Без социальных лифтов – летим… в пропасть

news-kb6nOmBD3B
Первую статью на тему "Умме нужны социальные лифты!" я завершил таким призывом к вам, читатели: "Давайте продолжим обсуждать эту важную тему, приводить новые суждения и примеры. Без качественных и динамичных социальных лифтов мы обречены стать "этнографическим гетто", каким-то застылым осколком Средневековья. Разве кто-то из нас таким видит будущее ислама в России?



Собьют ли теракты умму России с Прямого пути?



Последние трагические события – непрекращающаяся череда уничтожения алимов и имамов на Кавказе, теракт в Казани против муфтия и его зама – заставляют вновь рассмотреть вопрос: почему не решены давно назревшие вопросы?



Пресловутая проблема кадров и отсутствия социальных лифтов всё чаще и острее даёт о себе знать в исламском пространстве России. Ведь, согласитесь, главное её следствие – отсутствие мусульманской элиты, авторитетной богословской учёной среды (кандидаты наук и выше).



К сожалению, даже при наличии политической воли создать эффективную систему отечественного исламского образования – заниматься этим вопросом попросту некому(!) по той же самой причине – это отсутствие кадров. И вот так получается… замкнутый круг.



При всех победных декларациях, которых мы услышали в последние годы уже предостаточно, до сих пор нет эффективной государственной программы подготовки исламских кадров. Чтобы вырваться из замкнутого круга, необходим (среди прочего) активный научный обмен между российскими исламскими вузами и их признанными аналогами, партнёрами в мусульманских странах. В крупных зарубежных вузах преподают признанные в мусульманском мире учёные, общение с которыми позволяет существенно расширить кругозор и пополнить багаж знаний. Если государство поставить цель – обучить нескольких будущих религиозных деятелей в том же Аль-Азхаре или других престижных вузах, стимулировать их на получение научных степеней, а затем гарантировать их трудоустройство в сотрудничестве с духовными управлениями – то ситуация уже сдвинется с мёртвой точки.



Стоит ли напоминать, сколь высоко ценится настоящий учёный, согласно всей исламской традиции! Пожалуй, нет такой религии в мире, где именно учёным отводилась такая ключевая роль. Это не просто "многознайки", эрудиты и люди с хорошей памятью. Они, скорее – инструменты, посредством которых Всевышний оберегает религию. Посланник Аллаха говорил: "Несут это знание из каждого поколения справедливые, которые отгоняют от него искажение преувеличивающих, добавление заблудших и толкование невежд".



Если нет такого глубинного понимания роли учёного в умме – умма изменяет сама себе, сходит с рельс Прямого пути.



А нам это надо?..



Однако создаётся впечатление, что некоторым чиновникам на местах нужны не обладающие духовным и научным авторитетом люди, а – извините! – просто удобные… лизоблюды в чалмах. Ведь что все видят вокруг: религиозную и социальную сферу в умме полностью отдали на откуп муллам, многие из которых едва прошли курс исламского ликбеза.



Те немногочисленные религиозные авторитеты, которые всё же каким-то чудом (иначе это и не назовёшь!) выросли, невзирая на обстоятельства и реально были буквально "золотым запасом" российской уммы – погибли при загадочных обстоятельствах.



Напомним, что единственный в Дагестане доктор шариатских наук Муртазали Магомедов был расстрелян киллерами ещё в 2009 году. Такая же участь постигла ректора махачкалинского Института теологии и международных отношений Максуда Садикова, который являлся последовательным борцом с радикализмом и сторонником сближения между различными направлениями ислама в Дагестане. В Ставропольском крае был взорван ещё один авторитетный религиозный деятель, знаток шариата Курман Исмайлов, выпускник одного из высших учебных заведений Саудовской Аравии и светского российского вуза, он работал заместителем главы Российской ассоциации исламского согласия.



Всё перечисленное уж очень похоже – страшно это сказать вслух! – на целенаправленное уничтожение российской мусульманской элиты. Для чего? – для усиления деструктивных маргинальных структур. Последнее же громкое убийство Валиуллы Якупова в Казани в самом начале Священного Рамадана, одного из наиболее образованных религиозных деятелей Татарстана, говорит о том, что радикализация мусульманской молодёжи кому-то "необходима" не только на Кавказе, но и в Поволжье.



На "благодатной почве" всеобщего невежества зацвели различного рода популистские бренды, наподобие "Хизб ут-Тахрир", привлекающие исламизирующуюся молодёжь романтизмом утопических лозунгов о всемирном халифате и всеобщей социальной справедливости, а также деструктивные секты, вроде "файзрахманистов".



Между тем, благодаря "особенностям" работы российской правоохранительной системы, постигающая азы ислама молодёжь автоматически подпадает… под подозрение в противоправных действиях. Параллельно происходит мощнейший пиар определённой религиозной литературы посредством внесения её в запретительный список. Сразу после запрета той или иной книги, молодёжь устремляется в интернет, чтобы ознакомиться с её содержанием.



Всё это способствует реальной радикализации молодёжи. Попытки же чиновничьих любимцев найти и противопоставить этому какие-то идеологические аргументы – заканчиваются полным провалом в виду отсутствия знаний и авторитета у религиозных деятелей. Власти отвечают на радикализацию усилением репрессий, которые, в свою очередь, ведут к ещё большей радикализации и к росту протестных настроений. Опять… замкнутый круг.



Ну как разорвать этот замкнутый круг?



Государство должно решать проблему комплексно. Необходимо как можно скорее заняться подготовкой кадров при взаимодействии с признанными центрами исламской науки, а не пытаться вариться в собственном соку. Необходимо рассмотреть возможность разработки специально программы приглашения ведущих специалистов в области Корана и исламских наук для преподавания в российских вузах. Параллельно нужно наладить социальные лифты для образованной молодёжи, которая способна противостоять радикалистским взглядам на основе фундаментальных знаний шариата.



Все же сегодняшние меры пока сводятся к провозглашению так называемого аморфного понятия "традиционный ислам" и ведётся борьба со всеми проявлениями столь же аморфных "нетрадиционностей". Такая позиция выглядит просто смешно, если не сказать более – преступно в условиях обостряющихся отношений в российском обществе. Скажу более: такая позиция выглядит попросту глупо, учитывая, что в век интернета, спутникового телевидения "загнать в гетто" ту или иную группу людей ну просто невозможно.



Консервация, зарывание головы в песок "традиционного" ислама, как это предлагают эксперты из разных "стратегических центров", будет чревата только усилением радикализации, которую уже сегодня хотят использовать для разжигания конфликтов не только на Северном Кавказа (это наше печальное прошлое и настоящее), но и в Поволжье (теперь также наше настоящее), а также в других регионах России (не дай Аллах!)



Неужели мы все хотим этого? И пассивно допустим продолжение этого деструктивного сценария?



Детей наших – не жалко?

Автор: Аман Мамединов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

muminka 11 Августа 2012г.
Ответить

Вопрос к автору статьи: как может государство решить проблему? У нас религия отделена от государства.

muminka 11 Августа 2012г.
Ответить

Вопрос к автору статьи: как может государство решить проблему? У нас религия отделена от государства.

Яндекс.Метрика