Большой Брат, князь Аширов и другие. Сибиряки в РИУ

Тюменцы в РИУ, не хватает еще двоих

В Российском исламском университете Казани в субботу 28 января завершилась сессия заочного отделения.

Три недели назад заочники из сибирских городов, прибыв в столицу Татарстана, с удивлением обнаружили на вокзале, что ехали, оказывается, в разных вагонах одного поезда – «Новокузнецк-Москва». Из одной только Кемеровской области в РИУ приехало около десяти человек, в том числе муфтий Тагир Бикчантаев, за плечами которого пять лет учебы в египетском университете «Аль-Азхар» и два российских медресе. С этого же поезда вышел известный общественный и религиозный деятель Кузбасса третьекурсник РИУ Салават Кучумов. Вот, улыбаясь, из вагона появился Валерий Ядров, мой одногруппник, с которым мы, созвонившись по мобильной связи, уже виделись по пути в Казань.

Валерий Ядров – бывший музыкант-тромбонист, игравший в цирковом оркестре Кемерово. В свое время он окончил институт культуры, и когда культработникам и музыкантам стали мало платить на работе, переквалифицировался сначала в водителя, затем в слесаря. В группе Валерия называют Большим Братом за его объемные размеры настоящего сибирского мужика.

Любопытна история принятия им ислама. Однажды в Кемерово к Ядрову подошли «свидетели Иеговы» и поинтересовались его вероисповеданием.

- Я – русский, а начит православный христианин, – отвечал он.

- Кто, по-твоему, Иисус Христос? – не унимались иеговисты.

- Бог, – отвечал Валерий.

Свидетели Иеговы тогда показали ему страницу Библии, в которой повествуется о том, как сатана искушал Иисуса, предлагал поклониться ему (шайтану).

- Скажи, может ли сатана предлагать Всемогущему Богу поклониться ему? Разве возможно такое? – продолжились вопросы.

- Не может, – согласился Ядров.

Иеговисты приступили к его обработке, приводя другие доводы того, что Иисус не Бог, а «сын Бога». Это еще больше запутало 40-летнего мужчину, который прежде вообще мало задумывался о религии. Тот разговор со свидетелями Иеговы и стал толчком к самостоятельному изучению сначала христианских вероучений, затем ислама.

Так Валерий Ядров из Кемерово стал правоверным мусульманином и взял себе новое имя – Махди. Год назад он поступил в Российский исламский униерситет. Ядров не единственный русский мусульманин в нашей группе на втором курсе теологического факультета.

Большинство заочников из Кемеровской области – действующие имамы. Один из них – Анвяр Аширов, глава мусульманской организации «Нурислам» города Осинники Кемеровской области, наш с Махди сокурсник.

Темой курсовой работы имам Аширов выбрал исследование своей родословной, которая восходит к жившему в Смутное время мурзе Ямашу Мангушеву. Далекий предок упоминается в одной из грамот первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича от 1618 года: «Божиею милостию мы Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович Всея России Самодержец пожаловали есьми Алатырскаго города Князей и Мурз и Татар: Князя Баюша Разгильдеева да Ямаша Мурзу Князь Мангушева с товарищи…».

Анвяр Аширов родом из старинного татарского селения Ломаты, что в Мордовии. В ислам бывший слесарь-ремонтник Западно-Сибирского металлургического комбината пришел через национальную культуру, организуя сабантуи для татар Осинников. Окончив в 2010-м медресе «Мухамадия» в Казани, в тот же год поступил в РИУ.

Из Новосибирской области я насчитал восемь студентов заочного отделения. На третьем курсе учится Абдулхамид Шакирзянов, старший сын муфтия Накипа Шакирзянова, он же заместитель муфтия, т.е. зам своего отца. В этом статусе он периодически дает комментарии местным и красноярским журналистам, когда в Новосибирске или Красноярске кого-либо из правоверных подозревают к склонности к экстремизму. В этих изобличающих телевизионных сюжетах Абдулхамида ошибочно назвали имам-хатыбом соборной мечети Новосибирска. Оказалось, что он только заместитель отца-муфтия, а имам-хатыбом является младший сын муфтия – Салим Шакирзьянов.

Пятый курс заканчивает имам мечети поселка Кыштовка Новосибирской области Якуб Вахитов. По его словам, три-четыре года назад коридоры здания РИУ не были так многолюдны как сегодня, отсутствовал конкурс при поступлении.

В последние два года мест в мужском общежитии уже не хватает. В женском общежитии, которое находится в другом здании, по словам сокурсниц, тоже напряженка с местами. Народ идет в исламский вуз, и это не только религиозные служители. Около половины студентов-заочников теологического факультета, куда можно поступить без первоначального религиозного образования, составляют т.н. рядовые мусульмане. На факультете исламских наук, по моим наблюдениям, сплошь религиозные деятели. На отделениях лингвистики и экономики теологического факультета, соответственно, имамов похоже нет вообще. При РИУ также действует центр подготовки хафизов Корана.
Сибирякам-теологам моего потока повезло, что с нами на одном курсе оказался председатель Новосибирской татарской Ассоциации работников образования «Магариф» Модарис Абакиров. Профессиональный педагог, преподаватель немецкого языка, член правления общины при исторической мечети Новосибирска Модарис Абакиров по вечерам проводил с нами тренинги по запоминанию схем арабских глагольных спряжений, дат исторических событий перед экзаменами и зачетами, в связи с чем от земляков к нему приклеилось «звание» главнокомандующего «Сибирского мусульманского полка» при РИУ.

Учебу в исламском вузе от обычного учебного заведения отличает распорядок, подверстанный под время намазов. С рассветом народ в общежитии на четвертом этаже учебного корпуса поднимает азан из мечети «Энилар», которая находится через дорогу. В 8.30 – первая пара. Многие преподаватели моложе студентов. Отношение к заочникам в возрасте довольно снисходительное, все-таки не все они пришли в РИУ с дипломами светских вузов и о высшей математике разве что только слышали краешком уха, а сдавать ее надо, как и информатику, и другие непрофильные предметы. Этого требует диплом государственного образца теологического факультета исламского вуза Казани.
Из Омска в РИУ пока учится только один человек. Это Халит Шарыпов, правнук ишана Халила Халилова, последнего шейха Накшбандийского тариката в Сибири из Юрт Турбинских Тобольской губернии. Халит рос в религиозной семье. В 1975 году его деду Абдулхамиду удалось побывать на хадже в Мекке. Надо ли говорить, что в те годы это было крайне нелегким делом! Семь лет дед ходил по партийным инстанциям и сумел-таки добиться поездки в хадж через муфтият в Уфе. После его возвращения пожилые мусульмане со всей области в течение целого года приезжали в дом Шарыповых на 11-й линии Омска, чтобы взглянуть на хаджия и задать ему вопросы. И каждому гостью дед терпеливо рассказывал подробности поездки в Мекку и Медину. Эти рассказы запечатлелись в памяти юного внука. В конце 80-х годов Халит стал посещать медресе при молитвенном доме Омска, затем был год учебы в медресе узбекского города Андижан. Вместе с ним учился младший брат Закир, нынешний имам омской мечети «Хаир-Ихсан». В отличие от него Халит не пошел по религиозной стезе, работает он электромонтажником.

Тюмень в РИУ представлен десятью заочниками, среди них известные мусульманские барды Руслан и Рустам Маметовы, имам Амир Балдин, окончивший в свое время Высший исламский колледж «Расул Акрам» в Москве и Тобольский пединститут, имам мечети поселка Матмасы Руслан Садрутдинов, лидер молодежного общества «Ихсан» Тимур Загиров.

Несмотря на предстоящее в текущем году открытие филиала Казанского РИУ, в Тюмени уже сегодня некоторые мусульмане планируют будущим летом поступать в Казань. И это состоявшиеся молодые мужчины с высшими образованиями. Российский исламский университет набирает популярность и, похоже, недалек тот день, когда его руководству придется задуматься о строительство дополнительного здания общежития, ибо уже на этой зимней сессии в связи с нехваткой мест под жилое помещение пришлось оборудовать аудиторию на четвертом этаже, где занимались хафизы Корана.

Студенты обучаются в аудиториях на втором и третьем этажах. Здесь же находятся кафедры, кабинет ректора Рафика Мухаметшина, деканов и проректоров, компьютерный, актовый залы. На первом этаже – обслуживающие учебный процесс помещения, столовая, спортзал, магазин. Рядом с учебным корпусом магазин халяльных продуктов и кафе. Словом, все тридцать три удовольствия, только учись.

Особая атмосфера устанавливается в общежитии на четвертом этаже вечером после занятий, когда наступает время для общения 200 мусульман-заочников, приехавших из десятков регионов, представляющих разные духовные управления. Люди делятся своими наработками и планами, дискутируют относительно сегодняшнего положения мусульман, будущего российской и мировой уммы.

- В РИУ куется будущее российского ислама, – говорит мой земляк имам Амир Балдин. – Здесь рождается исламское братство, завязываются прочные связи на годы, хотелось бы, зародившись в этих стенах, братские узы никогда не рвались.

По этой атмосфере впоследствии будут скучать заочники, имамы порой из конкурирующих структур, которым раз в полгода – летом и зимой – приходится жить три недели вместе под одной крышей на одном этаже.

Мужское общежитие в эти дни постепенно опустевает в ожидании очников, которые со дня на день приедут в РИУ после зимних каникул.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Валерий Ядров 08 Февраля 2012г.
Ответить

Прежде чем делать какие то выводы нужно во всем разобраться. Помните как отбирались хадисы? Поэтому, даже читая islamnews.ru будьте внимательны. Оскорбить человека легко. Помните всегда о Судном Дне и о том ,что Аллах может простить все грехи между Ним и рабом Его. А о том, что межу ними ( т.е. между людьми)....... Дальше Вы и так, всё лучше меня знаете. Вы ведь мусульмане? Не так ли?

altaec 07 Февраля 2012г.
Ответить

Молодец! Точно подметил про ПТУ... На территории России нет ни одного нормального ВУЗа для мусульман к сожалению... В Московском Исламском Университете обучают получше, но тоже не ради знаний, а ради диплома... В Махачкале сильно, но суфизм преобладает... Пусть Аллах Тааля даст возможность обучиться в Арабском мире!

Валерий Ядров 07 Февраля 2012г.
Ответить

Я думал, что учусь в Исламском ВУЗе, а оказалось,что это ПТУ. Подскажите кто может, где в России есть Исламский ВУЗ. про заграницу не говорите,что бы учиться за границей у меня денег нет.

karakipchak 06 Февраля 2012г.
Ответить

братья, будьте добрее, снисходительнее, думайте о людях лучше, хорошее мнение лучше плохого, соответствуйте высокому званию муслима, маш Аллах, что есть такой вуз исламский, пусть появятся другие исламские вузы, сабра вам, ибо терпение прекрасно

АбуМухаммад 05 Февраля 2012г.
Ответить

Все проблема в том что многие братья имеющие исламские и светские ( имеющие дипломы АльАзхара, УммульКура Мекка,университет Медины, турецкие ВУЗы, и др) намного глубже чем многие преподаватели РИУ , вынуждены учится в этом заведение, это все равно что профессор учится в ПТУ. Все проблемы о фактически не признание дипломов зарубежных ВУЗов, а больше признаются дипломы наших мусульманских ПТУ под названием мусульманских ВУЗов.

YUSUF 04 Февраля 2012г.
Ответить

Я думаю это статья ни что иное как пиар РИУ.

YUSUF 04 Февраля 2012г.
Ответить

В РИУ поменялась политика и ведется теперь упор на просвещение на суфизм.И чтоб поднять авторитет,мол едут даже за пределами Татарстана за знаниями в РИУ.

abdulaziz123 30 Января 2012г.
Ответить

эта статья сделана с целью рекламы РИУ? че то не понятно.

karakipchak 30 Января 2012г.
Ответить

Читайте внимательнее, там не утверждается, а предполагается, что "похоже" нет. Такой вывод-предположение делается, когда автору непосредственно не попались имамы-лингвисты и имамы-экономисты в общежитии, но возможно таковые есть в небольшом количестве

йцуке фывап 30 Января 2012г.
Ответить

непонятно, откуда автор взял основания для своего утверждения "На отделениях лингвистики и экономики теологического факультета, соответственно, имамов похоже нет вообще"? в деканате выдали такую информацию или в приемной комиссии? К примеру, на первом курсе экономического направления теологического факультета исламскую экономику поступили изучать имамы из трех районов Татарстана. Кроме них есть мусульманские общественные деятели или уже работающие по развитию исламской экономики или приехавшие учиться исламской экономике из других регионов России. ...
Читать дальше

impuls 29 Января 2012г.
Ответить

Интересно, какая-то реальная просветительская работа ведется муфтиятами в светских учебных учреждениях(институтах, университетах, коледжах) , кроме Бибарсова Мукаддяса и Аляутдинова Шамиля?

altaec 07 Февраля 2012г.
Ответить

Молодец! Точно подметил про ПТУ... На территории России нет ни одного нормального ВУЗа для мусульман к сожалению... В Московском Исламском Университете обучают получше, но тоже не ради знаний, а ради диплома... В Махачкале сильно, но суфизм преобладает... Пусть Аллах Тааля даст возможность обучиться в Арабском мире!

karakipchak 06 Февраля 2012г.
Ответить

братья, будьте добрее, снисходительнее, думайте о людях лучше, хорошее мнение лучше плохого, соответствуйте высокому званию муслима, маш Аллах, что есть такой вуз исламский, пусть появятся другие исламские вузы, сабра вам, ибо терпение прекрасно

АбуМухаммад 05 Февраля 2012г.
Ответить

Все проблема в том что многие братья имеющие исламские и светские ( имеющие дипломы АльАзхара, УммульКура Мекка,университет Медины, турецкие ВУЗы, и др) намного глубже чем многие преподаватели РИУ , вынуждены учится в этом заведение, это все равно что профессор учится в ПТУ. Все проблемы о фактически не признание дипломов зарубежных ВУЗов, а больше признаются дипломы наших мусульманских ПТУ под названием мусульманских ВУЗов.

YUSUF 04 Февраля 2012г.
Ответить

Я думаю это статья ни что иное как пиар РИУ.

YUSUF 04 Февраля 2012г.
Ответить

В РИУ поменялась политика и ведется теперь упор на просвещение на суфизм.И чтоб поднять авторитет,мол едут даже за пределами Татарстана за знаниями в РИУ.

abdulaziz123 30 Января 2012г.
Ответить

эта статья сделана с целью рекламы РИУ? че то не понятно.

karakipchak 30 Января 2012г.
Ответить

Читайте внимательнее, там не утверждается, а предполагается, что "похоже" нет. Такой вывод-предположение делается, когда автору непосредственно не попались имамы-лингвисты и имамы-экономисты в общежитии, но возможно таковые есть в небольшом количестве

йцуке фывап 30 Января 2012г.
Ответить

непонятно, откуда автор взял основания для своего утверждения "На отделениях лингвистики и экономики теологического факультета, соответственно, имамов похоже нет вообще"? в деканате выдали такую информацию или в приемной комиссии? К примеру, на первом курсе экономического направления теологического факультета исламскую экономику поступили изучать имамы из трех районов Татарстана. Кроме них есть мусульманские общественные деятели или уже работающие по развитию исламской экономики или приехавшие учиться исламской экономике из других регионов России. ...
Читать дальше

impuls 29 Января 2012г.
Ответить

Интересно, какая-то реальная просветительская работа ведется муфтиятами в светских учебных учреждениях(институтах, университетах, коледжах) , кроме Бибарсова Мукаддяса и Аляутдинова Шамиля?

Яндекс.Метрика