Хадж – милость Всевышнего

Кааба в Мекке. Фото IslamNews

Кааба в Мекке. Фото IslamNews

Теги:


0
17 Ноября 2008г. (18 Зу-ль-када)
В первых числах декабря миллионы людей из разных стран мира направятся к главной святыне ислама – священной Каабе в городе Мекка, для исполнения одной из обязанностей мусульманина – совершения хаджа, или паломничества к святым местам.Хадж – это один из столпов ислама. Паломничество в Мекку к Дому Аллаха обязан совершить хотя бы раз в жизни каждый мусульманин, которому позволяют средства и здоровье.



Кроме хаджа или большого паломничества, проходящего в строго определенное время, существует также малое паломничество – умра. Умра не входит в число обязанностей верующего и может совершаться в течение всего года.



Обычно отправляющиеся в паломничество не ограничиваются только обрядами собственно хаджа (называемого хадж аль-ифрад), но пользуются возможностью для совершения последовательно умры и хаджа (хадж ат-таматтуа), или их совмещения (хадж аль-киран).



Хадж знаменуется особым состоянием, которое называется ихрам. Ихрам – это намерение совершить действия, связанные с паломничеством. В ихрам входят при приближении к Мекке в специально отведенных для этого зонах (микатах), находящихся на определенном расстоянии от Каабы. Отправляющиеся в путь по воздуху входят в ихрам на борту самолета, либо в аэропорту до вылета.



Входя в состояние ихрам, паломник облачается в особую одежду, которую носит в период хаджа. Мужчины-мусульмане заворачиваются в два несшитых между собой куска белой ткани. Обычно в этих целях используется плотная махровая ткань, которая хорошо впитывает влагу в жаркую погоду. Мужчинам запрещается носить в этот период обувь с задником.



В Мекке расположена главная святыня ислама – священная Кааба, вокруг которой располагается территория Заповедной мечети (Харам). Кааба – первый дом, воздвигнутый как символ единобожия Аллаха и ставший знаком поклонения Ему. Это – место, в сторону которого обращаются мусульмане во время молитвы. Верующие со всего мира приезжают к этому дому, чтобы обойти вокруг него семь раз. В одном из углов Каабы находится Черный камень, посланный людям в качестве знамения Всевышнего.



Задолго до пророка Мухаммада единобожие проповедовал людям пророк и посланник Ибрагим. Всевышний дал наставление Ибрагиму восстановить этот дом и призвать людей совершать паломничество к нему. Когда Ибрагим вместе с женой Хаджар и младенцем Исмаилом прибыли в Аравию для восстановления Дома Аллаха, Хаджар и Исмаил остались жить возле Каабы. В поисках воды для младенца Хаджар металась между холмами Сафа и Марва. Когда она уже почти отчаялась отыскать воду в жаркой пустыне, у ног Исмаила по милости Всевышнего забил источник.



Этот источник Зам-Зам рядом с Каабой бьет и по сей день, и вода там особая. «Вода из источника Зам-Зам такова, что когда ты ее пьешь, исполняется то, для чего ты ее пьешь», – сказано в хадисе пророка Мухаммада (мир ему). Поэтому паломники привозят ее с собой из хаджа и угощают других мусульман.



Поиски воды для Исмаила стали основой одного из обрядов паломничества – бега (сай) между холмами Сафа и Марва. Вспоминая о великой милости Всевышнего к Исмаилу и Хаджар, верующие пробегают семь раз от Сафы к Марве и обратно, взывая к Всевышнему. Закончив седьмой цикл, мужчины сбривают волосы на голове, а женщины укорачивают пряди на треть.



Центральный обряд хаджа – стояние на Арафате в девятый день месяца Зуль-Хиджа. В этом году день Арафата приходится на 7 декабря. Арафат – это район, границы которого обозначены специальными указателями. В средней части Арафата находится гора ар-Рахма, у подножия которой с полудня в этот день собираются верующие, чтобы до заката взывать к Всевышнему, прося о прощении. День Арафата является самым лучшим в году. В этот день Всевышний особенно щедр к своим рабам. Никогда Он не прощает людей больше, чем в девятый день Зуль-Хиджи. Поэтому мусульманам будет лучше в этот день обращаться к Всевышнему, даже если они не исполняют хадж.



На следующий после Арафата день наступает праздник жертвоприношения Курбан-байрам (Ид аль-Адха). Совершающие хадж отправляются для исполнения обряда бросания камешков. Мусульмане бросают камешки поочередно в три столба, вспоминая о пророке Ибрагиме, который проявил твердость в исполнении повеления Всевышнего. Ибрагиму, который шел принести в жертву своего сына, трижды являлся шайтан, но пророк отгонял его, бросая в него по семь камешков. Когда пророк уже был готов осуществить заклание, он услышал, как к нему взывает Господь: «Ты поверил сну!» Всевышний освободил сына, велев взамен принести в жертву барашка.

В память об этом радостном событии мусульмане всего мира в дни праздника раздают мясо жертвенных животных бедным и нуждающимся. В этом проявляется важная социальная составляющая мусульманской религии, связанная с заботой о ближнем и помощью обездоленным членам общества.



Нередко паломники после Мекки посещают также город Медину, где находится мечеть пророка Мухаммада. Посещение мечети Пророка не входит в состав действий, связанных с обрядами хаджа, но очень приветствуется. «Молитва в моей мечети предпочтительнее тысячи молитв в любой другой, кроме Заповедной мечети. Молитва же в Заповедной мечети лучше ста тысяч молитв в любой другой», – говорил посланник Аллаха (мир ему).



Вернувшись на родину, совершившие хадж получают возможность словно начать жизнь заново, очистившись от ошибок и неправильных действий прошлого. Ведь если паломник правильно исполнил все обряды хаджа, то, как известно, такому человеку прощаются все ранние прегрешения.



Хадж – это великая милость, позволяющая человеку подняться на ступеньку в своем духовном развитии. Давайте поспешим, по мере возможности, исполнить эту святую обязанность, и не будем откладывать ее.

Автор: Шамиль Ильясов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика