Джихад как социальная активность

Автор демонстрирует свой двухтомный труд
Управление внутренней политики Приморского края инициировало обсуждение "Московской богословской декларации по применению норм шариата, вопросам джихада, халифата и такфира", сообщает пресс-служба краевой администрации.



Для обсуждения приглашены представители мусульманской общественности, национально-культурных объединений, научного сообщества, ученые-исламоведы, религиоведы, социологи, регионоведы, эксперты, а также работники правоохранительных и контролирующих органов.



Московская декларация была принята на Международной богословской конференции "Исламская доктрина против радикализма", которая прошла в конце мая текущего года. Данный документ представляет собой программу, создающую шариатско-правовую базу для толкования основополагающих вопросов исламского вероучения, исключающего спекуляции религиозными догмами и их субъективную трактовку.



В разработке данной декларации приняли активное участие представители Международного союза мусульманских ученых, который возглавляет известный богослов, шейх Юсуф Кардави. В этой связи предлагаем вашему вниманию выдержку из его книги "Фикхуль-джихад", где подробно рассматривается концепция джихада в исламском вероучении.



Разновидности джихада в Исламе



Среди разновидностей джихада, предписанного исламом, есть такая разновидность, как гражданский джихад. Под ним мы подразумеваем тот джихад, который решает проблемы общества и, отвечая на его всевозможные материальные и моральные запросы, развивает его во всех областях, чтобы это общество смогло достичь должного уровня. Этот джихад охватывает научную, общественную, экономическую, образовательную, педагогическую, медицинскую и экологическую стороны.



Этот вид джихада обязывает прилагать усилия для того, чтобы обучить неуча, трудоустроить безработного, повысить квалификацию рабочего, накормить голодного, одеть нагого, дать приют бездомному, вылечить больного, в общем, предоставить все необходимое для каждого нуждающегося. Стремиться к тому, чтобы построить школу, которая была бы доступна для любого ученика, университет, доступный для любого студента, больницу, которая обслужила бы любого больного, мечеть, в которой каждый смог бы помолиться и спортивный клуб, в котором каждый желающий мог бы заниматься любимым видом спорта.



Некоторые братья, заинтересовавшись этим термином (гражданский джихад), спросили меня:



- Этот термин придуман лично Вами?



На что я им ответил:



- Думаю, да, потому что я его ни от кого не слышал прежде.



- Мы просим Вас заложить основы этого термина, обосновав его с позиции шариата и фикха, чтобы он стал распространенным и назывался бы Вашим именем.

На это я им ответил:



- Это не так важно, будет ли он называться моим именем или именем другого человека, хотя ученые и говорили, что "благословением какого-либо высказывания является упоминание того, кому оно принадлежит". Важно заложить его фундамент как шариатского термина, который подразделялся бы на следующие разделы:



1. Джихад знания

Священный Коран указал на этот раздел "гражданского джихада", показав необходимость распределения сил в обществе на образовательную и практическую составляющую.



После многочисленных разъяснений в Коране о лицемерах, которые не вышли в поход с посланником Аллаха и не захотели жертвовать своими имуществом и жизнями ради Аллаха, Всевышний повелел: «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они (оставшиеся) могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться» (Покаяние, 122).



Этим аятом Коран установил одно из серьезных правил мусульманского общества, а именно, не скапливать всю силу только в одном направлении, пренебрегая другими. Ведь, несмотря на важность вооруженного джихада с целью защиты уммы и религии, особенно во времена пророка, все же не следует мобилизовывать все силы только в одном направлении. Оставив незадействованными такие направления, как знание и понимание религии, того что является первостепенным для уммы, чтобы ее действия и ее джихад следовали строго установленным предписаниям.



Коран указывает на то, что стремление глубоко понять предписания Всевышнего является одной из разновидностей джихада. Поэтому Коран выразил эту мысль следующим образом: "Почему бы не отправить из каждой группы по отряду" (Покаяние, 122). Здесь использовано слово "выступать" (نفر), которое используется исключительно для военного джихада. Это указывает на то, что стремление к знаниям является одной из разновидностей джихада. Эта же мысль содержится в следующем хадисе пророка, да благословит его Аллах и приветствует: "Кто отправился в путь в поисках знаний, тот на пути Аллаха (синоним джихада), пока не вернется".



2. Социальный джихад

Сферой этой разновидности джихада является социальная жизнь, связанная с заботой о семье: родителях, детях и родственниках.



Доказательством того, что этот вид джихада присутствует в корнях нашего исламского наследия, является хадис, приводимый имамами Бухари и Муслимом от Абдуллы ибн Амра ибн аль-Аса: "Один мужчина пришел к посланнику Аллаха, спрашивая разрешение выйти на джихад, на что пророк ответил: "Живы ли твои родители?" Мужчина сказал: "Да". Посланник Аллаха сказал ему: "Смотреть за ними твой джихад".



В этом ответе пророка содержится указание на то, что забота о родителях, особенно уход за ними в престарелом возрасте – все это является разновидностью гражданского джихада, который был предложен этому мужчине взамен вооруженного.



Тот, кто обратится к сунне пророка, с легкостью сможет найти там хадисы, подтверждающие эту мысль, а именно: рассматривание внутрисемейных отношений в качестве одной из разновидностей джихада, вознаграждение за которую полагается такое же, как за вооруженный джихад, и которая также является альтернативой вооруженного джихада.



Так, в одной из версий предыдущего хадиса, в сборнике имама Муслима говорится, что к посланнику Аллаха (мир ему) подошел один мужчина и сказал: "Я присягаю тебе на совершение переселения и джихада и ожидаю от этого воздаяния Аллаха". После чего пророк спросил его: "А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?". Мужчина ответил: "Да, даже оба". Пророк спросил: "И ты надеешься на награду Аллаха?" Мужчина ответил: "Да". После этого пророк сказал: "Так возвращайся к своим родителям и будь для них хорошей опорой".



Также Табарани и другие ученые приводят следующий хадис от Анаса ибн Малика:

К посланнику Аллаха (мир ему) пришел один мужчина и спросил: "Я хочу участвовать в джихаде, но не имею возможности". Пророк ответил ему: "Жив ли кто-нибудь из твоих родителей?" Мужчина ответил: "Мама". Пророк сказал ему: "Повинуйся же Аллаху повелевающему опекать родителей. Если ты это выполнишь, то это будет равносильно тому, что ты совершил хадж, умру и джихад одновременно".



Также в хадисе от Муавии ибн Джахима говорится:



Как-то Джахима пришел к пророку (мир ему) и сказал: "О посланник Аллаха, я хочу участвовать в джихаде и пришел попросить у тебя совета". Пророк спросил его: "У тебя есть мама?" Джахим ответил: "Да". После чего пророк ответил: "Будь рядом с ней. Рай находится у ее ног".



Также к этому можно отнести то, что пророк призывал заботиться о семьях моджахедов (защитников уммы) в их отсутствие, удовлетворять их потребности, защищать их честь, помогать им в их делах. Об этом посланник Аллаха изрек следующее: "Тот, кто будет заботиться о семье моджахеда в его отсутствие, тому это зачтется как джихад". Поэтому воином не является только тот, кто ведет вооруженную борьбу, но и тот, кто заботится о семье воина, старается относиться к его детям как к своим. Такому человеку полагается такая же награда, как и самому моджахеду, ведь моджахед в данном случае будет сражаться со спокойной душой, так как он спокоен за свою семью, знает, что она не пропадет, что бы с ним не случилось, ведь все общество добровольно, не выставляя напоказ, заботится о его семье.



В этом хадисе пророк (мир ему) дает тем, кто хочет совершать вооруженный джихад, другую альтернативу, и даже не одну, и это то, что мы называем "гражданский джихад".



Подобным пророческим указанием посланник Аллаха научил своих сподвижников обращать внимание на различные сферы деятельности, где можно совершать джихад без меча, копья и других видов оружия.



3. Экономический джихад.

Также одной из разновидностей гражданского джихада является экономический джихад, а именно, стремление заработать дозволенным путем.



От Кааба ибн Уджра, да будет доволен им Аллах, передается следующий хадис:



Как-то мимо пророка (мир ему) проходил один мужчина, а сподвижники, заметив его энергичность и силу, сказали: "О, посланник Аллаха! Если бы этот человек был задействован на пути Аллаха (т.е. на джихаде)!!" На что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: "Если он вышел из дома, стремясь добыть пропитание для своих маленьких детей, то он на пути Аллаха! И если вышел, стремясь обеспечить своих престарелых родителей, то он на пути Аллаха! И если вышел, стремясь заработать для себя и воздержаться (от всего, к чему может побудить человека бедность), то он на пути Аллаха! А если он стремится к показному и хвастовству, то он на пути Шайтана!"



Обратите внимание на то, каким образом сподвижники оценили этого мужчину, увидев его силу и энергичность. Они изъявили желание, чтобы человек с такими качествами был задействован в вооруженном джихаде. Для них важнее всего было мобилизовать все силы для противостояния врагу, который плел свои интриги против них и выжидал удобный момент для того, чтобы вырезать их. Но пророк, да благословит его Аллах и приветствует, расширил для них понятие джихада, который не должен ограничиваться только военной составляющей. Таким образом, он разъяснил им предельно ясно, что тот, кто вышел из дома, чтобы заработать деньги для своих малолетних детей, или для престарелых родителей или даже для себя, чтобы воздержаться от попрошайничества, этот человек "на пути Аллаха". Это означает, что он на полноценном, с точки зрения шариата, джихаде.



Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заострил внимание на намерении и мотивации, которые кроются за этими действиями, а также на цели, которые преследуются. И пока человек стремится удовлетворить не противоречащие шариату материальные потребности общества, семьи и даже самого себя, этот человек на пути Аллаха, т.е. на богоугодном джихаде. А если его целью является хвастовство, материальное превосходство и показуха, то он вышел за пределы джихада на пути Аллаха и вступил на другой путь, путь шайтана.



Таким образом, экономический джихад – одна из разновидностей гражданского джихада. Все, что развивает экономику общества, переводя его из рядов потребителей в ряды производителей, из импортеров в экспортеры, из зависимых в самостоятельные и самодостаточные, все это является одной из разновидностей гражданского джихада.



Сунна пророка в этой связи поощряет экономический баланс и призывает не ограничиваться отдельными составляющими экономики, пренебрегая другими. Например, ограничиваться сельским хозяйством, пренебрегая промышленностью и другими видами деятельности. Это подвергает опасности самодостаточность уммы. Об этом сказано в хадисе переданном Ибн Умаром: "Если вы станете заниматься ростовщичеством и ухватитесь за хвосты коров, удовлетворитесь посевами и оставите джихад, то Аллах пошлет на вас такое унижение, в котором вы будете пребывать до тех пор, пока не вернетесь к своей религии" (Бухари и Муслим).



Выражение "ухватитесь за хвосты коров и удовлетворитесь посевами" наводит на мысль об обществе, которое занимается только лишь сельским хозяйством и животноводством, которое не помышляет о том, чтобы дополнить свою экономику различными видами промышленности и ремесел. Члены такого общества не заботятся ни о чем, кроме своих коров, не пекутся о делах уммы, ее миссии и ее развитии. Поэтому они и оставили джихад на пути Аллаха, ведь каждый заботится о своих личных интересах, а не об интересах уммы. Неудивительно, если Аллах пошлет на них такое унижение, в котором они будут пребывать до тех пор, пока не вернутся к своей религии, не поймут ее должным образом, не будут действовать согласно ей, и не будут работать во благо религии.



4. Воспитательный джихад

Воспитательный джихад заключается в том, чтобы возводить школы, в которых мусульмане обучались бы тому, что сохранило бы их самобытность и заложило бы в их сердца и умы любовь к религии, народу, родине, чтобы они не были безразличны ко всему этому. Школы, в которых старательным ученикам давалась бы возможность достичь максимально высокого уровня в учебе.



Этот воспитательный джихад необходим для создания уммы, которая была бы в состоянии нести свою особую миссию, в первую очередь, самой себе, а затем и всему миру, ведь "то, без чего невозможно выполнение обязательного, само является обязательным".



5. Джихад по охране здоровья

Этот вид заключается в возведении больниц и оздоровительных центров, лечение в которых было бы доступно любому больному, при этом бы предоставлялось качественное обслуживание. Также сюда входят санитарно-просветительские работы, ведь профилактика лучше, чем лечение, как говорят мудрецы. И, как говорят, "в здоровом теле здоровый дух" (по-арабски – в здоровом теле – здоровый разум").



6. Экологический джихад

Эта разновидность джихада направлена на защиту окружающей среды от разного рода загрязнений, которые не только негативно влияют на жизнь человека, но и "уничтожают посевы и губят потомство, а Аллах не любит разрухи". Защита окружающей среды от загрязнений является частью Ислама.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

insanmedia 08 Августа 2012г.
Ответить

"Характерная черта современного исламского проповедничества - привлечение к этой деятельности людей с медицинским, техническим, экономическим и философским образованием. В мусульманских странах делается попытка при подготовке проповедников сочетать богословское и техническое образование". Г.М.Керимов. Из книги "Шариат - закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности". www.islamicshop.ru

Абу Зарр 27 Июля 2012г.
Ответить

ДЖИХАД Джихад – это вершина дел человека в Исламе. Он является основным установленным Исламом методом, для внешнего распространения исламского призыва. А после претворения законов Ислама внутри государства несение исламского призыва считается основной работой Исламского государства. А так как джихад – это сражение на пути Аллаха с целью возвысить слово Аллаха, то для ведения боевых действий необходимо наличие армии и всего того, что с ней связано: Так же необходима тренировка, снабжение и помощь. Армии необходимо оружие. Для изготовления оружия необ...
Читать дальше

Hanif 27 Июля 2012г.
Ответить

А вот про джихад, для того чтобы вся власть принадлежала Аллаху, ни слова. Не любят представители традиционного Ислама этот джихад.

Rinat Piterski 26 Июля 2012г.
Ответить

Ходящих в метро и стоящих попрощаек у мечети, я к ним (нуждающимся) не отношу.

Rinat Piterski 26 Июля 2012г.
Ответить

Некоторые спрашивают: " а можно ли давать садака немусульманам-бедным"? Можно и нужно помогать всем инвалидам, бедным независимо от религиозной и национальной принадлежности.

Rinat Piterski 26 Июля 2012г.
Ответить

На сегодняшний день, все соблюдающие и держащие Уразу мусульмане, участвуют в джихаде. Держим пост и объявляем войну против взглядов на женщин. Проникаемся чувством голодающим и чувствуем на себе, как трудно живется бездомным, бедным и голодающим. Не только мы должны чувствовать к ним сожаление и испытать все на себе. но и всячески нужно стараться помогать этим несчастным. Тот кто поможет, тот настоящий мусульманин и участник джихада, ИншаАлла.

SamirAga 26 Июля 2012г.
Ответить

Есть ещё Джихад пера.

insanmedia 08 Августа 2012г.
Ответить

"Характерная черта современного исламского проповедничества - привлечение к этой деятельности людей с медицинским, техническим, экономическим и философским образованием. В мусульманских странах делается попытка при подготовке проповедников сочетать богословское и техническое образование". Г.М.Керимов. Из книги "Шариат - закон жизни мусульман. Ответы шариата на проблемы современности". www.islamicshop.ru

Абу Зарр 27 Июля 2012г.
Ответить

ДЖИХАД Джихад – это вершина дел человека в Исламе. Он является основным установленным Исламом методом, для внешнего распространения исламского призыва. А после претворения законов Ислама внутри государства несение исламского призыва считается основной работой Исламского государства. А так как джихад – это сражение на пути Аллаха с целью возвысить слово Аллаха, то для ведения боевых действий необходимо наличие армии и всего того, что с ней связано: Так же необходима тренировка, снабжение и помощь. Армии необходимо оружие. Для изготовления оружия необ...
Читать дальше

Hanif 27 Июля 2012г.
Ответить

А вот про джихад, для того чтобы вся власть принадлежала Аллаху, ни слова. Не любят представители традиционного Ислама этот джихад.

Rinat Piterski 26 Июля 2012г.
Ответить

Ходящих в метро и стоящих попрощаек у мечети, я к ним (нуждающимся) не отношу.

Rinat Piterski 26 Июля 2012г.
Ответить

Некоторые спрашивают: " а можно ли давать садака немусульманам-бедным"? Можно и нужно помогать всем инвалидам, бедным независимо от религиозной и национальной принадлежности.

Rinat Piterski 26 Июля 2012г.
Ответить

На сегодняшний день, все соблюдающие и держащие Уразу мусульмане, участвуют в джихаде. Держим пост и объявляем войну против взглядов на женщин. Проникаемся чувством голодающим и чувствуем на себе, как трудно живется бездомным, бедным и голодающим. Не только мы должны чувствовать к ним сожаление и испытать все на себе. но и всячески нужно стараться помогать этим несчастным. Тот кто поможет, тот настоящий мусульманин и участник джихада, ИншаАлла.

SamirAga 26 Июля 2012г.
Ответить

Есть ещё Джихад пера.

Яндекс.Метрика