А.Гришин: Потребности мусульман не должны ущемляться

По словам А.Гришина, нельзя давать повод экстремистам заявлять, что "кафирское государство" ущемляет мусульман

По словам А.Гришина, нельзя давать повод экстремистам заявлять, что "кафирское государство" ущемляет мусульман

Теги:





7
07 Октября 2011г. (09 Зу-ль-када)
Беспрецедентное решение Верховного суда (ВС) Российской Федерации от 31 августа по иску жителя Башкортостана в котором признал, что основные мусульманские праздники – Ураза-Байрам и Курбан-Байрам – в данном субъекте федерации выходными праздничными днями являются незаконными, вызвал широкий общественный резонанс не только в республике, но и во всей стране. Удовлетворение иска было обосновано тем, "что нарушено право конкретного гражданина на труд по дискриминационным религиозным основаниям".



Несмотря на то, что Коллегия ВС РФ временно приостановила данное решение, в любой момент оно может обрести законную силу.



Принимая во внимание неординарность создавшейся правовой коллизии, Комиссия по межнациональным отношениям Общественной палаты РФ 5 октября провела заседание круглого стола на тему «Проблемы установления праздничных дней в субъектах Российской Федерации: вопросы теории и практики».



В откровенном разговоре в стенах Общественной палаты принял участие Президент Информационно-аналитического центра "Религия и общество" Алексей Гришин. Ему удалось донести до участников тревогу и озабоченность мусульманской общественности всей страны, вызванные решением Верховного суда.



В интервью порталу "Ислам и общество" Алексей Гришин подробно выразил свою позицию по данному вопросу.



- Действительно ли существует такая потребность в официальных выходных праздничных дней во время мусульманских праздников?



Гражданам нашей страны однозначно нужны такие праздники и, соответственно, выходные праздничные дни. Это и культура, и традиции наших народов. Никакие двусмысленные разговоры на такую тему здесь совершенно не приемлемы.



- Ваша позиция в отношении решения Верховного суда от 31 августа.



По формальным техническим моментам процесса рассмотрения иска гражданина суд принял решение, которое соответствует нормам права, действующего в нашей стране, так как в данном случае противоречие с действующим Трудовым кодексом действительно имеет место.



Вместе с тем, исходя из того, что, безусловно, необходимо соблюдать права мусульман, требуется найти приемлемую форму для предоставления свободы совести последователям Ислама, так же как и другим гражданам страны, исповедующим другие религии.



В настоящее время у нас в стране только у православных есть строго определенный праздник – Рождество Христово. А главные праздники всех остальных основных религий, указанных в Федеральном Законе "О свободе совести и религиозных объединениях", не имеют закрепленной даты по григорианскому календарю и ежегодно их время проведения меняется. В связи с этим возникаю трудности установления их на федеральном уровне.



Несмотря на то, что по техническим моментам, т.е. с точки зрения действующих норм права, решение суда не противоречит закону, с позиции смысла и духа нашего государства оно носит не совсем корректный характер.



В ходе дискуссии в Общественной палате я обратил внимание присутствующих на то, что гражданин обратился в суд фактически за ухудшением своих прав. Глава 5 Трудового кодекса четко определяет право граждан на отдых. Ряд ее статей (ст.ст.106 – 112) изначально охраняют право граждан на отдых. В данном случае этот гражданин обратился с требованием ухудшить те условия, которые ему предоставило государство.



Такая позиция, на мой взгляд, вообще вызывает подозрение. Это похоже на умышленную провокацию. Нелогичным представляется личное желание гражданина предлагать ухудшение своих условий отдыха. Однако суд на этот момент практически не обратил никакого внимания.



Кроме того, в данном случае можно отметить избирательный подход к сложившейся ситуации. Отменены выходные праздничные дни во время мусульманских праздников только в Республике Башкортостан, оставив их в других субъектах Российской Федерации.



И второй момент, в Республике Башкортостан на уровне регионального законодательства установлены три официальных праздника – День Республики, Ураза-Байрам и Курбан-Байрам. Так вот, решение суда относится к выходным праздничным дням только связанным с Уразой-Байрамом и Курбан-Байрамом. Таким образом, суд признал право субъекта федерации устанавливать нерабочий день только в праздник День республики, не связанный с религией. В данном случае усматривается прямое ущемление прав мусульман.



Фактически на пустом месте именно такая трактовка предоставила экстремистам повод и возможность заявлять, что "кафирское государство" ущемляет права мусульман.



Получилось странное и половинчатое решение. Если бы отменили все установленные в Башкортостане праздники, в том числе День республики, тогда вопросов было бы меньше. Однако суд заявляет, что День Республики не рассматривал в связи с тем, что относительно него в заявлении гражданина ничего не было.



Но кому сейчас объяснишь, было это в заявлении или не было? Факт остается фактом, решение касалось только мусульманских праздников. И это дало возможность не только экстремистам обвинять государство, но и спровоцировало то, что некоторые безответственные неуравновешенные лица фактически начали антигосударственную пропагандистскую деятельность. Среди них, к сожалению, оказались и высокопоставленные представители крупнейших мусульманских организаций России. В частности, представитель Совета муфтиев России муфтий Нафигулла-хазрат Аширов в эфире одной из радиостанций откровенно заявил, что "настоящих мусульман, которые практикуют свою религию, решения Верховного суда, нижнего суда, среднего суда абсолютно не касаются". Такое публичное высказывание религиозного деятеля может быть расценено как открытый призыв не подчиняться российским законам.



В этой связи, на мой взгляд, на заседании круглого стола в Общественной палате должна была быть дана оценка не только решению, принятому Верховным судом, и как из этого выходить, но и тем деструктивным действиям отдельных лиц, которые даже не понимают, насколько они провоцируют ситуацию.



- Что же делать в сложившейся ситуации?



На мой взгляд, решение очевидное и лежит на поверхности – необходимо вносить соответствующую поправку в Трудовой кодекс, которая бы предусматривала в соответствии с традициями и обычаями народов России и по иным причинам предоставлять право субъектам Федерации устанавливать на своей территории выходные праздничные дни. Поэтому я поддержал предложение курултая Республики Башкортостан о внесении такой поправки в 112 статью Трудового кодекса.



Так же на слушаньях прозвучало предложение двухуровневого введения таких праздников, т.е. субъект устанавливает и выносит на утверждение федерального центра, например, Указом Президента или постановлением правительства. Такое мнение высказал представитель аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ.



На мой взгляд, это тоже нормальное предложение. Главное, чтобы мусульмане имели возможность в Уразу-Байрам и Курбан-Байрам посвятить себя их празднованию, а не быть в зависимости от работодателя и каждый раз отпрашиваться у него для отправления своих религиозных потребностей в светлые праздничные дни.



А что же делать мусульманам, проживающим за пределами субъектов Российской Федерации, где установлены исламские выходные праздничные дни?



В ходе выступления я также отметил, что у нас большое число мусульман проживает на территориях, где, в отличие от ряда субъектов Федерации, выходные праздничные дни в данные мусульманские праздники не устанавливаются. Как же быть с этими людьми?



В качестве примера я привел наш Информационно-аналитический центр "Религия и общество", где трудится многонациональный и мульти религиозный коллектив. Нами установлен один дополнительный день к отпуску, условно названный "Днем свободы совести". В этот день, который каждый работник определяет лично сам, он может по своему желанию либо праздновать свой религиозный праздник, либо, если он придерживается атеистических взглядов, просто посвятить его решению своих вопросов. Сделано так для того, чтобы все имели равное право, независимо от количества имеющихся религиозных праздников, на один специальный дополнительный нерабочий день.



Именно такую позицию мне удалось довести до участников круглого стола. Радует, что она нашла понимание в стенах Общественной палаты Российской Федерации.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

falajn 08 Октября 2011г.
Ответить

Остаётся услышать мнение Путина и Медведева которые досих пор отмалчиваются. Если эти лица просто захотели то вопрос решился в один день, но это же проблема у мусульман а провительство прохрестианское и как всегда мусульмане будут сами решать возникшие проблемы. Как правильно он сказал "Кафирское государство"

абдАллах 07 Октября 2011г.
Ответить

Этот повод дали сотни раз, так что поздно исправлять что либо, разумным и слышащим давно все ясно, остались только те, кто подвержен страху, слабоумию, поверхностному мышлению, корысти или гордости.

falajn 08 Октября 2011г.
Ответить

Остаётся услышать мнение Путина и Медведева которые досих пор отмалчиваются. Если эти лица просто захотели то вопрос решился в один день, но это же проблема у мусульман а провительство прохрестианское и как всегда мусульмане будут сами решать возникшие проблемы. Как правильно он сказал "Кафирское государство"

абдАллах 07 Октября 2011г.
Ответить

Этот повод дали сотни раз, так что поздно исправлять что либо, разумным и слышащим давно все ясно, остались только те, кто подвержен страху, слабоумию, поверхностному мышлению, корысти или гордости.

Яндекс.Метрика