«Дагестан – одно из страшнейших мест на территории Земли»

news-14ToppVQo7
Так, по крайней мере, заявил председатель правозащитного центра «Мемориал» Олег Орлов на одной из последних пресс-конференций своей организации в Москве.



По его словам, в Дагестане процветают произвол и коррупция, а вооруженное подполье проявляет большую активность и способность к скоординированным действиям. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что, начиная с сентября, были убиты высшие офицеры правоохранительных органов: пять майоров, подполковник и один полковник, не считая рядовых и низших по рангу офицеров.

Сотрудник правозащитного центра «Мемориал» Екатерина Сокирянская, вернувшаяся недавно из поездки в Дагестан, отметила, что конфликт между дагестанскими правоохранительными органами и боевиками носит религиозный характер. В последние 10 лет среди мусульман Дагестана, сказала она, все больше распространяется ортодоксальное религиозное направление – салафизм. Салафиты стремятся к строгому исполнению мусульманских требований, но когда ничто не угрожает их религиозной деятельности, они безопасны. Между тем власти, называющие салафизм ваххабизмом, приравняли их к террористам и преследуют последователей этого направления. На учете в республиканском МВД находятся 1370 «ваххабитов». В их домах проводят незаконные обыски, за ними ведется слежка, их телефоны прослушиваются. Массовые задержания салафитов уже стали привычными. При обысках ни разу не обнаруживали ничего противозаконного, но изымали религиозную литературу. В свою очередь, салафиты воспринимают происходящее как угрозу вере и действительно выходят на тропу войны.



В селе Губден, которое посетила правозащитница, были произведены обыски, задержаны сорок верующих мусульман и направлены в Махачкалу, в изолятор временного содержания. Некоторым задержанным правоохранители прямо говорили: «Уходите в лес, ваше место там».



Сокирянская напомнила о гибели нескольких жителей села, на их телах имелись следы побоев и пыток. По словам ее и других правозащитников, в настоящее время мужчины села боятся передвигаться по одиночке. Женщины же спят в одежде, опасаясь внезапных обысков.



«В республике идет необъявленная гражданская война, – заявила руководитель организации «Матери Дагестана за права человека» Светлана Исаева. – Полтора года назад я потеряла сына – его похитили силовики. Теперь люди уходят в лес, чтобы их не пытали до смерти, чтобы над ними не надругались».



Очевидно, что попрание прав человека силовиками в ходе спецопераций и расследования преступлений может привести лишь к расширению вооруженного подполья. Соответственно, можно полностью согласиться со словами Сокирянской: есть те, кто заинтересован в сохранении сложившейся ситуации, люди, получающие за это деньги и должности. Им необходимо, чтобы кто-то был в лесу с оружием.



После недавнего затопления сел, вызванного строительством Ирганайской ГЭС, жителям выделили мизерные компенсации, не могущие даже в малой степени возместить понесенный ими ущерб. По словам все той же правозащитницы Сокирянской, старики из затопленных местностей стоят у дороги с документами в надежде передать их с проезжающими мимо водителями «в Москву». Самое же неприятное – дети и подростки видят полную беспомощность своих родителей и неэффективность законных методов борьбы за свои права. Неудивительно, если они попытаются решать проблемы более радикально.

Автор: Ольга Королева

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика