История ислама: экскурс в домонгольскую Русь

Усть-Уза в  начале ХХI века

Усть-Уза в начале ХХI века

Теги:



1
29 Октября 2010г. (21 Зу-ль-када)

Сегодня в Москве открылась вторая международная конференция "Мир ислама: история, общество, культура". Участники престижного форума обсудят ключевые проблемы исторического и современного социально-политического и культурного развития ислама и мусульманского мира. Работа конференции, представленная широким спектром тематических секций и круглых столов, вызывает огромный интерес во всем исламском мире. Российских мусульман, в первую очередь, интересуют аспекты изучения истории ислама на территории бывшей Российской империи.

Татарско-мишарское село Усть-Уза (Старая Усть-Уза, местное – Оз) Шемышейского района Пензенской области имеет богатую историю. Оно многократно опустошалось отрядами кубанских кочевников, подвергалось расселению при самодержавии, раскулачиванию в годы советской власти. Существует версия, что прототюрки – булгары и буртасы, проживали здесь в домонгольскую эпоху.

Несмотря на разрушение среды обитания, уничтожение лугов, лесов и пастбищ, огромные потери населения, правоверные сумели сберечь свою малую Родину, сохранить и донести до потомков религию ислам и культуру своих предков. Историческая память, прежде всего, существует в древних летописях, легендах и семейных преданиях. Что же касается памятников материальной культуры, то с ними намного сложнее.

«В пензенском регионе более ста древних булгарских поселений, характерных для эпохи раннего средневековья. В Усть-Узе, буквально за овражком, есть ранние могильники прото-мокши, датируемые первым веком нашей эры. Рядом золотоордынское селище, датируемое 13-м столетием, где мы обнаружили две монеты эпохи хана Менгу – Тимура, а также керамику Золотой Орды. В те времена население сурского края было полиэтничным. Бок о бок с булгарами жила мордва, и небольшая примесь славян», – рассказал «IslamNews» пензенский археолог Владимир Винничек.

Владимир Винничек (третий справа) на Всероссийской конференции в Наровчате (золотоордынский город Мохши)

В то же время, в трех километрах западнее Усть-Узы, на побережье Сурского водохранилища, есть старинное мусульманское кладбище, захоронения на котором пензенские историки датируют 17-18 веками. Заместитель муфтия ЕДУМ по Пензенской области Абдуррауф Забиров, прочитавший на древних надгробиях надписи арабской вязью, считает, что эти памятники намного древнее. Но разрешить спор ученого и мусульманского лидера может только научное исследование.

Как полагает Владимир Винничек, делать археологам на кладбище совершенно нечего, поскольку для археологической науки оно не представляет никакого интереса. В отличие от погребений языческой мордвы, где встречается много монет и украшений, мусульмане всегда хоронили по шариату: абсолютно обнаженного человека заворачивали в саван (многометровые полосы ткани) и предавали земле.

«Погребального инвентаря на мусульманских погостах нет. Кроме костей археологи там ничего не найдут. Трогать эти погребения я бы никому не советовал. Татары просто оторвут голову и скажут, что так оно и было. Местное население очень ревностно относится к захоронениям своих предков и не позволяет никому тревожить прах»,- предупреждает ученый.

«Единственное, что можно посоветовать – это провести важную для самих мусульман исследовательскую работу по восстановлению хотя бы части своей истории. Дело в том, что на кладбище покоится прах родоначальников села. Сами надгробия трогать не надо. Их просто надо прокопать вокруг, чтобы выявить места погребения. В крайнем случае, хотя-бы притоптать траву. В первую очередь, там надо расчистить бурьян, который вырос уже по пояс. Эта работа очень трудоемкая, но если сделать прорисовку древних текстов с надгробий, то мы узнаем много полезной информации, которая станет предметом новых сенсаций для историков, краеведов, археологов и лингвистов», – заявил Владимир Винничек.

Справка

Село Усть-Уза расположено на берегу Сурского водохранилища, в живописном месте слияния рек Узы и Суры. Оно было основано в составе Узинского стана Пензенского уезда темниковскими и саранскими полковыми татарами во главе с Альмяшем Елаевым на земле, отказанной им в 1683 году. На 20 человек им дали по 25 четвертей земли в поле, "а в дву по тому ж, за валом, вверх реки Суры по правой стороне до устья реки Узы и Узою вверх до речки Вежняньги".

В 1695-1697 годах первопоселенцев перевели в Азов, где они перешли на сторону Османского халифата, а на их место в Усть-Узу перевели других служилых татар. Но в 1717 году, после набега кубанских кочевников, 250 человек увели в плен. Вскоре прибыла еще одна партия переселенцев. В 1747 году в селе было показано 546 ревизских душ татар, приписанных к Адмиралтейству для корабельной работы. Из них дожили до 1762 года 319, умерли – 183, были сданы в рекруты – 17, перешли в другие уезды – 30, один сбежал. В 1780 году село входило в состав Петровского уезда Саратовской губернии. В нем насчитывалось 212 дворов. В 1877 году там было уже 517 дворов.

В XIX веке село являлось одним из основных мусульманских религиозно-образовательных центров на территории Среднего Поволжья. В 1886 году в Усть-Узе было 6 мечетей, при них одно медресе, где учились только мальчики. Девочки обучались религиозной грамоте в домашних условиях. Утренние и вечерние занятия проходили ежедневно в течение четырех зимних месяцев. Домой ученики ходили только обедать, а ночевали в школе. Дети поступали в школу с 7-8 лет и учились в течение 5-7 лет. Здание медресе, построенное на деньги местного муллы, находилось возле его дома.

В начале XX века в Усть-Узе насчитывалось уже 11 мечетей и два медресе. В одном из них, построенном на средства местных жителей, обучение велось 12 лет по трехступенчатой системе исламского образования. Другое, размещавшееся в Аит-мечети, финансировалось владельцем кирпичного завода Каюмом Тутаевым (Каюм-мулла), который являлся одним из его преподавателей.

В те годы существовали тесные связи Усть- Узы с ахунами из современного Лопатинского района Пензенской области, имена которых до сих пор упоминаются в молитвах-дуа пензенских мусульман. Уроженцы села и выпускники Усть-Узинских медресе сыграли значительную роль в образовании мусульман Пензенской, Саратовской областей, и ряда других регионов Среднего Поволжья. Кроме того, село являлось крупным торговым центром, где проводились ярмарки, гремевшие на всю округу. О зажиточности сельчан свидетельствуют амбары (изготовленные из глины с примесью соломы), в которых хранилось зерно. Подобные сооружения сохранились до наших дней и имеются практически возле каждого дома.

Современный быт Усть-Узы еще хранит следы далекого прошлого

Динамика численности населения села указывает на активное освоение местности: 1747 год – около 1092 жителей, 1762 – 1303, 1859 – 2492, 1877 – 2963, 1884 – 3426, 1897 – 3884, 1911 – 5398, 1914 – 5376, 1926 – 5182, 1931 – 6147, 1939 – 3168, 1959 – 3264, 1970 – 3567, 1979 – 2395, 1989 – 1701, 1998 – 1540 жителей. Максимальная численность населения фиксировалась в 1914 (5,4 тыс.) и 1931 годах (6,1 тыс.) В 1970-е годы, с началом строительства Сурского водохранилища, село оказалось в зоне подтопления. Часть жителей была вынуждена переселиться в село Засечное (пригород Пензы). В настоящее время в Усть-Узе проживает около 1,5 тысячи человек. Сейчас там только одна мечеть (построена в 1991 году), при которой существует медресе, и одна общеобразовательная школа на два села. В то же время в Усть-Узе сохранена и продолжает развиваться культура мунаджатов (нашидов и мусульманских песнопений).

По одной из версий, Усть-Уза была основана еще в домонгольскую эпоху. В пяти километрах от села расположен археологический памятник древней мордвы – селище второй половины 2-го тысячелетия до нашей эры. Ученые-тюркологи доказывают, что полторы тысячи лет назад – в домонгольскую эпоху – татары проживали здесь совместно с мордвой в течение длительного времени. В подтверждение этой версии жители Усть-Узы показывают старое мусульманское кладбище в отдалении от села, которое соседствует с древним мордовским погостом. Особенностям татарского языка в селе Усть-Уза посвящена научная работа выдающегося тюрколога, членкора РАН Э.Р. Тенишева – сборник "Татаrica".

Автор: Александр Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

gabdelhack 06 Ноября 2010г.
Ответить

Ученые-тюркологи доказывают, что полторы тысячи лет назад - в домонгольскую эпоху - татары проживали здесь совместно с мордвой в течение длительного времени Бред какой-то, в домонгольскую эпоху в этих местах про татар не слыхали, может разве, что купцы.

Яндекс.Метрика