Ильгар Ибрагимоглу: нельзя превращать свадьбы и поминки в разорительные пиршества

Ильгар Ибрагимоглу
Известный азербайджанский правозащитник, глава центра DEVAMM, имам мечети "Джума" Ильгар Ибрагимоглу рассказал в интервью агентству Day.Az о том, почему нельзя превращать свадьбы и поминки в роскошные пиршества, а также о том, почему "ящики для сбора благотворительности" противоречат духу ислама, почему до сих пор закрыта бакинская мечеть "Абу Бакр" и о многом другом.

- Мы все стали свидетелями того, что Уджарский район Азербайджана стал своеобразным пионером – там впервые указали муллам на недопустимость проведения многократных поминок, порекомендовав ограничиться лишь 3-им и 40-ым днем. Как вы относитесь к такой достаточно необычной инициативе?



- Я не знаю, насколько эта информация соответствует действительности. Практика показывает, что подобные информации эпатажного характера обычно не до конца соответствуют действительности, не полностью претворяются в жизнь. В целом же мне абсолютно ясно, что нынешняя ситуация с поминками, да и со свадьбами в Азербайджане оставляет желать лучшего и требует глобальных реформ. Давно пора прекратить превращать поминки в разорительные пиршества, не имеющие никакого отношения к духовной составляющей ислама.



Но действовать тут надо не столько чисто административными мерами, а в первую очередь – просвещением. Усилить его, объяснять людям сущность исламского подхода к прощанию с усопшими. А административные подходы, которые быстро превращаются в репрессивные, а там уж и гляди в вымогательные – тут пагубны. Мне кажется, что в жизни граждан и так уже достаточно "участковых инспекторов", и в этой сфере надзиратели не нужны.



- А как ислам учит людей организовывать поминки?



- Те "поминки", которые мы видим сейчас – это не поминки с духовным началом, это, по сути, пародия на них. Их можно назвать тяжким наследием советской действительности, главная цель которого – сформировать у людей негативное отношение к религии.



Ислам же учит, что первые 3 дня люди вообще не должны питаться в доме усопшего. А то сейчас человек не знает – горевать по умершему близкому человеку, думать о нем, или полностью заниматься решением чисто хозяйственных проблем вроде покупок продуктов, приемом приходящих людей и самое главное – их кормежкой. Исламский подход тут однозначен – он осуждает то, что 3 дня люди едят в доме усопшего или в палатке. Наоборот, ислам учит, что нужно всячески помогать близким ушедшего от нас человека как в плане психологического, так и в плане материального, а не объедать их.



- Что, по вашему мнению, мешает превратить современные поминки в полностью богоугодные деяния?



- Нужно изменить их характер, больше следовать коранической логике, читать Коран и просвещать на поминках людей. Но тут есть множество проблем. Те, кто ныне ведут поминки, не отвечают требованиям дня в плане интеллектуальных и духовных запросов общества и часто сами не являются носителями духовных ценностей ислама.



Чтобы устранить это препятствие, нужно начать создавать гражданские вакфы, как это делается во всем мире, которые носили бы сугубо волонтерский и общественный характер. Нужно вернуть в обряды духовную составляющую, просвещая людей. Осознаю, что это нелегкий путь, и сразу в Азербайджане этого сделать не получится – но надо же как-то и когда-то начинать реформы и давать верную информацию людям, чтоб сдвинуть дело с мертвой точки!



- А самое действенное средство?



- Чтоб не смотреть на поминки как на место, где можно поесть и уйти, отойти от расточительности, излишества и показухи. А для этого самое действенное средство, помимо просвещения – личный пример. Чем больше людей будут проводить поминки по канонам ислама, т.е. соблюдая так называемую золотую середину и вектор духовности, тем меньше останется пространства для различных показух.



- Можно ли сказать, что религиозные деятели часто пользуются невежеством людей, вернее, их недостаточным знанием ислама?



- Существующее ныне невежество – атавизм прежнего периода. А чтоб избавиться от него, нужно разъяснение людям философии поминок. Нужны тут и гражданские обсуждения, слушания для оптимального решения проблем в этой области.



В Азербайджане появляется все больше и больше грамотных и образованных верующих людей, которые осознают всю пагубность существующей нелицеприятной картины в этой области. Создание гражданских вакфов могло бы реализовать данный потенциал для решения существующей кризисной ситуации.



Духовная деятельность религиозного деятеля во время поминок не должна превращаться в чистую коммерцию и бизнес. Когда человеку платят за это деньги, он и действует соответствующим образом. Для него на первом плане не духовность. Если же он будет на поминках в роли ученого-просветителя, то и ситуация бы имела качественно другой характер.



Понимаю, что это сложно в азербайджанских реалиях. Но неужели обязательно есть – можно ведь и просто собраться, вспомнить усопшего, в общей беседе морально, психологически поддержать его близких… Ведь все мы должны понимать, что нельзя превращать прощание с дорогим человеком в такую обузу и материальные траты, которые сами по себе уже заслоняют потерю.



- Как вы относитесь к "назир гутусу" (ящикам для сбора пожертвований), над которыми многие верующие люди откровенно подшучивают?



- В той форме, в которой они ныне существуют, эти ящики для сбора пожертвований никакого отношения к исламу не имеют. Мусульмане должны по велению души совершать богоугодную благотворительность. Но тут, в финансовых делах, все должно быть прозрачно, при наличии гражданского контроля, а не так, как это происходит сейчас.



- Мечеть "Абу Бакр" уже долгое время стоит закрытой. Насколько верно выглядит столь долгое закрытие мечети?



- У светской власти – следствия – предположительно могут быть серьезные основания для такого шага. Но, нужно ведь информировать общество о причинах, делающих необходимыми данный запрет. Аргументировано объяснить людям, почему они не могут попасть в Божий дом и сколько это состояние продлится. И данные действия чиновников должны согласовываться со свободой и правами человека. Понятно, что все эти ограничения должны проходить по закону и по стандартам демократического общества.

Тут вообще очень тонкая черта – где безопасность, а где ущемление прав человека.



- Как вы относитесь к тому, что сейчас усопшим ставят монументальные, помпезные надгробные памятники чуть ли не в полный рост?



- Конечно, при взгляде на могилу мусульманина должно быть ясно, что тут похоронен человек, ясно, кто он был, чтобы родственники могли приходить к нему и не терять связь со своим прошлым. Но та показуха, то излишество, что есть сейчас, естественно, нуждается в критике. Нужно быть проще, не соревноваться, у кого надгробие больше.



- Завершая нашу беседу, не могу не спросить Вас, каким Вам видится общее духовное состояние азербайджанского общества?



- Оно напрямую связано со всеми процессами, которые происходят у нас в стране. Можно много спорить о том, насколько люди руководствуются духовным началом в своей повседневной жизни, но ситуация не настолько пессимистична, как думают некоторые.



В Азербайджане появляются интеллектуальные, уровневые люди, у которых истинный подход к вере. Думаю, чем меньше станет показушных и популистских спекуляций на тему религиозности, а вера того или иного человека будет подкрепляться конкретными делами в повседневной жизни, то это и будет богоугодным.



Быть верующим – это большая ответственность. В азербайджанском обществе наблюдаются определенные положительные перемены в духовной сфере, особенно среди молодежи. Помощь ближнему уже становится не исключением из правил, а правилом и нормой. Это и есть ислам – жить реально духовно, руководствуясь совестью и верой. И делать другим то, чего пожелал бы себе. И примечательно то, что форумы – одна из пассионарных площадок для тех, кто сообща хочет прийти на помощь больным, в особенности, детям.

Автор: Тамилла Сенджаплы

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика