Чем удивим весь мир – пожизненными муфтиями!

В России живет и трудится 71 официальный муфтий

В России живет и трудится 71 официальный муфтий

Теги:




7
26 Августа 2010г. (16 Рамадан)
Россия – страна творческая. Ну где ещё есть столько "муфтиев" на душу населения? А вот появилась ещё и новая тенденция – давать им пожизненный статус. Насколько это соответствует Сунне, интересам россиян, да и просто здравому смыслу? Давайте вглядимся в эту необычную картинку.



Такое и ходже Насреддину не снилось



В наши дни модно говорить об инновациях. И мусульмане тут не могут оставаться в стороне. Российская мусульманская клерикальная среда не перестаёт удивлять наблюдателей неординарными событиями и неожиданными решениями. Неоднократные публикации в прессе (в том числе и на IslamNews) по поводу правового нигилизма наших "муфтиев" пока нисколько не исправили ситуацию. Более того, появилось новое измерение данной проблемы, которое можно назвать термином гигантизм… или гигантомания… или что-нибудь в этом роде.



А именно – в России появились пожизненные руководители региональных духовных управлений мусульман. Причём, удивительное дело – парад муфтиев-генсеков начался не с общероссийских организаций, а именно с региональных структур. Инициатива пошла снизу, без обсуждения с крупными организациями, и тем более без обсуждения в масштабах страны.



Явление это стало приобретать характер тенденции, когда инициативу многоуважаемого ДУМ Чеченской республики с воодушевлением одобрили некоторые другие российские региональные муфтии. Никто вслух не говорил, но, очевидно, имел в виду, что прецедент уже есть.



В России, как известно, уже был избран один пожизненный муфтий – глава ЦДУМ верховный муфтий Талгат Таджуддин. Соответствующее положение закреплено Уставом возглавляемой им организации. И это новшество никого в своё время не смутило и особо не взволновало потому, что Т.Таджуддин, подобно патриарху, возглавляет единственную всероссийскую мусульманскую религиозную организацию, имеющую жесткую иерархию. Вспомните хотя бы недавнее смещение Т.Таджуддином муфтия от ЦДУМ Свердловской области С.Сайдуллина.



Совет муфтиев России и Координационный центр мусульман Северного Кавказа являются фактически координационными организациями. В отличие от руководителя ЦДУМ, руководители СМР и КЦМСК не имеют полномочий для назначения региональных руководителей. Уставами своих организаций они ограничены необходимостью коллегиальных решений по значительному большинству вопросов, особенно кадровых. А региональные муфтияты СМР и КЦМСК фактически являются самостоятельными организациями. Именно поэтому вопрос о пожизненности в руководстве этих всероссийских организаций никогда не вставал.



Но интересна другая тенденция – как-то без особого шума, подспудно – умма нашей страны вдруг обогнала все сообщества мусульман во всём мире… и вот по какому показателю. Согласно подсчётам, в России в настоящее время живёт и трудится уже 71 муфтий! Каждый из них так или иначе признан как своей местной общиной, так и органами власти на местах, их назначение прошло через формальную процедуру выборов. С внешне формальной точки зрения всё как бы нормально. Однако образовательный уровень некоторых из них не соответствует элементарным требованиям. Например, общеизвестно, что некоторые муфтии не могут говорить с нашими арабскими братьями на языке Корана.



А теперь представьте себе ситуацию, когда каждый муфтий, в том числе слабо образованный, исходя из сиюминутных политических или иных раскладов попавший на должность муфтия, станет занимать эту должность… пожизненно. В стране появится несколько десятков "таджуддинов" – от общероссийского до регионального масштаба. А что если, скажем, региональному муфтию придётся претендовать на место общероссийского? Как это будет происходить, если за ним уже "закрепили пожизненно" его нынешнюю должность?



Одним словом, можно тысячи раз повторять с минбаров прекрасные слова Корана "Держитесь за вервь Аллаха и не разъединяйтесь" – но при этом так взрыхлить почву, что ничего, кроме раздоров в перспективе ожидать не приходится… Как говорится, "что посеешь, то и пожнёшь" – в нашем случае можно прийти только к одному выводу: почва российской уммы структурно подготовлена только к раздорам, а "пожизненный" статус семидесяти муфтиев может вообще довести до карикатуры.



Поглядим: а как у соседей?



Когда в доме дела идут как-то невпопад, полезно выглянуть из своего окошка и оглянуться: а как у соседей? Понятно, что "нам никто не указ", но всё-таки интересно…



Вот, например, у арабов, да и у большинства иных народов, исповедующих Ислам согласно Сунне, с понятием "муфтий" ассоциируется одна фигура, представляющая, как правило, страну в целом, при этом считается, что должность эту вправе занимать исключительно лица, отличающиеся обширными знаниями и безупречной репутацией, которые дают их обладателю право выносить религиозно-правовые решения – фетвы. Так что у муфтия как минимум две основные функции: 1 – объединяя умму, представлять её миру, в том числе собственному государству, и 2 – выносить фетвы. Для исполнения первой функции нужен общественно-религиозный и общественно-политический опыт, а для второго – уровень живо мыслящего и духовно ориентированного учёного-алима.



Не только мы, но и большинство аналитиков, исламоведов, как светских, так и исламских, неоднократно говорили, что в России практически нет персон, которые соответствовали бы этим двум «служебным функциям» в статусе муфтия. Несомненно также, что среди ныне действующих руководителей ДУМов, очевидно, есть потенциальные кандидаты – но им следует еще проявить себя.



Так вот – вместо того, чтобы терпеливо (сабр!) и вдумчиво (ильм!) вести работу по централизации российского ислама, действовать на принципах шура – в России идёт обратный процесс: дробление и дробление, да ещё и с повышением собственного статуса!.. Откуда такое наваждение, такой духовный соблазн?



Если и говорить о "пожизненных духовных санах", то первое что приходит на ум – аналогия с традициями нашего ближайшего соседа, Русской православной церкви Московского патриархата, бессменные руководители которой до конца своих дней наслаждаются многочисленными прелестями своих высоких должностей. Но даже в РПЦ МП трудно себе представить, чтобы, к примеру, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, равно как и главы десятков других епархий, был назначен на свою должность пожизненно. Ведь канонами Православия закреплена возможность пожизненно быть епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом – но не пожизненное закрепление на какой-либо кафедре, то есть "пожизненное сидение" в каком-то регионе, в области или республике. В Православии разработано собственное учение о роли "священника", как "посредника между Богом и человеком", о роли "епископа", как "пастыря стада". Пророк Мухаммад призвал мусульман с уважением относиться ко всем "ахль аль-китаб" (людям Книги, Писания) – но не копировать их привычки, тем более те, что в корне расходятся с принципами Ислама, изложенными и закреплёнными Сунной.



Мы же видим, что в условиях небывалой никогда в истории России свободы для мусульман проявились болезненные "комплексы неполноценности": часть имамов сознательно (или бессознательно) копируют православные обычаи. Примеры у всех на уме, неудобно даже ещё раз напоминать…



Но зачем нам дублировать это? Продолжая такую "логику", можно пожизненно назначать не только муфтиев, но и… дворников, милиционеров, глав администраций, президентов наконец. Если уж на то пошло, и очень хочется воздать по заслугам какому-либо исламскому лидеру, то принять решение о назначении его "пожизненным почетным муфтием" может общероссийская религиозная организация, наподобие ЦДУМ или СМР. Да и то… затея представляется достаточно спорной. Одним словом, все поставленные вопросы требуют терпеливого и (!) общероссийского обсуждения.



Муфтиями не рождаются



К величайшему сожалению, в водоворот этих смутных "новшеств" вовлекаются не только опознанные псевдо-муфтии, не только мелкие региональные имамы, но и уважаемые всеми лидеры. Кто не знает заслуги чеченского муфтията перед уммой и страной, личный вклад в это муфтия Чеченской Республики Султана Мирзаева? Подумайте: даже если признанный учёный и уважаемый лидер имеет признание со стороны уммы, то нужно ли это признание закреплять посмертно директивами? Например, никому же не придёт в голову объявлять шейха Юсуфа Кардави пожизненным алимом или муфтием (не в административном, а в научно-богословском смысле этого слова).



А Мирзаев такое признание явно имеет. Так зачем излишества (исраф) в таком важном вопросе? Не будет ли это работать не на преумножение, а на умаление авторитета и действенности такого лидера?



Итак, спросит читатель, к чему же конкретно я призываю? Кто-то поиронизирует: муфтиями не рождаются, но отныне предлагается умирать…



Принципиально отказываюсь делать конкретные предложения и обсуждать конкретные персоны. Важно – обличить саму тенденцию "многомуфтийства" в России, тенденцию "пожизненности статуса муфтия", тенденцию "неуемной гордыни и гигантизма", которая как болезнь изнутри разъедает нашу умму. Важно призвать всех российских мусульман осознать растущую от этих тенденций угрозу – и приступить к реальным шагам по налаживанию институтов исламской совещательности, заповеданных Сунной – институтов шура.



В заключение напомню только рассуждение по схожей теме, высказанное опытным имамом, многие годы руководившим ДУМНО – Духовным управлением мусульман Нижегородской области. Шейх Умар Идрисов в "Бухарских воспоминаниях" пишет о незрелости его поколения, которому выпало быть возродителями уммы в постперестроечное время, и о незрелости мусульманских социальных институтов. Так, он убеждён, что многие, не видя для себя перспектив обеспеченной старости, цепляются за свои должности… А вопрос-то, оказывается, о том, что надо работникам ДУМ дать нормальное пенсионное обеспечение. А для того у ДУМов должны быть вакфы, как внутренние, собственные источники финансирования… Итак, возможно, идеи "пожизненности муфтиев" – от слабости нашей уммы, которая до сих пор не восстановила систему вакфов и нормального функционирования исламских институтов? То есть, это вопрос о достойных пенсиях на основе отлаженных вакфов?



Джаннат Сергей Маркус,

подмосковная деревня Сабурово (сабр!), август 2010 года




Выскажи свое мнение

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

амалия 16 Марта 2011г.
Ответить

Если бы они только знали, какой спрос будет В Суд.день за их деятельность среди мусульман... Одобрять законы неверия только этот факт чего стоит...

Ramil28 12 Сентября 2010г.
Ответить

Переименуйте свой сайт, назовите его: "Критикуем все!"

Атар 26 Августа 2010г.
Ответить

"Духовные управленцы" ваще ... все в стране монополизировали, теперь осталось "души" поделить и поуправлять, ну не маразм ...

advokat 26 Августа 2010г.
Ответить

Кстати саратовский глава ДУМ Мукадас Бибарсов заявляет что он имам ДУМ, однако мусульмане, а за ними и СМИ называют его муфтием..

advokat 26 Августа 2010г.
Ответить

В исламском мире смеются, когда узнают, что в России десятки муфтиев и при этом многие из них не владеют языком Корана. Правильней их было бы назвать главами ДУМ. То что у нас распространилась должность "муфтия" это показатель исламской не образованности и незрелости российской уммы.

AbuAhmad 26 Августа 2010г.
Ответить

Раз уж устраняется возможность законного перевыбора муфтиев, то весьма вероятно, что во всей России вопрос экстренного смещения муфтиев с должности будет происходить по кавказскому сценарию - только через их трупы. Муптии сами себе могилы роют...

gabdulla 26 Августа 2010г.
Ответить

Вопросы поставленные замечательные но это реал и никто из муфтиев на сегодня не сможет сказать (мне не нужен этот сан)да они все получили статус и за это цепляются (своими коренными зубами)и мало кого интересует из них общины,они нужны для галочки что есть и для того иногда приехать поесть баранину с гусятиной.Потому чтоб казаться больше общин идут рейдерские захваты мечетей создание новых общин где они уже есть от другого управления. Так что долго еще мы будет с муфтиями и пожизненными тоже,их не будет меньше а будет еще больше.Это Челябинская область,Тюменская,Нижневартовск.да многие ...
Читать дальше

Яндекс.Метрика