Слив евростандарта (часть 1)

На стене дома средневековый туалет со сливом прямо на улицу

На стене дома средневековый туалет со сливом прямо на улицу

Теги:

0
05 Марта 2016г. (25 Джумада аль-уля)
Слова с приставкой евро вызывают трепет и благоговение у народных масс из «третьего мира». В нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «евроремонт», «евромотель», "евроокна", и даже ласкающий слух либерала «евромайдан». Азербайджанский политолог и публицист Теймур Атаев решил не выпадать из тренда и посвятил научно-популярный цикл евростандарту чистоты и гигиены.



Зарисовки о гигиеническо-бытовых нюансах европейской жизни периода Средневековья, Возрождения и Просвещения



Клоака – подземный канал для стока нечистот(1)

                                    (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова) 

                                     "В истории клоак рождается история человечества...

                                     Клоака – это совесть города. Все стекается сюда"  

                                     (Виктор Гюго, 2) 



Введение

В книге "Вурдалак" (автор – Michael Slade) один из персонажей красочно (в смысле, художественно) предоставляет  описание истории канализации в Англии. Он, в частности, "первыми работниками коммунального хозяйства" называет выгребал (золотарей), занимавшихся тем, что "чистили вонючие средневековые британские нужники", и это "на пороге XIV-го столетия!". В один из дней 1326 г. некий из рабочих свалился в свою выгребную яму и «погиб страшною смертью, утопши в собственном дерме». В то время "даже пешая прогулка по улице" могла обернуться рискованным предприятием, т. к. "английский домашний санузел" был представлен "ночным горшком". Его содержимое выплескивалось из окна с криком «гардалу-у!» (от французского gardez l'eau), и "горе тому", кто владел "только родным наречием!".

В 1596 г. сэр Джон Харингтон изобрел ватерклозет, но изобретение не прижилось, и к началу 1810 г. миллионный Лондон "задыхался от смрада двухсот тысяч отхожих мест, переполняемых нечистотами, загрязнявшими подземные реки и в итоге опорожнявшимися в Темзу". К середине XIX в. назрела настоятельная необходимость что-то предпринять, т. к. в тот период в Англии свирепствовала холера, а 1858-й год прошел под знаком "Великого Зловония": лондонский воздух "сделался столь отвратителен, что окна палаты общин занавесили шторами, пропитанными хлорной известью. Стали поговаривать о переезде правительства в верховье реки, в Хэмптон-Корт"(3).

Наверное, прочитав эти строки, сразу и не поймешь, о чем здесь разговор. Вернее, общая канва вполне осязаема, но, согласимся, столько вопросов проявляются по ходу знакомства с вышеприведенным отрывком. Не придумана ли описанная мастером детективом картина, и европейские жители действительно погрязали в нечистотах? Но если она правдива хотя наполовину, то данный фон характерен только для Великобритании средних веков, или аналогично протекала жизнь в других странах Европы? А ежели – да, значит выражение "мрачное Средневековье" может восприниматься не только в общепринятом понимании?

Так описанное в отрывке из "Вурдалака" соответствует  историческому реализму? Как представляется, для понимания, пусть и в общих чертах, имевшего места в рассматриваемый период (в контексте вышеотмеченного), целесообразно совершить определенный экскурс в "те" века.

Падение Рима и возникновение новых городов

Как известно, завоевание Римской империи сопровождалось массовым переселением на территорию Рима варваров со всеми семьями, домашним имуществом и скотом в течении с конца IV и всего V вв. К концу V-го столетия на всей территории бывшего образования возникли варварские королевства, ставшие переходной формой от позднеримской государственности и в то же время – от военной демократии варваров к раннефеодальному государству(4).

С упадком Римской империи практически исчезла городская жизнь. За редким исключением, на место улиц и площадей заступили поля и пастбища, т. е. вместо цветущих городов главным "действующим лицом" оказался сельский фон. Как отмечается практически во всех школьных учебниках, отражающих историю Средневековья, лишь на рубеже X-XI вв. началось возрождение некоторых старых и возникновение новых городов в Западной Европе, которые, хотя и произошли на основе старых римских, но существенно отличались от них. Прежде всего, они были экономическими центрами – центрами ремесла и торговли, отделившихся от сельского хозяйства. Однако, плана застройки новых городов, в отличие от античных, не было. Города перестраивались концентрическими кругами от центра – крепости или рыночной площади. Дома стояли довольно тесно и имели два – три этажа. Нередко верхний этаж нависал над нижним. Улицы были узкими (достаточными только для проезда всадника), не освещались, о брусчатке никто не думал, а тем более о канализации, вместо которой, если можно так выразиться, "функционировали" дренажи(5).

Значит, уже здесь было заложено начала плавания нечистот по этим открытым "каналам". Возможно, одно из объяснений этого просматривается в том, что значительная масса горожан являлись выходцами из сельских местностей,  "свободное пространство" которых позволяло справлять нужду на природе, так сказать. И эта "культура поведения" была привнесена на новые места обитания экс-жителями сел. Для перестройки образа жизни не было ни желания, ни особых возможностей, да и времени, ибо нужно было закрепляться на новом месте экономически (реализовывать товар, "расширяться" в бытовом аспекте). Поэтому горожане, в особенности на базовом этапе возникновения городов, ментально оставались сельчанами.  Это проявилось, в т. ч. в сохранении городами сельского вида: у домов располагались сады и огороды, во дворах держали скот и птицу (за стенами города жители имели земельные участки и виноградники).

Да и, как представляется, элементарно, нужно было время для начала функционирования, говоря сегодняшним языком, городской администрации, которая могла бы "управлять" городом. В этих условиях, конечно же, антисанитария не могла не возникнуть. С одной стороны, наличие домов без туалетов и отсутствие системы городской канализации, с другой, – рост числа мастерских, торговых лавок, рынков и т. д. на фоне отсутствия экологической культуры, в частности, отношения к понятию мусор (его выбрасывание). Кроме того, разделение на богатых и бедных приводило к возникновению практически неприспособленных для жилья ночлежек, где одновременно проживала масса людей. Начинали они концентрироваться и в каких-то подсобных помещениях. При этом поток людей из сел все увеличивался и увеличивался. Так откуда же было взяться чистоте?

Наверное, тут пока было не до книжек или изучения норм этики и эстетики.

Говоря иными словами, никакой, даже мало-мальской, нити у Средних веков с античностью, с ее высокой культурой и обширнейшими знаниями в различных областях, не имело места. Поэтому средневековое общество как бы заново должно было начать пошагово окунаться в цивилизационный формат. А могло ли это произойти в одночасье?

Вопрос риторический, вполне приоткрывающий одну из причин исчезновения с приходом Средневековья коллекторов (канализационная система Римской империи), вследствие отсутствия технического обслуживания и образования (лишь на рубеже XI-XII вв. стали появляться университеты: в Италии –   Болонский  (1088); во Франции – Парижский – Парижская Сорбонна (1160); в Англии – Оксфордский (1167) и в 1209 – Кембриджский).

Если даже бегло просмотреть представленные в сети исследования на этот счет, в общих чертах проявляется  следующая картина "гигиенической ситуации" на этапе зарождения и в разгар европейского Средневековья. Прежде всего, отмечается отсутствие системы городской канализации. Не имело места наличие каналов с чистой проточной водой, "увлекающей продукты жизнедеятельности в далекое путешествие к полноводным рекам, исчезла традиция общения в общественных туалетах". В городских домах и замках использовались в основном выгребные ямы, нередко наховшиеся прямо под домом. Затем стены домов (но, в основном, за городом) украсили характерные будочки с дыркой внизу (в наружных стенах), называемые эркерами, и появились сливные желоба для жидких нечистот, отводящие стоки либо просто на фасад, либо в крепостной ров. Простые же горожане в массе своей пользовались ночными горшками, опорожняя их из окон прямо на улицу. Говоря иными словами, централизованные системы водоснабжения отсутствовали. Сточные воды сливались в ближайший овраг, реку, канаву, а при их отсутствии или удаленности – просто на улицы.

Тонкость, однако, тут в том, что очень часто аспект отсутствия канализационных сооружений объясняется широким  распространением в Европе христианства, провозгласившего "презрение к роскоши и заботам о чистоте"(6).

Христианство против гигиены?

Страницы интернета буквально кишат различной информацией о "нечистоплотной Европе" периода средних веков, с "обвинением" в создании столь безрадостной обстановки христианской религии и констатацией перехода к "душисто-ароматному" времени с наступлением этапа Возрождения. Посему, прежде конкретного рассмотрения (пусть и контурного), а что же в действительности происходило тогда, наверное, будет справедливо обратиться к библейским текстам и мыслям апологетов христианства, возможно, могущим пролить свет, насколько справедлив взгляд на эту религию с точки зрения представления ее "виновницей" средневековой "нечистоплотности".

Французские историки Жак Ле Гофф и Николя Трюон пишут, что в эпоху раннего Средневековья "тело презирали, осуждали и унижали, ибо спасение в христианской религии достигается через телесное покаяние". Поэтому "идеал человека общество видело в монахе, умерщвлявшем свою плоть, а знаком высшего благочестия считалось ношение на теле власяницы". Как следствие, с площадей исчезли стадионы, термы (бани), театры, цирки, "которые знала Античность", и "произошло "великое отречение от тела". Столь "важный переворот в сознании осуществляли отцы Церкви, основавшие институт монашества". «Аскетический идеал» завоевывал христианский мир. На нем основывались монастырские сообщества, стремившиеся "навязать себя в качестве идеала христианской жизни". Такой образ жизни характеризовался «отказом от наслаждения и борьбой против искушений». Лозунгом монашеской духовности стало "презрение к миру, понимавшееся прежде всего как презрение к телу"(7).

Мы, естественно, не преследуем целью поддержать или опровергнуть мнение французских историков. Вопрос лишь в том, что в той или иной интерпретации данный взгляд довольно распространен. Да и, в целом, тема "Библия – тело" всегда обсуждаема. В аспекте сказанного, прежде всего, можно отметить отсутствие в Библии запрета на пользование водой. Да и как может быть по-другому если Всевышний утвердил "землю на водах" (Пс. 135: 6), а в библейском изложении, наряду с определением воды Живой" (Чис. 19: 17), используется выражение "воды жизни" (Отк. 22: 1)?

Кроме того, вода представляется в качестве одной из составляющих очищения (Иез. 16: 9). Ветхий завет гласит о призыве Господа Моисею (Муса) и Аарону объявить "сынам Израилевым", что "если у кого будет истечение из тела его", то "он нечист". Причем эта самая "нечистота" переходит на все предметы, до которых он дотрагивается, и прикасающихся к нему, пока те не помоют "одежды свои" и не омоются водой. Когда же "имеющий истечение освободится" от него, то он должен "отсчитать себе семь дней для очищения своего и вымыть одежды свои", омыв и "тело свое живою водою", после чего "будет чист" (Лев. 15: 1-17). Правда, в отдельных стихах аспект "нечистот" сынов Израилевых, согласно комментариям выдающегося представителя русской библейско-богословской школы II-ой пол. XIX-нач.XX вв. Александра Лопухина, подразумевает не только телесный (естественный) фактор, но также, идолопоклонство, нравственную нечистоплотность (8/а, б).

Также в Ветхом завете подчеркивается, что во время военных походов нужно беречься "всего худого", в частности, если кто будет "нечист от случившегося" с ним "ночью", то он должен выйти вон из стана и не входить" обратно (под станом понималось расположение жилищ (шатров) израильтян, в которых они останавливались во время передвижения по пустыне. Стан всегда устраивался вокруг скинии – переносный храм в шатре). Лишь после обмытия своего тела водой, "по захождении солнца" можно было вернуться в стан". А место для отправления нечистот предусматривалось вне стана, с описанием процесса, в частности, предписанием запасаться, наряду с оружием, лопаткой, т. к. "когда будешь садиться", необходимо выкопать ею яму, куда зарыть собственное "испражнение" (Втор. 23: 9-13). А. Лопухин определяет данные библейские пункты как "Правила гигиены"(8/в).

В свою очередь, в Книге Неемии Ветхого завета говорится о ремонте тысячи "локтей стены до ворот Навозных", находившихся на западной стороне Иерусалима (Неем. 2: 13; 3: 13-14). В контексте процитированного, А. Лопухин ссылается на палестинского архитектора, краеведа, археолога немецкого происхождения Конрада Шина, по мнению которого свое название ворота, вероятно, получили вследствие вывоза через них городского навоза. Название же возникло по причине пути от них к местности Тофет, почитавшейся нечистой(8/г).

Говоря иными словами, еще в V в. до н. э. было принято вывозить мусор (отходы) на окраины городов. Хотя, возможно, кто-то и посчитает окрещение названия ворот "навозными" по иным причинам.

Таким образом, Ветхий завет, актуализируя ракурс интимности нечистот, если можно так выразиться, и обращая внимание на иные тонкости в этом векторе, однозначно высказывается за гигиену не только тела божественных созданий, но и чистоту внутри и вокруг себя, причем как в духовном, так и бытовом разрезах. Вполне естественно, что аспект тела и его чистоты (во всех смыслах) не был обойден и Новым заветом. Правда, здесь некоторые нюансы проявляются несколько в ином направлении. В Послании к Римлянам святой апостол Павел, отмечая нахождение удовольствия "в законе Божием" по "внутреннему человеку", говорит, что "в членах моих вижу иной закон", делающий "меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих", а "плотские помышления суть вражда против Бога", посему "живущие по плоти Богу угодить не могут" (Рим. 7: 23; 8: 7-8). Также фиксируется искупление греховного тела лишь при приходе Мессии, когда Спаситель Иисус Христос "уничиженное тело наше преобразит" сообразно "славному телу Его" (Флп. 3: 20-21). Правда, по словам христианского богослова, философа VII-VIII вв. Иоанна Дамаскина, использующего выражение "тело Церкви" Иисус "воспринял тело и душу, так как тело и душу имеет и человек"(9).

Думается, в контексте вышеотмеченного (даже столь пунктирного), вряд ли можно согласиться с тезисом о "непризнании" христианством гигиены тела. Хотя, например, отмечается, что христианская религия возводила нечистоплотность в ранг добродетели, а содержащиеся в наставлениях "Отцов церкви" (III-V вв. н. э.) запреты и проклятия способствовали уходу в прошлое привычек к омовению, притираниям и краскам. Тем самым, в обществе возникло предубеждение против процедур, связанных с гигиеной тела. Параллельно «в моду» вошли стыдливость и суровость, превозносимые в качестве главных добродетелей. Поэтому считалось, что применение снадобий по сохранению красоты и молодости приводит к истинному богохульству, ибо искажает творение Господа. При этом "грех прародительницы Евы на протяжении длительного времени лежал тяжким бременем на женщинах, обрекая на суровый аскетизм". Заботы по наведению красоты были включены в список деяний, осуждаемых Церковью, стремившейся наставлять людей даже в повседневных трудах и хлопотах(10).

В свете последней фразы, однако, можно признать, что в Библии действительно под особым углом высвечивается тема нечистоплотности Божественных созданий, проявляющаяся в рамках морально-"физиологической" стези.

Через призму блуда

Если говорить о предхристианской эпохе (в преломление к Древнему Риму), можно, например, вспомнить наличие в этом государственном образовании публичных туалетов, обустраивавшихся над каналом с незапятанной проточной водой, транспортирующей нечистоты в известную клоаку максима (cloaca maxima) – главный отводной канал, доставлявший сточные воды в р. Тибр. Речь идет об общественных туалетах, "пользователи" которых, открыто усаживаясь рядом друг с другом, свободно общались друг с другом. Т. е. стыда – в плане фактически прилюдных испражнений – не было: эдакое проявление естественности потребностей. Как подчеркивается, для того периода непосредственно обнаженное тело и изображение половых органов являлось частью религиозных практик язычества. Половой акт рассматривался отправлением соответствующего культа(11).

Христианство же в корне в ином формате подошло к ракурсу срама и греха. Среди Своих законов и постановлений Всевышний помещает запрет приближаться к какой-либо "родственнице по плоти" с тем, "чтобы открыть наготу". Не допускается и приоткрытие наготы близких членов семьи, "ибо они твоя нагота" (Лев. 18: 4-17). В библейском понимании: ежели  человек без одежды, он унижен и опозорен: "Сказал Господь: за то, что дочери Сиона надменны и ходят, подняв шею и обольщая взорами, и выступают величавою поступью и гремят цепочками на ногах, – оголит Господь темя дочерей Сиона и обнажит Господь срамоту их"; в тот день "будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос – плешь, и вместо широкой епанчи – узкое вретище, вместо красоты – клеймо (Ис. 3: 16-18; 23); "Так говорит Господь Бог: за то, что ты" в "блудодеяниях твоих раскрываема была нагота твоя перед любовниками твоими и перед всеми мерзкими идолами" твоими "предам тебя в руки их" и они "сорвут с тебя одежды твои, и возьмут наряды твои, и оставят тебя нагою и непокрытою" (Иез. 16: 15, 23-24, 36, 39). Т. е. это – срам: "Горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его пьяным, чтобы видеть срамоту его!(Авв. 2: 15). Согласно комментариям А. Лопухина, здесь проявляется образ, заимствованный от чрезвычайного развращения нравов, какому предавался враг на своих пиршествах (по еврейскому преданию, приводимых на эти пиры пленников поили вином, заставляя плясать до изнеможения и обнажения наготы, чем "презрительно забавлялись")(8/д).

А если вспомнить историю, последовавшую вслед за остановкой Ноева ковчега? Приступивший к возделыванию земли Ной "насадил виноградник", а после того, как выпил вина и опьянел, "лежал обнаженным в шатре своем". Увидев наготу отца своего, его младший сын "рассказал двум братьям своим" об этом. Те же, взяв одежду, "пошли задом и покрыли наготу отца своего", т. е. "лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего". Когда же "Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его", проклял того, сказав: "Раб рабов будет он у братьев своих" (Быт. 2: 20-25).

Новый завет же называет "дела плоти" известными: "они суть прелюбодеяние, блуд, нечистота" и т. д. "Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 19-23). Вслед за чем следует призыв не поступать, как "прочие народы", предавшихся "распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью". Поэтому, отложив "прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях", нужно "обновиться духом ума вашего" и "облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4: 17-24). Как представляется, в данном контексте речь также идет о "нечистоплотности" и в телесном (материальном), и внравственном (духовном) формате.

Правда, по Библии, оставив отца и мать, "прилепится" человек "к жене своей; и будут одна плоть". Ведь "были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились" (Быт 2: 24,25). Т.е. в контексте предусмотренной Господом семьи нет никакого стеснения ни в любви, ни в ее проявлениях в какой-либо форме, ибо здесь красота чувств и тел являются важнейшей составляющей пласта Божественного мироздания. Прекрасно раскрывает этот аспект знаменитый богослов, историк религии, священник Русской православной церкви (РПЦ) Александр Мень: Мужчина и женщина являются «одной плотью». Любовь полов – гармония одноприродных существ – настолько полная, что их взаимоотношения ничем не омрачены. Потому, "оставаясь нагими, они не ведают стыда", который "приходит лишь с нарушением гармонии", влекущим "за собой грех"(12).

Но и при таком раскладе, что весьма симптоматично, объявлялось запрещенным приближаться к жене, "чтоб открыть наготу" во "время очищения нечистот ее" (Лев. 18: 7-21).

Наверняка, вышеотмеченные нюансы особых комментариев не требуют. Налицо – допустимость "телесных" взаимоотношений между мужем и женой практически в любой форме, при однозначной неразрешенности блуда. Именно здесь и проявляется основная причина христианского призыва к сокрытию собственных тел от посторонних глаз. Поэтому христианской религией априори не могли приветствоваться (не говоря о поощрении) прилюдные испражнения человеком (или схожие проявления с его стороны). В этом плане средневековая ситуация, конечно же, никоим боком не "роднилась" с древнеримской.



Продолжение следует



1.Статья "Клоака" из Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова

http://www.ozhegov.org/words/12448.shtml

2.Виктор Гюго. Отверженные

http://www.lib.ru/INOOLD/GUGO/otwerzh3.txt_Piece100.02

3.Майкл Слэйд. Вурдалак

http://detektivi.net/skachat/slyeyd_maykl_vurdalak_osobiy_otdel__slyeyd-2.php

4.История Древнего мира, том 3. Упадок древних обществ. (Сборник)

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000003/st13.shtml

5.См. например: История средних веков (V-XV вв.), 7 класс

http://ukrmap.su/ru-wh7/1161.html

6.См.: Краткий исторический очерк по истории канализации от древнейших времен до наших дней

http://www.mir-klimata.info/archive/2013_3/ustroistvo_i_oborudovanie/

7.Ле Гофф Жак, Трюон Николя. История тела в средние века

http://lib.vkarp.com/2015/12/18/%D0%BB%D0%B5-%D0%B3%D0%BE%D1%84%D1%84-%D0%B6%D0%B0%D0%BA-%D1%82%D1%80%D1%8E%D0%BE%D0%BD-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8F-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B0/

8.См. толкование А. Лопухина:

а/на книгу Иезекииля

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_33/36

б/на книгу притчей Соломоновых

https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_23/30

в/На книгу Второзаконие

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_05/23

г/на книгу Неемии

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_16/3

д/На книгу пророка Аввакума

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_42/2

9.Преподобный Иоанн Дамаскин. Третье слово в защиту святых икон

http://www.orthlib.ru/John_of_Damascus/3slovo.html

10.История красоты. Короткие зарисовки

http://churya.com.ua/middle01.html

11.Почему стыдно ходить обнаженными?

http://shkolazhizni.ru/love/articles/6339/

12.Свящ. Александр Мень. Исагогика

http://www.bible-center.ru/book/isagogika/001/002/001



Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика