Имам Ханбал – личность в контексте истории

«Муснад» имама Ханбала (современное издание)

«Муснад» имама Ханбала (современное издание)

Теги:




1
15 Июля 2013г. (07 Рамадан)
Среди четырех суннитских мазхабов (правовая школа), особенный и во многом специфический интерес вызывает мазхаб ханбалитский (ханбали). Он – - самый малый по географической распространенности, но эта распространенность приходится на Аравийский полуостров, колыбель ислама. Это часто дает основание одним считать его наиболее «аутентичным» мазхабом среди всех, другим – источником «буквализма», «фундаментализма» и даже пресловутого «экстремизма». Представляется, что и первая, вторая точка зрения суть крайности, во многом обусловленную знанием и пониманием собственно мазхаба, но не личности имама Ханбала, причем в контексте истории как исламского мира, так и более широком.



Будущий имам Ахмад ибн Ханбал родился в 780 г. (164 году по хиджре). Его семья происходит из арабского клана «бану шайбан», проживавшего близ Басры. Отец будущего имама был одним из командиров аббасидской армии, размещенной в Хоросане, а позднее перебрался в Багдад, где и родился Ахмад.



Будущий имам начал активно изучать исламские науки в Багдаде, где он проходил, прежде всего, исламскую юриспруденцию (фикх) под руководством Абу Юсуфа, видного ханафитского юриста, и одного из учеников самого имама Абу Ханифы. Затем он начал активно странствовать по Ираку, Аравии и Сирии, где занялся сбором хадисов, фиксирующих устную традицию, идущую от пророка Мухаммада (С.А.С). Традиция утверждает, что Ханбал встретился с 414 передатчиками хадисов, ставшими для него одним из важнейших источников. Имам в свое время считался своего рода «ходячей энциклопедией хадисов», а после себя оставил вполне классический фундаментальный труд по хадисам под названием «аль-Муснад». Этот труд содержит около 30 тыс. хадисов и мнения сахабов по их толкованию. Интересно, что составители наиболее известных сборников хадисов, имамы аль-Бухари и Муслим, были учениками имама Ханбала.



После возвращения из своих путешествий, он вновь занялся юриспруденцией, теперь уже под руководством имама аш-Шафии. В последние годы своей жизни он был муфтием, пять раз в жизни совершил хадж. Имам ушел из жизни в 855 г. или 241 году по хиджре.



Эти краткие «протокольные» строки биографии имама Ханбала дают основание для следующего главного вывода – его учение, впоследствии сформировавшееся мазхаб, не создавалась изолировано, но вполне в связи с учением других великих имамов – Абу Ханифы и аш-Шафии.



О другом аспекте личности имама дают представление теперь уже драматические события его жизни. Дело в том, что Ахмад ибн Ханбал преследовался при аббасидском халифе аль-Мамуне (813-832 гг.н.э) и его последователях (и даже был заключен в тюрьму), поскольку критиковал учение мутазалитов, последователями которого были эти халифы. Только при халифе аль-Мутаукиле (847-861), покончившем с влиянием мутазалитов, имам перестал скрываться и смог вернуться к своей религиозной и преподавательской деятельности.



Учение мутазалитов, одной из ключевых идей которого был тезис о сотворенности Корана, в целом было попыткой принести философский рационализм в религию ислама. Попытка интересная, но уже тогда опыт показывал, что одним из ее последствий является внесение в религию моментов, никак не обоснованных ее первоисточниками и представляющими собой рукотворные человеческие нововведения.



Что же в качестве альтернативы предложил имама Ханбал и его последователи? В принципе, с точки зрения подхода, основного метода, нет разницы между мазхабом Ханбала и его учениками. Коран предпочитался полностью и безоговорочно высшим источником права. Сунна занимала второе место, правда при ее использовании в юридической практике соблюдался принцип «марф», то есть использовались сведения, исходившие непосредственно от Пророка (C.А.С). Единое мнение сподвижников Пророка (С.А.С) (иджма сахабов) ставилось на третье место, однако при этом мнения, сформулированные после времени сахабов доверием не пользовались, более того, по мнению последователей Ханбала, иджмы после эпохи сахабов невозможны. Если для выработки фетв не подходил ни один из этих источников, то Ханбал предпочитал пользоваться хадисами, причем даже «слабыми», если только ни один из их передатчиков не был «фасиком» (дурной репутацией), или «каззабом» (лжецом).



Автор этих строк, не претендуя никоим образом на звание «богослова» (тем паче, мусульманского) попытается резюмировать значение богословско-правовой доктрины, восходящей к имаму Ханбалу взглядом современного секулярного историка.



В правовом отношении Ханбал стремится не допустить расширительного толкования мусульманских правовых норм. Плохо это ли хорошо? Такой подход не позволяет, во-первых, безудержно действовать по принципу «закон, что дышло», сохраняя его аутентичность в разнообразной жизненной практике. Это тем более важно, что речь идет о религиозном законе ислама-вероучения, в котором тесно интегрированы меж собой все стороны жизни как поту-, так и посюсторонней. Ведь это способствует сохранению изначальных идей и принципов религии от поздне привнесенных человеческих элементов, в результате чего эти принципы до неузнаваемости искажались, а то и заменялись нововведениями. Такой подход имама Ханбала, обусловлен, на наш взгляд, фундаментальной проблемой соотношения и взаимопроникновения религии и философии, актуальную и в наше время, которую мудрый имам сумел разглядеть уже в VIII –IX вв.



И вот тут есть смысл рассмотреть наш сюжет в сравнительном контексте с некоторыми событиями истории другой мировой религии – христианства. Элементы философии (языческой, по своему происхождению, другой тогда просто не было) привели к тому, что в реальном историческом христианстве появилось множество различных догм и концепций, часто интересных и красивых, но не имеющих никакого отношения к изначальному Писанию этой религии. Как следствие – постоянные конфликты с т.н. ересями, драматическая история в Средние века и ее кульминация – европейская Реформация XVI- XVII вв, провозгласившая возврат исключительно к Писанию и примат простой веры «Авраама, Исаака и Иакова» над «верой философов». Правда, была попытка, сделанная еще в XIV веке известным Фомой Аквинским примирить веру и разум, сделав «философию служанкой богословия». Однако, востребована она была церковью лишь 500 лет спустя, под натиском антиклерикального, и даже атеистического Просвещения. Что, в общем-то, не спасло, как видно ныне, церковь и западную христианскую цивилизацию от тотального обмирщения.



Ислам также прошел путь вбирания в себя философской и научной мысли античного Запада и Востока. Но в отличие, от христианства, этот путь оказался не столь исторически длинным. Именно исламу удалось решить уже на раннем этапе задачу сохранения в неповрежденном и неискаженном виде изначальной сердцевины своего религиозного учения, сформированной во времена благочестивых первооснователей этой традиции. И, одну из ключевых ролей в этом, безусловно, сыграл Ахмад ибн Ханбал и его последователи.





Автор: Исмаил-Валерий Емельянов, историк

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

رمضان خليل عبد الله 15 Июля 2013г.
Ответить

пророк Мухаммад да блакгославит его Аллах и да привествует сказал: «Облегчайте, а не создавайте затруднения, радуйте (людей) добрыми вестями, а не внушайте отвращение (к Исламу)» «Сахих» Муслим. Всевышний Аллах Тааля сказал: «Hе возлагает Аллах на душу ничего, кроме того, что ей по силам» (Сура «Корова», аят 286). Некоторые последователи Имамов Ханифа, Ханбала, Шафии и Малики, превратно истолковывают некоторые положения фикха, затрудняя себе путь. Статья хорошая, но краткая. Однако изучая жизнь Имама Ханифа, пришёл к выводу, что это самый лёгкий путь, который остав...
Читать дальше

Яндекс.Метрика