Ислам пришел в Сибирь раньше, чем предполагалось - ученый

Коренной сибиряк Ришат Рахимов (слева) исколесил сотни километров лесных и болотных дорог, изучая историю родного края

Коренной сибиряк Ришат Рахимов (слева) исколесил сотни километров лесных и болотных дорог, изучая историю родного края

Теги:




0
31 Января 2012г. (07 Раби аль-авваль)

Тюменский ученый-краевед Ришат Рахимов дополнил свою версию более раннего принятия ислама тюрками Сибири еще одним весомым аргументом, изучив маршрут движения каравана миссионеров.

Длительное время в ученой среде господствовала единственная точка зрения, согласно которой Сибирь была исламизирована в 1394-95 годы шейхами, направленными из Бухары главой ордена мистиков Багаутдином Накшбанди. Теорию эту выдвинул на рубеже 19-20 вв. тюрколог, хакас по национальности, профессор кафедры турецко-татарской словесности Казанского университета Николай Катанов, который, переведя обнаруженный им в Тобольском музее старинную рукопись «сачара», повествующий о походе шейхов, пришел к выводу, что под Багаутдином в тексте имеется в виду Накшбанди. В оригинале текста на арабской графике же указано лишь имя инициатора похода – Багаутдин (Бахаветдин), а это имя в средневековье носил не только известный жестянщик из Бухары Накшбанди.

Ришат Рахимов подверг сомнению дату похода шейхов в Сибирь по следующим основаниям:

Во-первых, в 1394 году Багаутдина Накшбанди уже не было в живых, он ушел из жизни за пять лет до предполагаемой даты похода.

Во-вторых, Бухара в тот период истории находилась под властью Тимура, о котором нет ни слова в «сачаре», правителем там указан другой человек.

В-третьих, в конце 14 века Сибирь уже была мусульманской, об этом свидетельствуют, как имена местных правителей, так и то, что Тюменское княжество Тайбугинов входило в состав Золотой орды, где ислам стал господствующей религией уже в начале 14 века.

Рахимов выдвинул свою версию даты принятия ислама в Сибири – первая половина 13 века. Инициатор похода, согласно этой теории, суфийский наставник из Бухары Багаутдин аль-Балхи, отец известного всему миру суфия Джалалатдина Руми. Именно этот Багаутдин, имевший огромный авторитет, по мнению Рахимова, мог объединить в один отряд представителей различных суфийских братств и направить в далекую Сибирь.

Карта некрополей «астана», где покоятся среднеазиатские миссионеры ислама


Ришат Рахимов обратил внимание на то, что ни в одном из старинных рукописей «сачара» не упоминается Чимги-Тура, столица Тюменского княжества, куда в первую очередь должен был бы по идее направиться караван миссионеров, подкрепленный ханским отрядом, если бы поход действительно состоялся в конце 14 века, а не раньше. Вместо этого шейхи пошли вдоль реки Ишима на север. В одной из «сачара», наиболее полной, введенной в научный оборот под названием «Грамоты хранителя Юрумской Астаны», уточняется, что к Иртышу миссионеры вышли по реке Ишим.

Отряд шейхов пошел не к реке Тура, к крепости Чимги-Тура, а мимо, поднялся вверх по Ишиму, и это не случайность. Именно там, северо-восточнее Тюмени и Искера, в 13 веке находилась старая столица сибирцев – крепость Кызыл-Тура в устье Ишима. Останки этой крепости сегодня находятся возле деревни Красноярка Усть-Ишимского района на севере Омской области.

В свитке «сачара» сообщается: «Известные святые разошлись от устья р. Ишима до Иртыша … Народ Прииртышья … был многочисленным ... от их враждебного отношения 360 святых приняли мученическую смерть, стали шахидами кто в поле, кто в воде, которые в болоте … остальные 60 святых вернулись в почтенную Бухару …».

В текстах указаны места захоронения миссионеров и их силсила – цепочка духовной преемственности. Практически все «астана», как сибирские татары называют старинные некрополи, вписываются в современную географическую карту Тюменской и Омской областей, лишь одна находится у селения Цингалы на территории Ханты-Мансийского округа.

Фрагмент старинного свитка «сачара»


- Миссионеры после соединения в казахской Средней орде с ханским отрядом вышли к реке Ишим и двигались вдоль нее на север, – делает вывод Ришат Рахимов. – Пройдя степную и лесостепную зоны нынешней Тюменской области, они вышли в лесной зоне к левому берегу Иртыша (Усть-Ишимский район Омской области).

Первые некрополи на пути следования каравана появляются на Иртыше близ устья Ишим – у современного села Уллы Бурян (другое название Тюрмитяки) Усть-Ишимского района. Выйдя к Иртышу, далее миссионеры двигались в северо-западном направлении, что подтверждается наличием некрополей «астана» у ряда селений Усть-Ишимского района и далее на запад по Иртышу в Вагайском и Тобольском районах Тюменской области.

Путь каравана проходил по водным артериям. Спускаясь по Иртышу, миссионеры попадали в его притоки, поднимались по ним и продвигались далее. Когда водный путь кончался, до отдаленных поселений шейхи добирались по труднопроходимым лесам и болотам.

За время изучения «астана» Ришат Рахимов побывал в семидесяти семи из них. Отметив расположение некрополей шейхов на карте, он получил условный четырехугольник площадью более 3000 квадратных километров, северо-восточный угол которого находится у селения Кускун Тевризского района Омской области, северо-западный угол упирается в селения Цингалы в Югре, юго-западный – в озеро Андреевское в окрестностях Тюмени и юго-восточный – к окрестностям села Аромашево Тюменской области.

«Астана» близ деревни Тахтагулово

«Документальные источники в виде «сачара», народные легенды и сами «астана», публикации путешественников, историков и картографов 17-20 веков свидетельствуют в пользу реальности похода мусульманских миссионеров в Сибирь с целью распространения здесь ислама, – говорит ученый-краевед. – Эти источники позволяют реконструировать маршрут экспедиции. Караван двигался по дорогам, проложенным вдоль рек, на лошадях, верблюдах. Кроме верховых, в караване был обоз с продуктами, одеждой, снаряжением и оружием. Вместе с шейхами шли не только воины Средней орды, но и члены семей миссионеров, лекари, помощники, о чем свидетельствуют имена погребенных в «астана». Миссионеры вышли к Кызыл-Туре, где встречаются Ишим и Иртыш, и, двигаясь далее вдоль Иртыша проникли вглубь региона, вплоть до окрестностей нынешней Тюмени».

В ходе похода большинство шейхов стали шахидами, результатом экспедиции стало принятие ислама местными племенами. Как повествуется в «сачара»: «После этого появилась (здесь) вера (исламская) и открылись пути, (так что) вдоль Иртыша стали проходить караваны и наезжать сюда ради обучения вере ученые, ходжи и ишаны…».

В 1994-95 года в Тюмени и Омске прошли конференции, посвященные 600-летию ислама в Сибири. Исследования директора ООО «Центр музейных технологий и научных экспертиз «Музеум-Студия» Ришата Рахимова дают повод для проведения новых научных встреч, приуроченных к 800-летию ислама в Сибири.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика