Египет на развилке истории

Народ на своих митингах «миллионниках» обещает не допустить узурпации власти военными и восстановления прежнего режима

Народ на своих митингах «миллионниках» обещает не допустить узурпации власти военными и восстановления прежнего режима

Теги:




9
23 Апреля 2012г. (01 Джумада ас-сани)
Отстранение от участия в египетских президентских выборах фаворитов избирательной гонки заставило аналитиков гадать, как сложатся карты в первом и втором туре выборов, и кто в итоге станет новым президентом страны. Интерес вполне объясним: ведь от исхода голосования зависит облик Ближнего Востока и будущее всей уммы, утверждают арабские наблюдатели. Они отмечают: вектор развития Египта в обозримой перспективе повлияет и на судьбу палестинского вопроса, и на существование Израиля, и на перспективы американского доминирования на Востоке, и на судьбу арабских монархий.



В том, что туров будет два, сейчас мало кто сомневается – причем, согласно прогнозам, основная борьба развернется между кандидатом от исламистов и кандидатом от секуляристов.



Пока что вырисовывается следующая картина: в острой борьбе во втором туре сойдутся бывший генсек Лиги арабских государств Амр Муса (запасной игрок от военных кругов – дублер снятого с гонки Умара Сулеймана) и страховочный кандидат от «Братьев-мусульман», лидер «Партии свободы и справедливости» Мухаммед Мурси, заместивший на предвыборной дистанции основного кандидата от исламистов Хайрата аш-Шатыра, также отстраненного от участия в выборах. Именно у этих двоих есть все шансы пройти во второй тур, который и определит судьбу Египта.



Еще один происламский кандидат, Абдель Монеим Абуль Фаттух, вряд ли снимет свою кандидатуру в пользу Мурси (хотя именно к этому призывает часть египетских «Братьев»), и, таким образом, отвоюет в ходе первого тура какую-то часть голосов избирателей. Иногда подобную позицию называют «спойлерством», однако у Фаттуха, видимо, есть свои аргументы. Много отобрать у Мурси он не сможет, подозревают наблюдатели, но во втором туре (куда Абуль Фаттух точно не проходит) его голоса достанутся все тому же официальному кандидату от «Братьев». В итоге, по прогнозу аналитиков, большенство голосов достанется Мухаммеду Мурси, включая и голоса избирателей-салафитов снятого Хазема Абу Исмаила (хотя ранее его доверенные лица говорили о том, что ни за кого, кроме своего кандидата, его сторонники голосовать не будут).



Однако победа на президентских выборах поставит перед «Братьями-мусульманами» ряд новых вызовов – в частности, необходимость предотвращения экономического кризиса. «Население надо кормить, обеспечить работой, платить зарплаты, создавать рабочие места. А где взять денег?» – задаются вопросом арабские аналитики. К тому же, вряд ли можно рассчитывать на то, что Запад с распростертыми объятиями кинется оказывать «Братьям» финансовую помощь – придется изыскивать ресурсы самостоятельно. «Братья» утверждают, что программа возрождения страны у них есть, но удастся ли ее реализовать на практике – вопрос открытый. Так что победа на выборах всех проблем не решит – скорее, напротив.



Еще один вопрос связан с возможными фальсификациями результатов выборов и их последствиями. Как ранее отмечали представители «Братьев-мусульман», исламский кандидат может проиграть во втором туре только в случае фальсификации выборов, и тогда новой революции не избежать. Правда, подозревали в вероятности фальсификаций кандидата от военных Умара Сулеймана, но, вероятно, предупреждение теперь относится и к Амру Мусе. Так или иначе, народ на своих митингах «миллионниках» обещает не допустить узурпации власти военными и восстановления прежнего режима.



Кстати, по мнению аналитиков, армия в нынешних условиях вряд ли пойдет на фальсификации, означающие новое открытое столкновение: рядовой армейский состав поддерживает народ и исламистов, а само по себе армейское руководство вряд ли захочет бросить вызов народным массам.



В то же время, российские эксперты прогнозируют египетские перспективы с заметной долей осторожности. «Страна, на мой взгляд, катится в каком-то непонятном направлении – я не возьму на себя смелость давать прогнозы даже на полгода вперед. Парламентские выборы дали четкое отражение среза египетского общественного мнения, и оно для многих было весьма неожиданным. У нас ведь судят о том, что происходит в этой стране, с одной стороны, по картинке Евроньюс, с другой, по тому, что происходит на площади Тахрир. Но Каир – это не Египет, так же, как Болотная площадь – это не Москва и, тем более, не Россия», – считает руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.



Аналитик рассказал: «я общался с Марком Адоманисом, и он сказал одну очень толковую вещь: у европейских наблюдателей впечатление о Египте сложилось по Тахриру, где какие-то непонятные люди с неплохим знанием английского языка давали оценки CNN, BBC и прочим журналистам, а потом на выборах в парламент вдруг пришли к власти салафиты и «Братья-мусульмане»». «И Запад оказался, мягко говоря, несколько удивлен. Казалось, что к власти придут совершенно либеральные египтяне, креативный класс, а получилась совершенно обратная ситуация. Но фишка в том, что Египет – аграрная страна. И европейцы, и американцы, глядя на то, что происходит в Египте, судят по Каиру. Но на самом деле, настоящий, большой, крупный Египет – тот, который приходит на выборы, находится за порогами Нила. Но и у нас, и у европейцев, и у американцев есть аберрация, сбита точка зрения на то, что там происходит. На самом деле, смена власти, слом модели руководства Мубарака был не столичной революцией креативного класса, не революцией Тахрира, а революцией армии и аграрных дальних провинций. Отсюда и те результаты, которые мы наблюдаем на выборах, и это закономерный итог», – пояснил эксперт.



По мнению Андрея Грозина, «скорее всего, дальше мы получим еще более неожиданные для западноориентированного взгляда результаты – Египет будет идти по пути большей традиционализации, фундаментальности, исламизации». «Возможно, это будет менее светское государство, более религиозно-ориентированное. Я не говорю, что это плохо – по крайней мере, новые силы могут выглядеть более модернизационно на фоне режима, который эта сила меняет. Ведь та структура, которая складывалась при Мубараке, прямо скажем, совершенно прогнила. Это была структура, замкнутая на себя, порождавшая и у элит, и у населения чувство апатии и неверия в перспективы – как, например, в Узбекистане или Казахстане. И на развалинах этого режима мы, скорее всего, сможем наблюдать самые неожиданные вещи – Египет будет формировать новые вызовы для всех окружающих государств, и для арабского мира», – полагает эксперт.



В числе возможных неожиданностей – «попытки реставрации королевской власти». «Хотя сейчас это может казаться совершенно недостижимым, через 2-3 года, при том развитии ситуации, которое сейчас наблюдается, этот вопрос может оказаться актуальным. Может быть вариант с военным правлением – теоретически это вполне возможно. Может появиться либерально-демократический сценарий, хотя сейчас он мне представляется очень маловероятным. По большому счету, сейчас для Египта ничего не исключено, существуют самые широкие возможности. Страна балансирует на тонкой, непонятной грани, и куда она может покатиться, можно только предполагать», – подытожил аналитик.



Автор: Али Хаммам, Вера Ильина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ashir01 23 Апреля 2012г.
Ответить

Многим в России не понятно: в чем причина популярности «Братьев-мусульман», и почему народ их поддерживает? Но, как говорят сами египтяне, «братья» - «честные, порядочные, помогают согражданам, потому за их представителя будет голосовать весь народ, а не только исламские круги – ведь голосуют не за «христианина или мусульманина», а за тех, кому люди больше доверяют». Несмотря на устоявшийся в некоторых странах стереотип об «экстремизме» «Братьев-мусульман», сами они никогда не прибегали к насилию, подвергаясь преследованиям исключительно по политическим мотивам за свои идеи (честные выборы и п...
Читать дальше

Яндекс.Метрика