Андижанская трагедия - проявление терроризма светской идеологии - эксперт

Шамиль Султанов, Виталий Пономарев, Аркадий Дубнов а Независимом пресс-центре

Шамиль Султанов, Виталий Пономарев, Аркадий Дубнов а Независимом пресс-центре

Теги:



0
13 Мая 2010г. (29 Джумада аль-уля)
12 мая в московском Независимом пресс-центре на Пречистенке состоялся круглый стол по теме «Узбекистан: 5 лет спустя после Андижана». В круглом столе приняли участие: эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов, президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир» Шамиль Султанов, директор центральноазиатских программ правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев. Организатором встречи выступило Общество политэмигрантов из Центральной Азии во главе с известным правозащитником и экспертом Бахромом Хамроевым.



В этот день, пять лет назад, в узбекском городе Андижане произошла трагедия, безусловно оказавшая влияние как на людей, переживших эти события, так и на Центральную Азию в целом. По словам организатора круглого стола, андижанские события показали всю репрессивность и циничность диктатуры Каримова. Последствия этой трагедии также продемонстрировали равнодушие так называемого «цивилизованного мира» к действительным страданиям людей, находящихся под тиранией. Как заявил Хамроев, в подавлении узбекскими властями народного выступления в Андижане он видит проявление светского терроризма. Ведь руководство Узбекистана постоянно декларирует свою принадлежность к светской, секуляристской идеологии в противовес религиозному мировоззрению основной части узбекского народа.



В рамках круглого стола произошел обмен экспертными мнениями, которые порой касались не только конкретной трагедии в Андижане, а уходили за пределы заданной темы.



Выступивший на встрече в пресс-центре эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов увидел параллели между трагедией в Андижане и недавней очередной киргизской «революцией». По его мнению, события в Киргизии вновь демонстрируют, что в мышлении правящих кругов среднеазиатских государств нет политической рефлексии.То есть они не могут точно оценить ситуацию в своей стране, свою внутреннюю политику, и посмотреть на свое положение со стороны. Правители Центральной Азии не думают, как упредить «опрокидывание котла».



Но, как заметил Дубнов, в отличие от событий 2005 года в Андижане сегодня Россия вольно или невольно поддержала тех, кто смел режим Бакиева, вероятно из-за сложившейся политической конъюнктуры.



Виталий Пономарев отметил, что правозащитники до сих пор имеют дело с последствиями Андижанского восстания. В Узбекистане осуждены 360 человек по этим делам. 125 из них были задержаны в странах СНГ и выданы Узбекистану. Лишь восемь подозреваемых прошли все законные процедуры экстрадиции, остальных выдали Узбекистану в обход многих юридических барьеров, на основе неформальных договоренностей, а то и просто путем тайного похищения и вывоза.



До сих пор, по словам правозащитника, не проведено объективное расследование причин и обстоятельств андижанской трагедии. Остается неизвестным точное количество жертв тех событий. Называются числа от 2-х до 10 тысяч погибших при разгоне митинга.



По мнению Пономарева, репрессии Каримова против религиозных и политических активистов были предпосылкой для андижанских выступлений. Репрессии, в целом, не приводят к положительному результату, а наоборот, являются источником дестабилизации во всем центральноазиатском регионе, заметил правозащитник.



По утверждению Пономарева, сегодня узбекские репрессивные процессы строго засекречены. Но несмотря на предосторожности властей, можно предполагать, что новые репрессии станут предпосылкой нового взрыва, подобного андижанскому или подобного событиям в Киргизии. Безусловно, есть некая психологическая связь между андижанскими и последними киргизскими событиями, подчеркнул Пономарев.



В заключение директор программ по ЦА «Мемориала» сказал: «Запад, в целом, имеет ошибочное понимание реалий Центральной Азии. В последние годы США и другие страны, заинтересованные в регионе как в перевалочном пункте для снабжения войск в Афганистане, стремились наладить отношения со стабильными, как им казалось, хотя и диктаторскими режимами Средней Азии. Более того, в рамках все той же «антитеррористической» кампании оказывалась военная помощь этим странам». В частности, в Киргизии многие из тех, с кем общался Пономарев, упоминали, что киргизские снайперы, стрелявшие в участников митингов, подготавливались в рамках «контртеррористических» программ США и НАТО.



Президент Центра стратегических исследований «Россия – Исламский мир» Шамиль Султанов в ходе обмена мнениями за круглым столом сказал: «В 2007-2008 гг. я побывал в Таджикистане, Киргизии, Казахстане, Туркменистане. Во всех этих странах от большинства чиновников и политиков среднего и высшего эшелона я услышал одобрение действий Каримова в Андижане. Причем в частной беседе они изумленно вопрошали и цинично признавались: а как же иначе управлять, людям надо было «преподать» урок! Иначе говоря, они даже не знают, как можно управлять людьми, кроме как применяя принуждение и насилие».



Как считает Султанов, все среднеазиатские государства – искусственные образования, возникшие под эгидой большевиков. Такие страны, как Таджикистан и Киргизия, можно уверенно назвать «несостоявшимися» государствами. Туркменистан пока демонстрирует стабильность, ибо это фактически союз племен, имеющий в своих руках газ и другие ресурсы, и в силу специфических репрессий не имеющий значимой политической альтернативы. В Казахстане также пока спокойно, но сейчас там ведется полемика о будущем страны после Назарбаева. В Казахстане есть возможность обсуждать открыто некоторые вопросы, однако не надо забывать, что только лишь южная часть Казахстана относится к Центральной Азии, а север тяготеет к другому региону, и это может стать основой для дестабилизации. Не имея собственной идеологии и застыв в своем мышлении где-то в конце 80-х, среднеазиатские режимы обречены на прозябание, если не смогут модернизироваться, отметил Султанов.



Шамиль Султанов усматривает три возможных сценария объединенного политического будущего Центральной Азии, которые вкратце выглядят следующим образом:



1. «Наркосистема» объединяет под своим контролем страны ЦА, используя своё финансовое и силовое влияние.



2. Образуется федерация под эгидой внешних сил (США, России, Китая), предварительно договорившихся между собой о сферах влияния.



3. Возникает объединенный Туркестан на своей, вероятно, исламской основе.





В завершение круглого стола, Бахром Хамроев вновь подчеркнул, что государства Запада не просто молчали относительно убийств людей в Узбекистане, но и втайне поддерживали режим Каримова. И это невзирая на то, что эти страны постоянно заявляют, что руководствуются не только прагматизмом, но и определенными идейными ценностями, в первую очередь «защитой прав человека». Практика поведения западных стран, как отметил Хамроев, далека от утверждаемых ими идеалов.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика