А. Забиров: Надо в корне изменить работу духовных управлений мусульман

Абдурауф Забиров вручает подарок старейшину и оснавателю мечети в г. Каменка

Абдурауф Забиров вручает подарок старейшину и оснавателю мечети в г. Каменка

Теги:


1
24 Ноября 2009г. (06 Зу-ль-хиджа)
На протяжении нескольких лет ведутся дискуссии о том, насколько значительна роль духовных управлений мусульман в развитии Ислама в России. Одни полагают, что эта роль ключевая, поскольку де-юре ДУМы представляют религиозные институты власти в нашей стране. Другие сводят эту роль «на нет», обосновывая свою позицию падением влияния и авторитета многих ДУМов среди уммы.



Деятельность ДУМов нередко подвергалась критике со стороны представителей общественных организаций, правозащитников, журналистов. На днях впервые с критикой работы мусульманских религиозных организаций выступил и представитель «официального мусульманского духовенства».



В беседе с корреспондентом портала "Ислам.ру" заместитель председателя Единого духовного управления мусульман Пензенской области Абдуррауф Забиров заявил, что в глазах мусульман многие руководители религиозных организаций являются не лидерами и духовными наставниками, а чиновниками, выступающими с протокольными речами и отчетами на различных официальных мероприятиях. В таком же ключе он высказался на конференции «Исламское просвещение в России: история и перспективы» в Саратове 14 ноября с. г.



Мы попросили Абдуррауфа Забирова поделиться своими предложениями по реформированию духовных управлений мусульман, повышению эффективности исламского призыва в России, а также опытом в деле защиты прав верующих и взаимодействия с властными структурами.




- На прошедшей недавно конференции в Саратове, посвященной исламскому просвещению, Вы выступили с предложением реформировать духовные управления мусульман, привести их внутреннюю составляющую в соответствии с требованиями Ислама. Какие конкретные меры Вы предлагаете по улучшению работы ДУМов?



Я предложил в корне изменить работу духовных управлений мусульман и привести не только их внутреннюю, но и внешнюю составляющую в соответствии с требованиями Ислама.



Во-первых, нам необходимо определиться с понятием статуса муфтия. Кто он? Халиф, эмир, имам или лицо, издающее фетвы, то есть, выносящее богословские заключения?



Во-вторых, каждый муфтий, каждый руководитель общины, председатель общественной организации, выступающей в интересах Ислама, каждый имам и проповедник должны осознать серьезную ответственность перед Аллахом за судьбу мусульман. Пророк Мухаммад (мир ему) говорит: «Каждый из вас пастух и должен отвечать за свою паству».



Из другого хадиса нашего Пророка (мир ему) мы узнаем об обязанности мусульманского лидера служить народу: «Лидером народа является тот, кто служит ему». При этом забота о мусульманах должна быть искренней. Слова Посланника Аллаха (мир ему) тому подтверждение: «Кто не проявляет заботу о делах мусульман, тот не из них».



В своей деятельности мусульманскому лидеру, имаму, проповеднику следует обращать больше внимания на содержание, а не на форму. Четвертый праведный халиф Али (да будет доволен им Аллах) четко описал это качество каждого мусульманина: «Даже если ваши одеяния будут старыми, пусть сердца ваши будут новыми и чистыми».



Следующее предложение для эффективности работы религиозных организаций заключается в методах подбора персонала. Работники ДУМов должны выбираться на конкурсной основе. Прежде всего, нужно уделять внимание интересам рядовых преподавателей религий. Одна из наших обязанностей – заботиться о трудоустройстве специалистов в области религии, заниматься решением их социальных проблем, обращать внимание на тяжелое положение сельских имамов.



Важным предписанием шариата является избежание расточительства. Мусульманские лидеры обязаны следовать этому и обратить внимание на безрассудную трату денег при проведении помпезных мероприятий. Я также считаю, что мусульманским лидерам следовало бы пересесть с шикарных иномарок на более скромные автомобили.



И в заключение хочется сказать, что для каждого из нас руководством является прекрасный пример нашего Пророка (мир ему). Муфтии должны относиться к своим общинам так же, как Посланник Аллаха (мир ему) относился к своей умме. «О, моя умма», – так Пророк Мухаммад (мир ему) всегда искренне обращался к своей общине.



Мусульманским лидерам следует больше общаться с простыми мусульманами, нежели с «толстосумами». Для этого необходимо как можно чаще «выходить в народ», быть с ним и в горе, и в радости.



Необходимо, чтобы работа мусульманских религиозных организаций стала прозрачной для народа. Нужно доводить до верующих информацию о финансовых затратах общины. Мечети не должны быть «кормушками» некоторых семей, некоторых фамилий. Они предназначены для служения мусульманам.



- Вы выступаете с критикой духовных управлений мусульман и официальных муфтиев публично. Не думаете, что Ваши коллеги обидятся на Вас?



Вы знаете, я хочу подчеркнуть, что мои слова обращены, в том числе и к мусульманским общественным деятелям, а не только религиозным.



Мусульманин обязан говорить правду, даже если она горькая. Умалчивающий правду – это немой Шайтан. Любимый Пророк (мир ему) велел нам начинать с себя, так как верующий является зеркалом своего верующего брата.



Каждому нужно меняться – приводить свое вероубеждение, нравственность в соответствие с учением Ислама. Самый прекрасный пример для нас – это Посланник Аллаха (мир ему), о чем сказано в Коране: «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (33:21).



Российское законодательство позволяет нам создавать общины, строить мечети, вести религиозную деятельность. Религиозные организации зачастую злоупотребляют данными им правами. Если будет так продолжаться, то они окажутся в кризисе.



Деятельность религиозных организаций должна соответствовать шариату и веяниям времени. Руководителям этих организаций следует направить свои силы на служение народу, мусульманам, а не быть «дежурными лайками» на различных конференциях и форумах, осуждая экстремизм и терроризм.



- Все же, какие положительные моменты Вы бы отметили в работе ДУМов?



Их очень много. Все представлять в плохом свете тоже неправильно. Есть муфтияты, которые проделали огромную работу для мусульман. Они приложили немало усилий в области просвещения, издательской деятельности, образования. Это видно невооруженным глазом.



Хотелось бы, чтобы в дальнейшем эти муфтияты больше обменивались опытом со своими зарубежными братьями. Ислам – это мировая религия, представители которой проживают во всех частях света. Мы должны обращать внимание на положительные стороны работы зарубежных мусульманских общин, но в то же время сохранять свои традиции.



- Вы сказали, что нужно определиться со статусом муфтия в России. Эта должность избираема или назначаема? В настоящее время мы иногда сталкиваемся с тем, что муфтии становятся фактически ставленниками руководителей и чиновников того или иного региона.



Что касается выборов руководителей мусульманских общин, то в разных регионах по-разному происходят эти процессы в соответствии с уставом организаций. Уставы везде разные. Их надо унифицировать, взяв в основу шариат и российское законодательство.



Нельзя позволять использовать Ислам неблаговидным чиновникам. Я бы посоветовал обратиться к известным исламским ученым и почитать их труды, где ясно сказано, как должны мусульмане выстраивать отношения с властью. Сегодня, к сожалению, для некоторых муфтиев встреча с чиновником намного важней, чем встреча с рядовым мусульманином, нуждающимся в братской помощи.



Мусульманская община сама должна отстаивать свои права и выбирать себе достойного руководителя. И если община не может отстоять этого права, то вина лежит только на ней. И здесь вновь нельзя не упомянуть одно из мудрых изречений нашего достопочтимого Пророка (мир ему): «Не плачьте за религию, если ее возглавил достойный, но плачьте за нее, если ее возглавил недостойный».



- В Пензенской области нередко нарушались права мусульман. В каждом случае эти проблемы были решены. Что бы Вы посоветовали мусульманским общинам в других регионах, где ущемляются права верующих?



Да. У нас случались нарушения прав верующих. Это касалось и ношения платка мусульманками в учебных заведениях, принудительного обучения в школах основам Православия и т. д. Усилиями общины эти проблемы решены.



Нужно защищать свои права в рамках закона. Надо знать Конституцию, знать федеральные законы. Когда права защищаются, тогда и нарушений становится меньше.



Некоторые руководители мусульманских общин не хотят заступаться за простых мусульман, портить отношения с представителями власти. Зачем какому-нибудь мусульманскому лидеру говорить об этих проблемах мэру, губернатору? Но выступать и утверждать, что все хорошо, и у мусульман нет никаких проблем – это нечестно и непорядочно. Мусульманский деятель должен правильно, аргументированно доводить до власти нарушения прав, требования верующих.



- В России нет единой централизованной структуры мусульман. По-вашему, является ли это основной причиной, затрудняющей исламский призыв в нашей стране?



Я не считаю, что причиной трудностей, связанных с развитием Ислама в России, является отсутствие единой централизованной структуры мусульман. Не к этому надо стремиться. Если все духовные управления мусульман, общественные организации, религиозные объединения и группы будут соответствовать духу Ислама, то и трудностей будет меньше.



Объединяться нужно на духовном уровне на основе любви ради Аллаха. «Не уверует никто из вас, пока не станет желать брату своему того же, чего желает самому себе», – говорил наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему). Искренне служение мусульманам, открытость в отношениях с ними, забота о своей общине – это лучшая основа для объединения. Чтобы достичь этого, сердца людей должны быть чистыми.



Ведь Всевышний Аллах сказал, что спасутся только те, кто предстанет перед Аллахом с душой, полностью исцеленной от всех болезней, наполненной божественной любовью: «В тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем» (26:88-89). А вот слова Посланника Аллаха (мир ему) по этому поводу : «Всевышний Аллах не посмотрит на ваш внешний вид и богатство! Но посмотрит на ваши сердца и поступки».



Мы все должны пройти духовную школу воспитания души и очищения сердца под руководством духовных наставников, являющихся наследниками Посланника Аллаха (мир ему).



Справка



Забиров Абдуррауф Абдулкадырович



Родился 2 марта 1971 года в городе Баку Азербайджанской ССР. По национальности татарин. Закончил с отличием два исламских учебных заведения – медресе имени Ризаэтдина Фахретдина в г. Уфе и Казанское высшее мусульманское медресе имени 1000-летия принятия Ислама.



С 1990 по 1997 год – имам-хатыб Мусульманского религиозного объединения села Алеево Неверкинского района Пензенской области. С 1997 по 2002 год – имам-хатыб Соборной мечети г. Пензы.



31 марта 1998 года на общем объединительном съезде мусульман Пензенской области избран первым заместителем главы Единого духовного управления мусульман Пензенской области. 9 декабря 1998 года избран членом президиума Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР). 10 сентября 2004 года указом председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Равиля Гайнутдина назначен заместителем председателя ДУМЕР по связям с религиозными объединениями. С 23 июня 2003 года возглавляет Пензенскую региональную общественную организацию «Просвещение».



Абдуррауф Забиров – автор многих статей и публикаций. Являлся ведущим передачи «Беседы о религиях» на Пензенском телевидении. С марта 1998 года является главным редактором газеты «Солнце Ислама». С 1 июля 2004 года член Союза журналистов России.



Приказом Главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ от 37 октября 2000 г. № 479 награжден знаком «За отличие в службе» 1 степени. Семейное положение: женат, имеет троих детей.



Беседовала Ася Капаева Ислам.ру

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Rafael 09 Декабря 2009г.
Ответить

Все правильно сказал!!!!!!!!!!!!!

Яндекс.Метрика