – в мечетях, вопросов бы не возникло. А так, при всем уважении к искренним религиозным духовным чаяниям представителей любой конфессии, все это строительство вызывает недоумение, поскольку происходит не только без видимой необходимости, но и вопреки воле местных жителей, с применением насилия и в условиях пустующих церквей», – отметил эксперт IN Абдулла.

Автор: Галина Полякова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика