Бурлящий ислам Дагестана

Эксперт: исламское поле Дагестана не ограничивается наличием двух толков сунитского ислама

Эксперт: исламское поле Дагестана не ограничивается наличием двух толков сунитского ислама

Теги:






85
02 Апреля 2012г. (10 Джумада аль-уля)
Дагестан – самый исламизированный регион России, "ислам является одной из основ идентичности дагестанцев", отмечает автор исследования "Республика Дагестан: стабильная нестабильность" старший научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.



Исследование проводилось в рамках проекта "Северный Кавказ: взгляд изнутри", инициаторами которого являются международная неправительственная организация "Saferworld" (За безопасный мир) и Институт Востоковедения РАН. Дагестану, наряду с другими северокавказскими республиками, в исследовании отведена целая глава.



Так, по словам автора доклада, основанного на опросах среди различных групп населения, "основная проблема Дагестана не боевики, а земля". Земля в Дагестане всегда была дефицитом, а власти не решая застарелые проблемы и споры, лишаются доверия населения и затрудняют инвестиции в сельское хозяйство.



Что касается самого ислама, то по как отмечает Ярлыкапов, исламское поле Дагестана не ограничивается наличием двух толков суннитского ислама – шафиитского и ханафитского, шиизма и суфизма. Также здесь представлены различные группы салафитского толка, разные школы и традиции суфизма, а также немногочисленные группы сторонников "Хизб ут-Тахрир", Фетхуллаха Гюлена и представители "крачковцев".



"Все это поле бурлит и непосредственно влияет на состояние дел в республике. В ситуации отсутствия единства ислам не играет существенной роли в снятии напряженности и решении социальных вопросов. Напротив, религия часто становится выразителем протестных настроений", – отмечается в исследовании.



Стоит отметить, что Духовное управление мусульман Дагестана не признается легитимным, как минимум половиной мусульманских общин республики: "Мотивы у всех разные, но основная претензия – в узкой суфийской специфике муфтията, представленной мюридами одного шейха Саида-афанди Чиркейского, в клановости – ключевые должности контролируют не просто аварцы, а представители гумбетовского (прим. Гумбетовский район Дагестана, населен аварцами) клана", – отмечают авторы исследования, основанного на опросах населения.



Дагестанский социолог Заид Абдулагабов, также принимавший участие в исследовании, говорит о парадоксальной двойственности сознания молодежи в республике. По его данным, выявленным в ходе опросов молодежи, о своей приверженности к исламскому образу жизни заявляют более половины дагестанцев: "На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут".









Автор: Амина Магомедова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Атар 09 Апреля 2012г.
Ответить

Да в Дагестане действительно, кого не спроси все за шариат, а вот когда предложиш отказаться от харама , "буксуют"! К примеру тот же земельный вопрос, кумыки чутли не каждый выходной митинг устраивают против заселениягорцами равнины, а они прут и прут. Да еще и мечети строят, правда непонятно какому Богу молятся. А каком единстве может идти речь с такими людьми!

Antibeduin 08 Апреля 2012г.
Ответить

Бездарная статья невежественной безработной бабульки и все пошли друг на друга.

бенладен 04 Апреля 2012г.
Ответить

Cezarium-ты болен от природы и не сдержанн!

Abidov 04 Апреля 2012г.
Ответить

Еще раз подтверждения тому что разногласия между нами ничему хорошему не приведет. Смотря на ваши комментарии.... Когда между мусульман нет согласия и мира (даже с шиитами и сунитами и ...), когда уважаемые подвижники алимы разных мазхабов не могут договориться между собой о мирном сосуществовании без взаимных обвинений (чтобы при встрече не поднимали спорные вопросы и не обвиняли друг друга)- все работают во блага врагов ислама.

Туран 03 Апреля 2012г.
Ответить

Иләкнекен чиләккә аударып утырасыз инде. Башка сөйләшер сүзегез юктыр шул,чалбар озынлыгы тикшереп утырмасагыз.

maryam1 02 Апреля 2012г.
Ответить

Абу-Абдуллах,зачем заглядывать в душу,тогда как государство диктует светские законы, а не шариатские. а раз так,значит у них нет полного шариата,как системы для жизни.

Palestin 02 Апреля 2012г.
Ответить

Автор, Вы дурь тут не гоните!

абу 02 Апреля 2012г.
Ответить

"...На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут...". А разве в Дагестане дадут жить по Шариату..? брюки по Сунне укоротил - ваххабит.. бороду отпустил - ваххабит.. ноги расставил по Сунне в коллективном намазе - ваххабит.. палец указательный не так поднял в ташаххуде - ваххабит.. и т.д.

Абу-Абдуллах 02 Апреля 2012г.
Ответить

Не статья, а... просто нет слов. Особенно вот эта цитата: "На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут". Ну откуда автор знает, как живет каждый опрошенный? Он что, в душу заглядывал что ли, или количество грехов считал? А, о том, что " в муфтияте одни аварцы", наш муфтият уже устал это опровергать, им наверное надо список всех сотрудников с национальностью на дверях выставить! Если там большинство аварцы - это не значит, что чуть ли не все, просто их как народ - то...
Читать дальше

Атар 09 Апреля 2012г.
Ответить

Да в Дагестане действительно, кого не спроси все за шариат, а вот когда предложиш отказаться от харама , "буксуют"! К примеру тот же земельный вопрос, кумыки чутли не каждый выходной митинг устраивают против заселениягорцами равнины, а они прут и прут. Да еще и мечети строят, правда непонятно какому Богу молятся. А каком единстве может идти речь с такими людьми!

бенладен 04 Апреля 2012г.
Ответить

Cezarium-ты болен от природы и не сдержанн!

Abidov 04 Апреля 2012г.
Ответить

Еще раз подтверждения тому что разногласия между нами ничему хорошему не приведет. Смотря на ваши комментарии.... Когда между мусульман нет согласия и мира (даже с шиитами и сунитами и ...), когда уважаемые подвижники алимы разных мазхабов не могут договориться между собой о мирном сосуществовании без взаимных обвинений (чтобы при встрече не поднимали спорные вопросы и не обвиняли друг друга)- все работают во блага врагов ислама.

Туран 03 Апреля 2012г.
Ответить

Иләкнекен чиләккә аударып утырасыз инде. Башка сөйләшер сүзегез юктыр шул,чалбар озынлыгы тикшереп утырмасагыз.

maryam1 02 Апреля 2012г.
Ответить

Абу-Абдуллах,зачем заглядывать в душу,тогда как государство диктует светские законы, а не шариатские. а раз так,значит у них нет полного шариата,как системы для жизни.

Palestin 02 Апреля 2012г.
Ответить

Автор, Вы дурь тут не гоните!

абу 02 Апреля 2012г.
Ответить

"...На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут...". А разве в Дагестане дадут жить по Шариату..? брюки по Сунне укоротил - ваххабит.. бороду отпустил - ваххабит.. ноги расставил по Сунне в коллективном намазе - ваххабит.. палец указательный не так поднял в ташаххуде - ваххабит.. и т.д.

Абу-Абдуллах 02 Апреля 2012г.
Ответить

Не статья, а... просто нет слов. Особенно вот эта цитата: "На вопрос, какие законы выше, шариатские или светские, в большинстве своем отвечают, что шариатские, но сами по ним не живут". Ну откуда автор знает, как живет каждый опрошенный? Он что, в душу заглядывал что ли, или количество грехов считал? А, о том, что " в муфтияте одни аварцы", наш муфтият уже устал это опровергать, им наверное надо список всех сотрудников с национальностью на дверях выставить! Если там большинство аварцы - это не значит, что чуть ли не все, просто их как народ - то...
Читать дальше

Яндекс.Метрика