Дагестан – самый исламизированный регион России, "ислам является одной из основ идентичности дагестанцев", отмечает автор исследования "Республика Дагестан: стабильная нестабильность" старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
Исследование проводилось в рамках проекта "Северный Кавказ: взгляд изнутри", инициаторами которого являются международная неправительственная организация "Saferworld" (За безопасный мир) и Институт Востоковедения РАН. Дагестану, наряду с другими северокавказскими республиками, в исследовании отведена целая глава.
Так, по словам автора доклада, основанного на опросах среди различных групп населения, "основная проблема Дагестана не боевики, а земля". Земля в Дагестане всегда была дефицитом, а власти не решая застарелые проблемы и споры, лишаются доверия населения и затрудняют инвестиции в сельское хозяйство.
Что касается самого ислама, то по как отмечает Ярлыкапов, исламское поле Дагестана не ограничивается наличием двух толков суннитского ислама – шафиитского и ханафитского, шиизма и суфизма. Также здесь представлены различные группы салафитского толка, разные школы и традиции суфизма, а также немногочисленные группы сторонников "Хизб ут-Тахрир", Фетхуллаха Гюлена и представители "крачковцев".
"Все это поле бурлит и непосредственно влияет на состояние дел в республике. В ситуации отсутствия единства ислам не играет существенной роли в снятии напряженности и решении социальных вопросов. Напротив, религия часто становится выразителем протестных настроений", – отмечается в исследовании.
Стоит отметить, что Духовное управление мусульман Дагестана не признается легитимным, как минимум половиной мусульманских общин республики: "Мотивы у всех разные, но основная претензия – в узкой суфийской специфике муфтията, представленной мюридами одного шейха Саида-афанди Чиркейского, в клановости – ключевые должности контролируют не просто аварцы, а представители гумбетовского (прим. Гумбетовский район Дагестана, населен аварцами) клана", – отмечают авторы исследования, основанного на опросах населения.
Дагестанский социолог Заид Абдулагабов, также принимавший участие в исследовании, говорит о парадоксальной двойственности сознания молодежи в республике. По его данным, выявленным в ходе опросов молодежи, о своей приверженности к исламскому образу жизни заявляют более половины дагестанцев: "На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут".
Ответить
Да в Дагестане действительно, кого не спроси все за шариат, а вот когда предложиш отказаться от харама , "буксуют"! К примеру тот же земельный вопрос, кумыки чутли не каждый выходной митинг устраивают против заселениягорцами равнины, а они прут и прут. Да еще и мечети строят, правда непонятно какому Богу молятся. А каком единстве может идти речь с такими людьми!
Ответить
Бездарная статья невежественной безработной бабульки и все пошли друг на друга.
Ответить
Cezarium-ты болен от природы и не сдержанн!
Ответить
Еще раз подтверждения тому что разногласия между нами ничему хорошему не приведет. Смотря на ваши комментарии.... Когда между мусульман нет согласия и мира (даже с шиитами и сунитами и ...), когда уважаемые подвижники алимы разных мазхабов не могут договориться между собой о мирном сосуществовании без взаимных обвинений (чтобы при встрече не поднимали спорные вопросы и не обвиняли друг друга)- все работают во блага врагов ислама.
Ответить
Иләкнекен чиләккә аударып утырасыз инде. Башка сөйләшер сүзегез юктыр шул,чалбар озынлыгы тикшереп утырмасагыз.
Ответить
Абу-Абдуллах,зачем заглядывать в душу,тогда как государство диктует светские законы, а не шариатские. а раз так,значит у них нет полного шариата,как системы для жизни.
Ответить
Автор, Вы дурь тут не гоните!
Ответить
"...На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут...". А разве в Дагестане дадут жить по Шариату..? брюки по Сунне укоротил - ваххабит.. бороду отпустил - ваххабит.. ноги расставил по Сунне в коллективном намазе - ваххабит.. палец указательный не так поднял в ташаххуде - ваххабит.. и т.д.
Ответить
Не статья, а... просто нет слов. Особенно вот эта цитата: "На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут". Ну откуда автор знает, как живет каждый опрошенный? Он что, в душу заглядывал что ли, или количество грехов считал? А, о том, что " в муфтияте одни аварцы", наш муфтият уже устал это опровергать, им наверное надо список всех сотрудников с национальностью на дверях выставить! Если там большинство аварцы - это не значит, что чуть ли не все, просто их как народ - то...
Читать дальше
Ответить
Да в Дагестане действительно, кого не спроси все за шариат, а вот когда предложиш отказаться от харама , "буксуют"! К примеру тот же земельный вопрос, кумыки чутли не каждый выходной митинг устраивают против заселениягорцами равнины, а они прут и прут. Да еще и мечети строят, правда непонятно какому Богу молятся. А каком единстве может идти речь с такими людьми!
Ответить
Cezarium-ты болен от природы и не сдержанн!
Ответить
Еще раз подтверждения тому что разногласия между нами ничему хорошему не приведет. Смотря на ваши комментарии.... Когда между мусульман нет согласия и мира (даже с шиитами и сунитами и ...), когда уважаемые подвижники алимы разных мазхабов не могут договориться между собой о мирном сосуществовании без взаимных обвинений (чтобы при встрече не поднимали спорные вопросы и не обвиняли друг друга)- все работают во блага врагов ислама.
Ответить
Иләкнекен чиләккә аударып утырасыз инде. Башка сөйләшер сүзегез юктыр шул,чалбар озынлыгы тикшереп утырмасагыз.
Ответить
Абу-Абдуллах,зачем заглядывать в душу,тогда как государство диктует светские законы, а не шариатские. а раз так,значит у них нет полного шариата,как системы для жизни.
Ответить
Автор, Вы дурь тут не гоните!
Ответить
"...На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут...". А разве в Дагестане дадут жить по Шариату..? брюки по Сунне укоротил - ваххабит.. бороду отпустил - ваххабит.. ноги расставил по Сунне в коллективном намазе - ваххабит.. палец указательный не так поднял в ташаххуде - ваххабит.. и т.д.
Ответить
Не статья, а... просто нет слов. Особенно вот эта цитата: "На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут". Ну откуда автор знает, как живет каждый опрошенный? Он что, в душу заглядывал что ли, или количество грехов считал? А, о том, что " в муфтияте одни аварцы", наш муфтият уже устал это опровергать, им наверное надо список всех сотрудников с национальностью на дверях выставить! Если там большинство аварцы - это не значит, что чуть ли не все, просто их как народ - то...
Читать дальше