Ислам в школах Сибири

news-EQX6x5oU1l
Согласно официальной статистике, в Новосибирской области проживает около 30 тысяч татар. Сибирские татары – это коренные жители региона, которые представлены двумя этническими группами: барабинские и чатские татары. Ислам среди сибирских татар распространился в конце XIV века, таким образом, исламу в Сибири уже более 600 лет. Несмотря на то, что в течение 70 лет он находился под запретом и многие традиции были утеряны, сегодня сибирско-татарская молодежь интересуется своими корнями. Способствует этому и то, что в конце нынешнего учебного года завершилась первая фаза эксперимента по преподаванию курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) в последней четверти для учащихся четвертых классов. Всего в эксперименте приняли участие 19 регионов России, в том числе Новосибирская область. В этом регионе более 30000 четвероклашек приняли участие в эксперименте по преподаванию ОРКСЭ. Вполне естественно, что в сибирско-татарских деревнях ребята и их родители выбрали курс «Основы исламской культуры». О том, как происходила реализация эксперимента, обозревателю IslamNews рассказал преподаватель учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», в частности курса «Основы исламской культуры» Модарис Абакиров.



Ассаляму алейкум, Модарис-эфенди! Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы. Насколько я понимаю, в этом году вы вели курс «Основы исламской культуры». Какие у вас первые впечатления, связанные с обучением этому курсу?



Дети воспринимали нормально, как будто это обычный предмет, который и раньше велся в школе. На перемене дети подбегали ко мне и спрашивали: «А сегодня будет религия?» Интерес к курсу чувствуется, ведь в содержании предмета присутствуют религиозные сюжеты с описанием чудесных явлений. С подобными вещами дети встречаются в сказочных историях, и это связано с положительными эмоциями. Кроме того, занятия два часа в неделю – это не утомительно для четвероклашек. А что касается знаний ребят об исламе, то у всех представления разные. Ведь первоначальные знания о религии идут из семьи, а во многих семьях религиозная культура утрачена. На родительском собрании я говорил родителям о том, что они должны помогать своим детям, объяснять свои культурные традиции, религиозные обряды, и отвечать на их вопросы. Некоторые из них шутили, что им самим не мешало бы подучиться.



Как вы полагаете, не рано ли ребятам в 4 классе изучать такие серьезные предметы?



Думаю, что не рано. Примерно с этого возраста, в 4–5 классе большинство детей уже изучают иностранный язык – первый предмет, который знакомит с чужой культурой. Время обучения в 1 классе уходит на адаптацию, во 2–3 классе дети знакомятся с другими предметами и у них формируется первоначальные знания и представления о мире, а в 4 классе детям уже нужны внятные ответы на вопросы, связанные с религией и различными культурами.



Как проходила ваша подготовка к чтению данного курса?



Нас обучали специалисты, которые прошли курсы в Московской академии повышения квалификации работников образования. Затем мы получили удостоверения, что даёт право ведения курса «Основы религиозных культур и светской этики».



Можно ли теперь, после окончания курсов считать преподавателей профессионально компетентными?



Организация курсов повышения квалификации для преподавателей ОРКСЭ является, на мой взгляд, временным и частичным решением проблемы профессиональной компетенции. Такой специалист должен ориентироваться в исламе, православии и буддизме. Разве можно за 72 часа краткосрочных курсов овладеть таким содержанием? Естественно, преподавателям нужно расширять свою компетенцию. Хотя они уже владеют методикой преподавания, но основам религиозных культур как школьному предмету они обучают впервые. По-настоящему готовыми специалистами я считаю преподавателей, имеющих специальность «теология». Теологов в стране у нас пока мало, теперь очевидно, что такие специалисты в будущем будут востребованы. С другой стороны, воспитателем добрых нравов должен быть высоконравственный человек. Вот эти две составляющие будут идеальными для преподавателя «Основ религиозных культур».



Что вы можете сказать о своём религиозном опыте?



Себя я считаю носителем исламской культуры, типичным для нашей страны. Я вырос в обычной татарской семье, в которой практиковалась религиозная культура, насколько это было возможным в советское время. В 2007 г. я совершил хадж в Мекку, занимаюсь самообразованием в этом направлении и не считаю его законченным.



Какова задача комплексного учебного курса ОРКСЭ?



Задача курса – формировать мотивации у младшего школьника к осознанному нравственному поведению, основанные на знании культурных и религиозных традиций народов России, дать основные ориентиры в религиозной культуре, показать детям, что мир многообразен, научить принимать этот мир таким, каков он есть. Курс является культурологическим и носит светский характер. Если же семья принимает решение, что их ребенок должен стать религиозным человеком, то ребёнка сами родители приводят в мечеть или церковь. Ребенку, который изучал данный курс, будет легче изучать и религию, т.к. базовые знания у него уже есть. Но в отличие от школы здесь формируется религиозное мировоззрение.



Как вам удаётся соблюдать принцип светскости, который требуется от преподавателей?



Проблема могла возникнуть в формулировке того, что ты излагаешь. Во время подготовки на курсах повышения квалификации наше внимание на это обращали и предлагались такие формулировки: «Мусульмане верят в то-то», к примеру «В исламе проводятся такие–то праздники» и т.д., о мусульманине или христианине повествуется здесь как о третьем лице. Кроме того, программа обучения сужает круг рассматриваемых вопросов, например, вопросы вероубеждения в обучении не рассматриваются. Вместе с тем, светский характер обучения не исключает нравственного воспитания. Если учитель говорит о нравственности и при этом сам нарушает эти нравственные принципы, то дети это почувствуют. Он будет неубедителен, даже если хорошо знает свой предмет. Об этом нам тоже говорили на курсах повышения квалификации.



Как вы оцениваете учебные пособия по «Основам религиозной культуры и светской этики»?



Очень хорошее оформление учебных пособий, учебный комплект состоит их пособий для учащихся, книги для учителя, книги для родителей. Продуманы различные подходы к обучению курса, предусмотрена возможность изучать все мировые религии. Это курс называется «Основы мировых религий». Для тех, кто не желает изучать религию, есть возможность выбора курса «Основ светской этики». Всё это отвечает настроениям сегодняшнего общества. Неплохо, на мой взгляд, составлена программа обучения модулю «Основы исламской культуры».



Анализ содержания учебных пособий нами сейчас ведется, предварительно могу сказать, что есть и некоторые замечания. В содержании пособия присутствуют фрагменты миниатюр пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Как известно, изображение пророка Мухаммада по канонам ислама является запретным. И это не только вопрос уважительного отношения к канонам ислама. Ведь дети–мусульмане, изучая «Основы мировых религиозных культур», могут посчитать это разрешённым в исламе, воспринять как норму поведения, и когда они принесут домой свои творческие работы с такими рисунками, у родителей-мусульман это вызовет шок и это вызовет протесты. Авторы пособий должны это учитывать.



Или, например, перепутана мусульманская одежда с татарской национальной одеждой, и преподносится это на фотографии как образ мусульманки под названием «Мусульманки – жительницы Ростова–на–Дону», «Угощение блюдом чак–чак в Казани». Но татарский калфак не покрывает голову и в нём не разрешено совершать намаз. Соответственно понятие «аурат» здесь размывается.



Почему-то не предусмотрено изучение понятия покаяние (тауба) в программе модуля «Основы исламской культуры». В модуле «Основ православной культуры» эта тема обозначена в 10 уроке под названием «Совесть и раскаяние», а в модуле «Основы мировых религиозных культур» в 9-10 уроке под названием «Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния». Наверно, замечания к содержанию пособий будут не только у мусульман, и все эти недочёты нужно исправлять. Высказывались мнения о том, что в «Основах светской этики» трудным может быть для усвоения понятийный аппарат, язык изложения материала в текстах. Это могут оценить учителя начальных классов, которые хорошо чувствуют, когда младшие школьники перестают понимать язык взрослых.



- Каково Ваше личное отношение к обучению основам религиозных культур и светской этики в школе?



- Сам факт обучения основам религиозной культуры в школах радует. Главное, чтобы реализация принятых решений происходила без перекосов, аккуратно и с конструктивным подходом. Раньше даже трудно себе было представить, что такое станет возможным в нашей стране. Сколько людей годами твердили о необходимости воспитания нравственности, толерантного отношения, но серьёзных шагов в этом направлении не делалось. С учётом того, что в обществе происходило нарастание напряжённости на почве неприятия многообразия культур, решение правительством принято очень своевременно. Курс «Основы религиозной культуры и светской этики» становится одним из образовательных факторов, который будет содействовать решению этой проблемы. Он направлен на расширение культурных горизонтов наших детей, учит принимать мир во всем его многообразии. Несмотря на светский характер обучения предмету, здесь есть почва для формирования нравственности. Сама идея изучения религиозных культур соответствует европейской концепции развития многообразия культур и многоязычия. Перед европейскими странами ставится задача развития многоязычной личности, владеющей несколькими иностранными языками, толерантной, знающей и понимающей мировую культуру, готовой к пониманию других культур и уважению к ним. Ряд стран пытаются преодолеть противоречия, которые отрицательно влияют на стабильность европейского общества, и они связаны именно со стремлением этнических общностей к обособлению, неприятием другой культуры. Это порождает политические проблемы, стремление навязывать своё понимание мира и свой образ жизни, стремление нивелировать другие культуры. Формирование общего образовательного пространства Европейского Союза и концепция культурного многообразия стали одним из средств решения данных проблем. Именно по этой причине сейчас происходит процесс интеграции образовательных систем России и Европы.



Как вы считаете, преподавание «Основ религиозной культуры» повлияет на позицию родителей, чтобы они отвели ребенка в мечеть или иной храм в соответствии со своими убеждениями?



Может быть, но это не является задачей образовательных учреждений. У многих родителей давно было желание приобщить своих детей к вере, но им по объективным причинам это не удавалось сделать. Ущемление религиозных прав на свободу совести и вероисповедания в течение многих лет негативно сказалось и на нравственности, и на культуре российского общества. В целом, немалая часть россиян приветствует появление этой дисциплины. Если же эти дети не станут религиозными людьми, в любом случае они повысят свою культуру. У них будет сформировано целостное мировосприятие. Это означает, что представители одной культуры научатся не игнорировать и не исключать в своём восприятии мира носителей других культур. Что несёт фрагментное восприятие мира, самоизоляция, дискриминация по религиозному признаку, мы можем убедиться, наблюдая противоречия и потрясения современного общества.



Как известно, в Новосибирской области проживает около 30 тысяч татар – мусульман, здесь проживает коренное население, сибирские татары, не говоря уже о таджиках, узбеках, киргизах, которых в Новосибирске также немало. Среди них почему-то только 35 учащихся изучают «Основы исламской культуры». Чем объяснить такую статистику?



Насколько мне известно, в Новосибирской области выбрали в основном модуль «Основы светской этики». Сколько преподавателей обучают основам исламской культуры, данными я не располагаю. Хотя, конечно, статистика такая обязательно должна быть. Но я думаю, что со временем картина будет меняться. Мы надеемся, что реализация эксперимента в Новосибирской области будет происходить без ущемления прав мусульман. Сами родители, мусульмане тоже не должны быть равнодушными к этому вопросу. Ведь родители, согласно закону «Об образовании», тоже являются участниками образовательного процесса. О причинах выбора большинством школ модуля «Основы светской этики» тоже можно высказать некоторые предположения. Первую причину мы уже называли. В нашем российском обществе произошла отчасти утрата религиозной культуры. Родители, директора школ, учащиеся и учителя тоже являются частью российского общества. Соответственно, подход к этому на начальном этапе внедрения этой дисциплины был очень осторожным. Этим и объясняется, по моему мнению, выбор большинством в нашей области «Основ светской этики». Мне кажется, некоторые учителя, учитывая свой небольшой религиозный опыт, были склонны вести «то, что легче» на их взгляд. Хотя на курсах мои коллеги пришли к выводу о том, что самый трудный для обучения модуль – это именно «Основы светской этики».



В Новосибирской области создано общественное объединение – Татарская ассоциация работников образования Новосибирской области «Магариф» (Просвещение). Что вы можете сказать, как председатель этой организации, по поводу миссии вашего общественного объединения?



Организация объединяет учителей татарского языка, работников образования, деятелей науки. В том числе в эту Ассоциацию вступят преподаватели «Основ религиозных культур», которые являются этническими мусульманами. Основная цель организации – развитие этнокультурного образования и просветительская деятельность. Мы планируем сотрудничать также с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан. В 2005 г. мы инициировали подписание Соглашения между министерством Республики Татарстан и департаментом образования Новосибирской области и провели ряд мероприятий. То есть, нами уже создан механизм для совместной работы и наша Ассоциация открыта для сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами и готова принимать активное участие в эксперименте. Мы готовы также помогать преподавателям «Основ исламской культуры», которые не являются носителями этой культуры. Всегда могут возникнуть вопросы у самого преподавателя, ведь религиозное содержание очень большое. Вообще есть смысл организовывать методические площадки преподавателей ОРКСЭ для обмена опытом по обучению различным религиозным культурам, методическими разработками, открывать пространства для контактов с общественностью, населением, религиозными и другими общественными организациями в целях достижения общественного согласия, взаимопонимания и конструктивных решений проблем.



Беседовал Алексей Старостин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика