Что ждет мигрантов на Урале этой осенью?

Снос жилья мигрантов

Трудовые мигранты как ехали, так и едут на Урал в поисках лучшей доли. Их присутствие, несмотря на сокращение числа гастарбайтеров из-за финансового кризиса, по-прежнему серьезно ощущается в Екатеринбурге: достаточно сесть в маршрутку или автобус, пройти рядом со стройкой или рынком, прийти в пятницу в мечеть. Однако довольно существенно изменились условия их пребывания…

«Изменение в миграционном законодательстве чаще всего продиктованы жизненной необходимостью, и эти изменения всегда сказываются и на миграционных потоках, и на оформлении тех или иных разрешительных документов, – отметил на прошедшей в понедельник 13 сентября традиционной пресс-конференции заместитель начальника УФМС России по Свердловской области, полковник внутренней службы Сергей Кашицин, – Так, в 2007 году, в связи с введением миграционного учета в 2,4 раза возросла постановка на миграционный учет иностранных граждан, в 3 раза количество мигрантов, легально осуществляющих трудовую деятельность.

Федеральным законом от 19 мая 2010г. № 86 введены две новые категории иностранных работников, такие как: высококвалифицированные специалисты, иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность на основании патента у частных лиц. Если высококвалифицированные специалисты – это немногочисленная и достаточно организованная рабочая сила, то организация и выдача патентов иностранным гражданам и контроль за их пребыванием – достаточно сложный процесс, реализация которого требует скоординированных действий, как сотрудников миграционной службы, так и представителей органов государственной власти. Именно по патентам иностранцам выданы очень большие преференции: если сравнивать «грин-карту» американскую, то по количеству льгот, которые предоставляет РФ, ее можно назвать «золотой картой», – отметил представитель УФМС.

На первый взгляд, преимуществ у системы патентов предостаточно. «Действительно революционные изменения внесены в 86 ФЗ, который вступил в силу с 1 июля. Отдельно выделенная категория иностранных граждан, которые получают патенты, начинают работать у физических лиц. Если ранее у физического лица можно было осуществлять трудовую деятельность с разрешением на работу, то теперь разрешение на работу выдается только тем иностранным гражданам, которые осуществляют трудовую деятельность у юридических лиц, – поясняет начальник отдела по вопросам трудовой миграции Управления ФМС России по Свердловской области Вадим Лысаков. – На сегодняшний день та система патентов, которые выдаются иностранным гражданам, пожелавшим получить патент, дает им ряд преимуществ, в сравнении с другими иностранными гражданами.

Проплатив так называемый авансовый платеж в размере 1 тыс рублей, они получают возможность в последующем продлевать данный патент посредством квитанции, которая будет являться основанием для продления срока пребывания. В этот авансовый платеж входят налоговые отчисления, которые осуществляются иностранным гражданином. Кроме того, при получении патента не требуется прохождение медкомиссии – ответственность ложится на те физические лица российских граждан, у которых будут осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане».

Но прибывшие на Урал гастарбайтеры почему-то не становятся в очередь за получением патентов. Всего с 1 июля текущего года в Свердловской области было оформлено лишь 769 патентов. В УФМС полагают, что это связано, во-первых, с плохой осведомленностью мигрантов, а, во-вторых, с опасением уплаты большого налога. «Но вместе с тем, если сравнить подоходный налог, а средняя заработная плата у иностранцев все-таки выше, чем 10 тыс., получается, что у нас это гораздо выгоднее», – полагает Сергей Кашицин.

Сергей Кашицин

Так то оно так, только вот у уральских экспертов есть на этот счет другое мнение. «…продвигая этот закон, ФМС совсем уж расписывается в собственном бессилии в борьбе с нелегальной миграцией, – пишет в своей статье в журнале «Миграция XXI век» директор екатеринбургской компании «Мигратика» Александр Луканин. – …почему так происходит – вроде бы ФМС активно борется, а нелегалов становится все больше? Секрет прост: борьба эта – декоративная, чтобы видимость создать. А по сути дела сама же существующая система и плодит нелегалов. Потому что нелегалы очень выгодны разным, очень многим структурам коррупционной цепи… патенты позволят обойти службу занятости на повороте, подменить статистику нелегальных граждан количеством выданных им патентов и загрузить услугой по массовому оформлению и выдаче патентов собственное предприятие». (созданный при ФМС – ФГУМ «Паспортно-визовый сервис») Кроме того, по подсчетам Александра Луканина, имеется очевидная выгода для бюджета: «если хоть два миллиона человек купят патенты (а на самом деле в частном секторе работает гораздо больше), то, по нашим прикидкам, за год при неполной сезонной занятости мигрантов все равно поступит в казну не менее 12 млрд. руб.»

Пусть так, однако, при всех их плюсах и минусах патенты все же дают гастарбайтеру возможность сделать свой статус в России легальным. Сейчас УФМС по Свердловской области при любом удобном случае пытается донести до мигрантов все преимущества патентов. Состоявшаяся вчера встреча с журналистами – уже вторая со времени введения поправок в законодательство.

Уменьшат ли количество нелегалов патенты, покажет время. Но то, что их уже начали подделывать нечистые на руку дельцы – свершившийся факт. «На прошлой неделе мы выявили 5 подделок. Материалы направлены в Верхнюю Пышму. Как только возникает новый документ, люди, «не чистые на руку», начинают пытаться «задурить голову». Эти подделки выполнены очень неквалифицированно. На прошлой неделе выявили иностранного гражданина, который семь месяцев уже отсидел за подделку и снова приобрел ее», – говорит Вадим Лысаков. И количество подделок будет увеличиваться. Как говорил Остап Бендер, «при нынешней технике подделать советский паспорт не составляет труда». К примеру, на прошлой неделе пресс-служба ГУВД по Свердловской области сообщила о задержании милиционерами уроженца Таджикистана Мараматшо Давлатова 1971 года рождения, которого взяли при попытке сбыта поддельных документов, позволяющих иностранцам находиться на территории России.

Вадим Лысаков показывает патенты

Свою незаконную деятельность Давлатов осуществлял в ДК ВОС, где снимал помещение на условиях субаренды у одной из фирм-арендаторов как индивидуальный предприниматель в течение последних двух лет. В Екатеринбурге он помогал легализоваться в основном гражданам Таджикистана, Узбекистана и Китая, которые находились на территории России в нарушение миграционного режима. Установлено, что он мог зарегистрировать по одному адресу до 200 иностранцев, при этом ни сами мигранты, ни реальные владельцы жилья не были в курсе ситуации. Давлатов торговал миграционными картами, разрешениями на трудовую деятельность, собирал документы на оформление вида на жительство. Бланки этих документов, по словам задержанного, он якобы получал у неизвестных лиц, однако милиционеры не склонны верить заявлениям Давлатова. По данным пресс-службы ГУВД, в ходе операции сыщики изъяли в его «офисе» 35 разрешений на работу, 319 уведомлений о прибытии иностранного гражданина на территорию России, 319 миграционных карт, 21 паспорт иностранных граждан. Все эти документы сейчас направлены на исследование, по результатам которого будет решен вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 327 УК РФ (подделка документов). Статья предусматривает в качестве наказания лишение свободы на срок до двух лет. Думается, что при таком подходе и патенты скоро начнут подделывать в массовом порядке (хотя у них достаточно высокая степень защиты).

Для мигрантов, которые боятся связываться с официальными организациями, проще купить подделку у земляка на рынке, чем три месяца времени своего легального пребывания на территории России бегать по инстанциям и оформлять бумаги. Это уж особенность миграционного менталитета. Это факт. По данным главы ФМС Константина Рамадановского, опубликованным в «Российской газете», сейчас в России нелегально работают около 4 миллионов иностранцев. «На 1 сентября на территории нашей страны находились более 7 миллионов 157 тысяч человек. Из них 960 тысяч – те, кто имеет разрешение на работу, – привел статистику Ромодановский. – 250 тысяч – люди, получившие вид на жительство, разрешение на временное проживание и так далее. Еще порядка одного миллиона – те, кто приехал учиться, лечиться или в гости. Из оставшихся 5 миллионов 85 процентов – люди трудоспособного возраста. И, скорее всего, они незаконно трудятся».

Автор: Алексей Старостин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика