ЦСА проанализировал "исламских радикалов"

Евгений Примаков не является единственным автором доклада, полагают эксперты

Евгений Примаков не является единственным автором доклада, полагают эксперты

Теги:




6
09 Апреля 2012г. (17 Джумада аль-уля)
"Российская газета" в статье "Неотложная к решению проблема" опубликовала доклад Центра ситуационного анализа (ЦСА) РАН "Ислам в России: угрозы радикализации". В задачи ЦСА (научным руководителем которого является академик Евгений Примаков, а директором – академик Владимир Барановский) входит "экспертная оценка актуальных проблем и разработка рекомендаций для российской политики". Центр функционирует в рамках Отделения глобальных проблем и международных отношений РАН, "опирается в своей деятельности на потенциал академических институтов и других аналитических структур".



Авторы доклада утверждают: в исламе происходит активизация радикальных течений, причем эти тенденции проявляются и в России – экстремистские идеи распространяются сторонниками радикальных исламских разновидностей ваххабизма и салафизма.



Российские эксперты, проанализировав доклад ЦСА, пришли к выводу о том, что в тексте содержится множество полезных и конструктивных посылов, которые могут быть использованы в государственной политике, однако существует и ряд спорных тезисов, способных вызвать полемику в экспертных кругах.



В частности, сильно преувеличена роль "ваххабитов" и "заговора радикальных исламистов". "Сам по себе радикализм является следствием неграмотных и непродуманных действий некоторых лиц, наделенных властными полномочиями, которые не могут сбалансировать социальную, экономическую, культурную и политическую жизнь в том или ином регионе", – считает председатель Ассоциации общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов. На Северном Кавказе особую опасность в этом плане, по его словам, представляет безработица и коррупция, «а заявления о международном заговоре ваххабитов или исламистов – это зачастую попытка снять с себя ответственность за возникающие проблемы".



Что касается салафизма, его оплотом считается Саудовская Аравия, с которой Россия контактирует на самом высшем уровне уже много лет, неоднократно принимая глав салафитов в Кремле, напомнил председатель Ассоциации. В частности, в 2003 году состоялся первый в истории наших связей на высшем уровне визит наследного принца Саудовской Аравии Абдаллы в РФ и его встреча с Владимиром Путиным. Уже тогда Саудовская Аравия в совместном коммюнике приветствовала намерение России расширить взаимодействие с ОИК. Сам Путин в качестве главы государства в 2007 году совершил первый в истории России официальный визит в Саудовскую Аравию. Так что попытка докладчиков представить салафитов "корнем мирового зла" тоже выглядит несколько двусмысленно.



Кроме того, в слишком мрачных тонах представлено и обучение российских студентов в арабских странах.



Тем не менее, по мнению эксперта, в тексте есть и конструктивные моменты, которые могут быть приняты к сведению. "В предлагаемых вариантах решения проблемы достаточно много рациональных пунктов. Со многим можно согласиться, что-то подкорректировать, что-то добавить. Например, если бы уполномоченные чиновники уделяли достаточно внимания проблеме занятости населения на Кавказе (как предлагается в докладе), а не прикрывались "ваххабитами и экстремистами", многие вопросы были бы решены", – подчеркнул Мухамед Саляхетдинов.



С тем, что ориентироваться на искоренение нетрадиционного ислама исключительно силовым путем контрпродуктивно, он тоже согласен – хотя это, по его словам, "как раз те методы, которые используются и по сей день". "Докладчики также отмечают контрпродуктивность акций по устрашению местного населения и борьбы с любым исламским активизмом под лозунгом противодействия ваххабизации, неэффективность ставок исключительно на пассивный, подчиненный приказам ислам – с этим тоже сложно не согласиться", – подытожил глава "Собрания".



Руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин, в свою очередь, отметил: "материал оставляет странное ощущение – вроде бы по отдельности там есть масса здравых мыслей и идей, а вот в совокупности все эти тезисы выглядят как продукт усилий людей, готовящихся к войне". Возможно, разные блоки доклада писали разные авторы, предположил эксперт.



По мнению Грозина, "здравые идеи есть в части, касающейся оценки экономической составляющей и подполья, и неподполья, и в части рекомендаций, хотя с некоторыми из них можно поспорить – насколько это, с одной стороны, вообще реализуемо, с другой, не стрельба ли это из пушек по воробьям".



При том, что впечатление от доклада, по словам аналитика, "портит ваххабизм-салафизм, который местами трактуется очень топорно", достаточно правдоподобно звучат пояснения на тему того, почему радикалистская трактовка выигрывает у прогосударственного ислама. "Авторы доклада, как мне показалось, берут за основу логику развития общественно-политических процессов, которые в каждом регионе протекают по-разному. Причем даже на Северном Кавказе – допустим, на востоке Северного Кавказа и на западе – они совершенно разные. Поэтому то, что происходит в Дагестане, очень серьезно отличается от того, что было в Чечне и от того, что сейчас происходит в Ингушетии, хотя исходные точки именно для радикалистских настроений, в общем-то, одинаковы. Изначально указывается на социальную составляющую. Оппоненты радикалистской версии ислама чаще всего апеллируют именно к социальной неустроенности, к безработице, к застопоренности социальных лифтов – то есть, озвучивают марксистскую точку зрения «бытие определяет сознание, если бытие не самое отрадное, сознание – кривое, ущербное и склонное к экстремистским проявлениям». И авторы говорят о том, что все определяется безработицей, социальными вопросами, надо запустить предприятия, которые там работали до развала СССР. Но они не концентрируются полностью на «марксистском», условно говоря, объяснении того, откуда там появился "ваххабизм". В докладе есть излишне прямолинейно толкуемое религиозное образование за рубежом, но ясно же, что дело не только в экономике или зарубежных центрах, где якобы учат обращаться с Калашниковым, а не читать Коран", – отметил Грозин.



В то же время, фрагмент доклада о том, почему официальное духовенство проигрывает неофициальному, показался Андрею Грозину довольно дельным. "С одной стороны, иногда официальное духовенство не имеет вот этого пассионарного заряда, который есть у их оппонентов, а, с другой стороны, иногда просто-напросто не имеет знаний. Поэтому довольно рационально звучит предложение о необходимости подготовки нового поколения ученных-исламоведов, знающих язык, реалии и прочее, а также указание о необходимости создания отечественной модели мусульманского образования. Это тоже абсолютно справедливо. Пока российское мусульманское образование не может конкурировать не только с такими флагманами исламского высшего образования, как университеты Египта, Турции или монархий Ближнего Востока, но даже с Пакистаном!" – отмечает эксперт.



Однако это не означает, что никаких действий в этом направлении предпринимать не нужно. "Да, это очень сложная задача – создать полноценное исламское высшее учебное заведение на новой базе, с нуля. В наших условиях реализовать такие сценарии в практическом смысле будет очень трудно, но пытаться стоит хотя бы для того, чтобы студенты имели возможность выбора, чтобы был стимул для развития, альтернатива. Может, кто-то действительно предпочтет учиться в Нижнем Новгороде. А если не предпринимать таких шагов, то ничего не будет вообще, все наши студенты будут утекать за рубеж", – полагает Грозин.



В то же время, эксперт не согласился с тезисами доклада о том, что из российских студентов за рубежом поголовно "лепят салафитов". "Это полнейшая глупость. Да, кого-то вербуют, из кого-то лепят, кто-то сам идет к радикальным вещам. Но я абсолютно убежден, что таковых меньшинство – по законам статистики. А из доклада следует, что всех наших студентов за рубежом готовят к вооруженному джихаду, вне зависимости от учебного заведения и страны, где оно находится, хотя это, разумеется, не так. Такое ощущение, что эту главу писал человек, весьма воинственно настроенный к образованию за рубежом вообще, и к исламскому образованию в частности", – подчеркнул аналитик.



Тем не менее, данный доклад, скорее, полезен, считает Андрей Грозин. "В нем есть вещи толковые, есть бестолковые, и если вокруг этого возникнет какая-то полемика, это хорошо. Потому что, в конечном итоге, основываясь на этом тексте, можно было бы выработать некий более-менее здравый продукт, который даже можно было бы использовать в государственных интересах", – подытожил собеседник ИА IslamNews.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Абу Ханифа 09 Апреля 2012г.
Ответить

Все та же политика и... страх кяфиров! Страх перед неизбежным наказанием за грехи лицемерия и куфра, а так же страх за то что мусульмане станут Знающими, а уж тогда все их дела высветятся явно для людей. И их желание управлять и эксплуатировать массы, сталкивается с проблемой разоблачения, ведь АЛЛАХ уже давно их разоблачил и показал их сущность, а чтоб познать и узнать это, достаточно читать Коран и следовать Шариату - и мусульманин, по воле АЛЛАХА, обезопашен от бедствий и становиться борцом за Справедливость! Испытание ГОСПОДА в этом, и Воздаяние будет за это. Да укрепит АЛЛАХ наши стопы на...
Читать дальше

impuls 09 Апреля 2012г.
Ответить

Террористические акты в Европе и в мире совершаются в десятки и даже сотни раз больше немусульманами, чем этническими мусульманами. Последствия торговцев вино-водочных изделий в сотни и даже в тысяче раз превышают смертность, всех взятых террористических актов в России. В год умирают от спиртных напитков более 90тыс.человек в России, не читая колег и осиротевших детей, это тогда когда население России катострафически сокрачается. Почему Примакову не обратить на этот терроризм, и предложить россиянам выход от этой чумы через Исламские ценности. На сегодняшний день есть более глабальные проблемы...
Читать дальше

Абу Ханифа 09 Апреля 2012г.
Ответить

Все та же политика и... страх кяфиров! Страх перед неизбежным наказанием за грехи лицемерия и куфра, а так же страх за то что мусульмане станут Знающими, а уж тогда все их дела высветятся явно для людей. И их желание управлять и эксплуатировать массы, сталкивается с проблемой разоблачения, ведь АЛЛАХ уже давно их разоблачил и показал их сущность, а чтоб познать и узнать это, достаточно читать Коран и следовать Шариату - и мусульманин, по воле АЛЛАХА, обезопашен от бедствий и становиться борцом за Справедливость! Испытание ГОСПОДА в этом, и Воздаяние будет за это. Да укрепит АЛЛАХ наши стопы на...
Читать дальше

impuls 09 Апреля 2012г.
Ответить

Террористические акты в Европе и в мире совершаются в десятки и даже сотни раз больше немусульманами, чем этническими мусульманами. Последствия торговцев вино-водочных изделий в сотни и даже в тысяче раз превышают смертность, всех взятых террористических актов в России. В год умирают от спиртных напитков более 90тыс.человек в России, не читая колег и осиротевших детей, это тогда когда население России катострафически сокрачается. Почему Примакову не обратить на этот терроризм, и предложить россиянам выход от этой чумы через Исламские ценности. На сегодняшний день есть более глабальные проблемы...
Читать дальше

Яндекс.Метрика