Ал-Газали – исламский философ

Отрывки работы «Воскрешение наук о вере» (Ихйа’ ‘улум ад-дин) были опубликованы в 1980 году в переводе и с комментариями В. Наумкина

Отрывки работы «Воскрешение наук о вере» (Ихйа’ ‘улум ад-дин) были опубликованы в 1980 году в переводе и с комментариями В. Наумкина

Теги:




0
17 Октября 2009г. (27 Шавваль)
Философы нечасто оказывают влияние на историю философии одновременно и своими идеями, и своей личностью. Между тем такой фигурой был ал-Газали. Сама его жизнь, точнее, ее этапы наложили неизгладимый отпечаток на историю развития исламской философии, укрепив позиции суфизма и ослабив влияние рационалистической философии. Его влияние было особенно велико в восточной части исламского мира.



Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ал-Газали ат-Туси родился в 1058 г. (450 год хиджры) в семье ученого в иранском городе Тус. Первоначально находился под влиянием отца, который был дервишем, затем его младшего брата, имевшего репутацию глубокого мистика. И все же, несмотря на такое суфийское окружение, ал-Газали проявлял значительный интерес к юриспруденции (фикху) и философии.



Большое влияние на него оказал Абу Али ал-Фармази ат-Туси, благодаря которому он приобрел серьезные познания как в теории, так и в практике суфизма. Далее ал-Газали стал практиковать самую суровую форму аскезы, но, к своей досаде, не достиг желаемых духовных состояний. Этот факт, кроме того, что интеллектуализм ал-Газали был слишком силен, чтобы он смог забыть о поиске истины, усилил его сомнения и скептицизм.



Ал-Газали пережил внутренний интеллектуальный и духовный кризис. В стремлении к определенности он начал ставить под сомнение позицию теологов-схоластиков, обосновывавших истинность своих идей мнениями авторитетов, которые они принимали как аксиому. Его сомнения скоро распространились на все области веры, и внутренний разлад, порожденный изучением ортодоксальных позиций, с одной стороны, и сомнением в них – с другой, еще более усугублял его духовный кризис.



По-прежнему надеясь достичь определенности, но не видя путей осуществления своей надежды на практике, ал-Газали страдал физически и душевно; он впал в глубокое отчаяние, потерял аппетит и дар речи. Придя к убеждению, что истину невозможно постичь при помощи рационалистического подхода, и переполнившись отвращения к схоластическим перепалкам и ухищрениям философов и теологов, он начал свое мистическое странствование, став дервишем. Он покинул Багдад в 1095 г. под предлогом совершения хаджа и отправился в Дамаск. Ал-Газали странствовал по странам исламского мира в течение одиннадцати лет, предаваясь медитациям и практикуя самые строгие формы аскезы. Потом он вернулся в свой родной город Тус, где занимался преподаванием, периодически уходя в уединение для размышлений.



Интеллектуальные искания ал-Газали напоминают духовный опыт Декарта, который в поисках истины подвергал сомнению все, что могло быть подвергнуто сомнению, отказываясь принять любые суждения на веру и стремясь положить в основу философии принцип очевидности. В поисках истины ал-Газали задавался вопросом об истинной сущности своего «я», полемизируя с пониманием этого вопроса в официальном исламе. Обретением своего истинного «я» ал-Газали считал не усвоение чужих мнений, а выработку своего собственного.



Намерения философов



Тщательно изучив греческую философию, особенно Аристотеля, и труды мусульманских мыслителей, ал-Газали написал «Намерения философов» /«Ал-Макасид ал-фаласифа»/ и «Самоопровержение философов» /«Тахафут ал-фаласифа»/, стройное и яркое изложение аристотелизма. В этих сочинениях он, используя диалектический метод, подвергает критическому анализу позиции философов.



Ал-Газали подразделяет их на три категории: на материалистов (ад-дахрийун, дахриты), отрицавших существование Бога и считающих мир вечным; на теистоы (илахийун), принимавших существование Бога; и на натуралистов (таби’ийун), не обязательно отрицавших существование Бога, но ставивших под сомнение бессмертие души.



Стремление как можно глубже понять позицию каждого философа привело ал-Газали к убеждению, что опора при поиске истины только на разум неизбежно влечет за собой уничтожение религии и морали. Он считал, что философы оказываются еретиками по трем причинам: из-за принятия идеи о вечности мира, из-за отрицания Божественного знания, распространяющегося на единичные вещи, и из-за отрицания идеи телесного воскресения из мертвых.



Принятие идеи вечности мира ведет к признанию его таким же вечным и бессмертным, как Бог, – совершенно немыслимый и возмутительный вывод для ортодоксов, замечает ал-Газали. Философы обосновывают вечность мира тремя фундаментальными аксиомами:



1-ничего не возникает из ничего, или, другими словами, нечто не может возникнуть из ничего;

2-при возникновении определенной причины необходимо и немедленно возникает результат, следствие;

3-причина имеет иную природу и является внешней по отношению к следствию.



Ал-Газали предлагает целый ряд аргументов, направленных против аксиом, которые философы принимают как очевидные сами по себе. В своих многочисленных доводах он указывает на противоречия в этих аксиомах. Так, отрицание знания Богом единичных вещей необходимо предполагает относительное невежество Бога – позиция, неприемлемая для исламского кредо. Далее, отрицание воскрешения из мертвых противоречит многочисленным соответствующим примерам из Корана. Философы, считает ал-Газали, используют три аргумента, на которых основывают свое отрицание воскрешения из мертвых:



1-нет логической необходимости в воскрешении тел в их физической форме;

2-поскольку в загробной жизни не будет тел, значит, там не может быть боли или наслаждения;

3-Ад и Рай в физическом плане не существуют; они имеют чисто духовную природу.



Затем ал-Газали начинает опровержение выше приведенных посылок, используя рационалистический метод перипатетиков. Главное внимание он уделяет двадцати ошибочным точкам зрения философов. Ал-Газали особо подчеркивает, что к этим ошибочным точкам зрения неизменно приводит принятая философией аргументация, опирающаяся только на разум. К ложным точкам зрения перипатетиков в «Самоопровержении философов» он причисляет следующие: мир не имеет ни начала, ни конца; Бог не сотворил Вселенную из ничего /ex nihilo/; Бог прост и не имеет сущности /основного качества/; Бог не знает ничего, кроме Себя; Бог не может знать единичных вещей; небесные тела имеют животную душу и движутся по принуждению; чудеса невозможны; человеческие души не бессмертны; воскрешение в телесной форме невозможно.



В своей критике вышеозначенных ложных взглядов ал-Газали неизменно подчеркивает, что через веру и одну лишь веру можно прийти к истине; полагаться в этом на разум – значит довести себя до кризиса, фрустрации и самоопровержения.



Критика теории эманации



Ал-Газали предпринял решительное наступление на целый ряд философских позиций, среди которых была и теория Божественной эманации. Ал-Газали тщательно и даже методично демонстрирует, как эта теория, пропагандируемая философами, не может достичь той цели, ради которой они ее создали. Во-первых, она не может решить проблемы, как множество вышло из единого, а во-вторых, не может обеспечить Богу единство, которое она должна была сохранить в неприкосновенности.



В вопросе о знании Богом единичных вещей ал-Газали непоколебимо уверен, что Бог знает все частности, и все отличные от этого утверждения отрицают всеведение Бога. Даже Авиценна, который признает всеведение Бога, подвергался ал-Газали критике за позицию, согласно которой Бог хотя и знает все, но достигается это универсально, то есть в такой пространственно-временной форме, которая недоступна ограниченной способности человеческого познания.



Зная, что философы строят многие свои аргументы на основе закона причинно-следственной связи, ал-Газали подвергает его критическому анализу. Его аргументация, кстати, сходная с аргументами Дэвида Юма, направлена на утверждение точки зрения, согласно которой взаимоотношения между причиной и следствием не являются логической необходимостью. Знание причинной связи между огнем и горением или водой и сыростью основано не на рассуждении о логической необходимости, а на наблюдательности.



Выступая против необходимой связи между причиной и следствием, ал-Газали использует это для объяснения чуда. Тем, кто настаивает на невозможности чуда на том основании, что чудо попирает законы природы, предпринятая ал-Газали критика причинности призвана объяснить, как непрерывность так называемых «законов» может быть разорвана без нарушения любых законов.



Этика ал-Газали



Ал-Газали много трудился над этическими и моральными вопросами. Полагаясь на Кораническую концепцию, он использует аристотелевское учение, чтобы пролить свет на некоторые сложные проблемы. Особенно интересовался ал-Газали проблемой свободной воли и причинной обусловленности и соотношением этой проблемы с проблемой выбора.



Ал-Газали – как богослов и законовед /факих/ – верил, что причинно-следственный детерминизм несопоставим с моральной ответственностью. Чтобы решить проблему, он использует представление о трех аспектах, или уровнях, а именно: во-первых, уровень материального мира, где явление возникает по необходимости; во-вторых, уровень чувственного мира, где существует относительная свобода действий; и, в-третьих, мир Божественный, царство Божественного, где существует абсолютная свобода воли.



Ал-Газали осознает важность свободы воли, так как без нее Рай и Ад были бы бессмысленны. Определив относительную природу человеческой воли, ал-Газали переходит к рассуждению о пороках и добродетелях и обязанности человека использовать благородный и почетный для него Божий дар свободной воли, чтобы поступать достойным образом. Он различает пороки как желания плоти и эго /нафс/, которые ведут к телесным излишествам, таким, как ненасытная тяга к сексу, обжорство или неразборчивость в еде; болтливость и невоздержанность в речи; страсть к богатству, высокому положению в обществе, чванство высоким происхождением или зависть к его наличию у других; самонадеянность, упрямство и настойчивое отстаивание своих притязаний. Существуют также болезни души, которые нуждаются в исцелении такими добродетелями, как раскаяние, покаяние; отречение от материальных ценностей; воздержание от потворствования плотским желаниям; духовная нищета, или пустота, которая означает желание и способность быть наполненным Божественной истиной; терпение; упование на Бога и доверие к Нему как духовному центру мира; и, наконец, любовь, самая важная из всех добродетелей. Любовь, понимаемая как любовь к Богу, по мысли ал-Газали, ведет к немедленному возникновению модели познания между человеком и Богом /’ариф/. Этому аспекту уделялось большое внимание во времена после ал-Газали, и интерес этот достиг своего пика в Исфаханской школе в 16-17 вв. в Персии.



Главные идеи Ал-Газали:

Мир был сотворен во времени и имеет начало.

Рационалистическая философия не имеет очевидности.

Существует двадцать ошибок, допущенных перипатетиками.

Мистическое видение истины – единственный путь к очевидности.



Следует отметить, что труды ал-Газали продолжают издавать и по сей день. Причем, не только на арабском, но и на других языках. Так, отрывки его работы «Воскрешение наук о вере» /Ихйа’ ‘улум ад-дин/ были опубликованы в 1980 году в переводе и с комментариями Виталия Наумкина, являющегося ныне директором Института востоковедения РАН.







По материалам книги «Великие мыслители Востока», выпущенной московским издательством «Крон-пресс» в 1998 г.



ВИДЕО

Автор: Мухамед Саляхетдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика