Аргумент о недопустимости новой войны вскоре не сработает

Мухиддин Кабири
27 июня в Таджикистане уже на протяжении десяти лет отмечают День национального примирения. В 1997 году в этот день в Москве президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым и лидером Объединённой таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури (в дальнейшем лидер Партии исламского возрождения Таджикистана) в присутствии первого президента РФ Бориса Ельцина было подписано "Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане". Соглашение положило конец гражданской войне.



О современной ситуации в Таджикистане рассказал в интервью IslamNews нынешний лидер ПИВТ Мухиддин Кабири.




- Уважаемый устаз Мухиддин, каково, на Ваш взгляд, политическое положение Таджикистана сегодня?



- Ситуация в Таджикистане в целом стабильная. Народ страны, ставший в своё время жертвой политического непонимания и переживший гражданскую войну, крайне осторожен. Кроме того, у таджиков достаточно прочный запас терпения.



Несмотря на то, что положение в республике спокойное, мы, будучи реалистами, считаем, что относительная стабильность не означает, что в государстве всё в порядке. К сожалению, в стране есть ряд проблем, которые одними лозунгами не решишь. Таджикистан – одно из беднейших государств постсоветского пространства и имеет множество социально-экономических проблем: безработицу, рост цен, коррупцию и прочее. Более миллиона граждан страны трудовые мигранты.



Вдобавок к социально-экономическим проблемам в Таджикистане возникают вопросы, связанные с законотворчеством. Например, недавно принятый "Закон об ответственности родителей за воспитание детей", на наш взгляд, ущемляет права граждан и ограничивает свободу вероисповедания.



Теперь гражданам до 18 лет запрещено участвовать в любых религиозных мероприятиях, в том числе в коллективных молитвах в мечетях. Когда я прямо спросил: могут ли мои дети, которым ещё нет 18 лет, во время каникул или в другое свободное от учёбы время, вместе со мной пойти в мечеть на пятничный намаз, мои коллеги-депутаты, принявшие этот закон, на парламентском заседании мне сказал однозначное – нет.



Правительство утверждает, что данный закон принят для того, чтобы воспитать новое поколение в "духе патриотизма", который, по их мнению, должен быть нейтральным и не имеющим влияния религиозных течений. Однако мы считаем, что такие цели не будут достигнуты этим законом. Помимо этого, в Таджикистане запретили ношение хиджаба в школах, закрывают мечети под предлогом того, что они не прошли регистрацию. Мы стараемся решать эти вопросы осторожно в рамках существующих законов, но даже многим нашим сторонникам такой подход не нравится. Они обвиняют нас в том, что мы занимаем чрезмерно компромиссную позицию.



Как известно, в Таджикистане есть ряд структур, выступающих под исламскими лозунгами, которые работают вне правового поля, нелегально, по своей методологии. Сейчас им легче заманить к себе молодых верующих. Но есть немалое количество граждан, которые не связаны с ними, которые в своих письмах, обращениях требуют от нашей партии решительности в отстаивании интересов верующих. Принятием таких законов мы можем вынудить законопослушных граждан радикализироваться.



Таким образом, проблем, требующих политического решения, в Таджикистане масса, и ссылка на то, что в стране была война и нельзя допустить её повторения, и при этом не решать их, уже не будет принята.



- Какие последствия Вы ожидаете от внедрения нового "Закона об ответственности родителей"?



Как я говорил уже, уровень коррупции у нас в Таджикистане достаточно высок и закон об ответственности родителей станет очередным поводом ко взяточничеству. Вообще закон невыполним, ибо согласно нему родители должны следить буквально за каждым шагом ребёнка, даже когда сами находятся на работе, а дитя в другом месте. А в случае нарушения им грозят штрафами.



Я думаю, закон пополнит аналогичный ряд сочиненных парламентом Таджикистана актов, которые по сути своей не действуют. Взять, к примеру, "Закон об упорядочении выполнения традиций и обрядов". В том законе было прописано максимальное количество гостей, которых может пригласить к себе в гости гражданин и в случае превышения "лимита" его ожидает штраф. Например, на дне рождения могут присутствовать 20 человек и т.д.



Были созданы специальные комиссии, которые следят за тем, сколько продуктов вы используете при проведении различных мероприятий, знакомятся со списком гостей и т.п. И люди вынуждены обходить закон разными методами, в том числе дачей взяток.



- Что Вы можете сказать по поводу ареста в Таджикистане корреспондента Би-би-си Уринбоя Усманова, обвиненного в членстве в запрещённой в стране партии?



- Я не буду комментировать арест корреспондента Би-би-си. Пусть суд принимает решение о его виновности или невиновности.



Касательно запрещённых в Таджикистане организаций, то возможно, какие-то обвинения объективны, а в чём-то есть "издержки производства". Но много случаев, когда молодых людей арестовывают и судят лишь за обнаруженные листовки или книги запрещенного характера. В стране на этом основании очень легко быть обвиненными в членстве в экстремистской организации.



Как уже отметил, возможно из-за жёстких мер правительства, ограничивающих свободу вероисповедания и из-за других проблем, часть молодёжи может входить в те структуры, которые находятся вне правового поля и занимают более радикальную позицию, чем ПИВТ.



- Будет ли ПИВТ предпринимать какие-либо меры массового характера в связи с указанными проблемами?



- В преддверие годовщины акта межтаджикского примирения было бы нелогичным проводить какие-либо протестные акции.



Таджикистан не та страна, где можно провести мирный митинг или шествие. Хотя, конечно, согласно законодательству, группа и отдельные граждане имеют право попросить разрешение на такого рода акции, но народ очень осторожно относится к этому, памятуя, что гражданской войне предшествовали митинги и манифестации.



ПИВТ хочет создать в обществе атмосферу доверия и базу для диалога между разными его слоями, в том числе с правительством. Но сама власть не особенно склонна к диалогу. Она скорее делает вид, что происходит серьезный разговор. С учётом всего этого, мы должны найти другие способы воздействия на власть, не прибегая к массовым акциям.



Беседовал Рустам Джалилов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Али Бетхани 24 Июня 2011г.
Ответить

Мусульмане следуют за Пророком (сав), а власти Таджикистана за Абу Лахабом. Как можно запрещать молиться в мечети?! Даже в странах отъявленного куфра на Западе такого не вытворяют!

mahmudjan 23 Июня 2011г.
Ответить

May Allah bless upon this great Tajik politician.

Исмаил 23 Июня 2011г.
Ответить

Это политика абсолютно светское мировоззрение, обложили мусульман куфарскими законами типа - "больше трех не собираться" и надеются прибывать у власти в полном здравии вечность. Зря надеются, веру во Всевышнего Аллаха и в его правосудие не вырвешь из сердец и умов мусульман, если уж это не смогла сделать за 75 лет коммунистическая империя, то думаю уже ни кто и ни что не сможет этого сделать. И иншАллах, мы скоро увидим возрождение Исламской уммы, в том числе и на земле бывшего Туркестана - территории праведного Халифата .

mahmudjan 23 Июня 2011г.
Ответить

May Allah bless upon this great Tajik politician.

Исмаил 23 Июня 2011г.
Ответить

Это политика абсолютно светское мировоззрение, обложили мусульман куфарскими законами типа - "больше трех не собираться" и надеются прибывать у власти в полном здравии вечность. Зря надеются, веру во Всевышнего Аллаха и в его правосудие не вырвешь из сердец и умов мусульман, если уж это не смогла сделать за 75 лет коммунистическая империя, то думаю уже ни кто и ни что не сможет этого сделать. И иншАллах, мы скоро увидим возрождение Исламской уммы, в том числе и на земле бывшего Туркестана - территории праведного Халифата .

Яндекс.Метрика