Итоги 2012 года - глазами экспертов

Мусульманские деятели и ученые во время Богословской конференции в Москве

Мусульманские деятели и ученые во время Богословской конференции в Москве

Теги:




15
30 Декабря 2012г. (16 Сафар)

Директор Центра партнерства цивилизаций, руководитель Института международных исследований Вениамин Попов:

В уходящем году у нас было несколько крупных потерь. В Татарстане, на Кавказе произошли очень печальные события, в результате которых погибли мусульманские священнослужители. В Татарстане были предприняты шаги, в том числе, по изменению законодательства, направленные на то, чтобы избежать обильных проявлений экстремизма. Разработан целый ряд мер – в том числе, по введению экзаменов для тех, кто собирается работать имамом в мечети. Эти меры кажутся мне очень положительными, их следовало бы распространить и на другие регионы.

Второе: много шума наделал «Антимагнитский закон», который подписал президент Путин. Но посмотрите: в мусульманских регионах не бывает детей-сирот. И это очень хорошая, положительная черта, которую следовало бы активнее распространять, и больше писать об этом. Если случается какое-то несчастье, то родственники – даже самые дальние – обязательно должны взять этого ребенка на воспитание. И так и делается. Пусть – большие семьи, не такой большой достаток, но это святая традиция. И это очень положительная традиция. А у нас сейчас такое количество детей-сирот – цифры просто поразительные. В мусульманских регионах такого явления нет. Если родственник не захочет взять ребенка, его все осудят. Это прекрасная черта исламской религии, об этом надо говорить.

Кроме того, хотелось бы отметить еще вот какой факт. Конечно, в Москве не хватает мечетей. При нашем большом мусульманском населении сейчас принято решение о срочном строительстве трех новых мечетей. Я уверен, что эти три мечети будут построены наверняка, это, по-моему, твердое решение. И это совершенно необходимо. При таком огромном количестве мусульман в Москве всего несколько мечетей – это не дело. То, что места для строительства пока не согласовали – это другой вопрос, но принципиальное решение о строительстве принято. Я надеюсь, что вопрос согласования мест можно уладить быстро, но мечетей, безусловно, должно быть больше.

Хорошо, что началось формирование работ по строительству главной мечети на проспекте Мира. Мы рассчитывали на то, что в этом году она будет завершена, но дай Бог, чтобы это случилось в следующем году. Это будет хорошим подарком для всей общины. Ведь мечеть есть мечеть. Посмотрите, какая замечательная мечеть сейчас в Грозном, какое прекрасное здание Кул Шариф в Казани. Это просто замечательные памятники архитектуры. Поэтому это должно быть, и это положительный момент.

Руководитель Ассоциации общественных объединений «Собрание» Мухамед Саляхетдинов:



Самыми трагичными событиями для мусульман в этом году стали убийства видных мусульманских деятелей России. Среди жертв – два выпускника исламских университетов Саудовской Аравии: заммуфтия Ставропольского края Курман Исмаилов и заммуфтия Северной Осетии Ибрагим Дударов, также один из образованнейших мусульманских деятелей страны заммуфтия Татарстана Валиулла Якупов, с которым мы еще в начале 90-х осуществляли совместные исламские просветительские проекты. Серьезным фактором дестабилизации и так не простой ситуации на Северном Кавказе стало убийство дагестанского шейха Саида Чиркейского, который в последнее время стал уделять больше внимания процессу примирения в Дагестане.

Осталось неразрешенной острейшая проблема нехватки мечетей в крупных городах и особенно в Москве. Этот вопрос создает искусственную напряженность в обществе. Также конфликт вокруг хиджабов в одной провинциальной школе усилиями СМИ был превращен в проблему общероссийского масштаба.

Отрадным событием в этом году стала прошедшая при поддержке государства международная конференция в Москве с участием Международного союза исламских ученых. Была принята совместная богословская декларация как первый шаг на пути преодоления крайностей среди мусульманской молодежи. Впервые российская сторона привлекла авторитетных ученых исламского мира для совместного решения проблем российской уммы, что на мой взгляд будет способствовать ослаблению экстремистских взглядов в молодежной среде.

Председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият) муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов:



В этом году, к сожалению, было много негатива, связанного с исламом и мусульманами. Это и убийства имамов и скандалы вокруг казалось бы элементарных прав верующих-граждан Российской Федерации. Все это заставляет мусульман основательно задуматься относительно происходящего.

Однако, на мой взгляд, несмотря ни на что, в целом преобладает позитивный вектор развития российского ислама. Мы ощущаем позитивную тенденцию, в частности, в растущем внимании к исламу со стороны общества и власти. Власти все больше признают исламское присутствие как на местном, так и на федеральном уровне. Стал более интенсивным государственно-исламский диалог, мусульманских деятелей больше приглашают для проведения консультаций по острым вопросам жизни общества. Это мы чувствуем по своей работе в Ставропольском крае. Яркое свидетельство тому – встреча патриарха Кирилла с муфтиями Северного Кавказа, в ходе которой состоялся обмен мнениями по проблемам региона.

Из более частных событий я бы выделил открытие в Ставрополье первого в крае официального мусульманского учебного заведения – медресе «Пульсар». Кстати это название ему дал мой заместитель Курман Исмаилов, трагически погибший от рук бандитов при невыясненных обстоятельствах. Проводятся традиционные курсы для имамов края, укрепляются межрегиональные и международные связи нашего муфтията, а также сотрудничество с Русской православной церковью.

Что касается Российской ассоциации исламского согласия, то она, пройдя то, что я называю «болезнью роста», встала на рельсы поступательного развития. Расширилась география РАИС, в организацию вошли новые регионы с сильными мусульманскими лидерами. Сейчас развивается работа с молодежью, которая приходит на смену старшему поколению. Особо хотел бы отметить духовный иммунитет и правильное понимание жизненных целей, который демонстрирует молодое поколение, несмотря на потоки грязи, безнравственности и обмана. Как написано в Коране, Всевышний продлит Его свет, несмотря на чинимые препятствия.

Ректор Российского исламского университета Рафик Мухаметшин:



Из отрицательного, безусловно, можно отметить события в Татарстане. Эти события надо рассматривать в контексте радикализации исламского мира в целом, тех событий, которые происходят во всем мире, включая результаты «арабской весны», исчезновение традиционной для мусульманского востока политической системы. Безусловно, эти режимы были в какой-то степени ближе к тоталитарным, но они дали возможность соблюдать стабильность. Сейчас эти тоталитарные системы исчезают, и не понятно, что придет им взамен. По крайней мере, мы видим только определенные результаты радикализации мира – естественно, это определенным образом сказывается и на России, в частности, на Татарстане.

Конечно, произошедшие в Татарстане события нельзя напрямую связывать с арабской весной, – это внутрироссийские, внутритатарстанские процессы, но на сегодня это очень серьезный негативный сигнал для мусульманского сообщества России, не только для Татарстана, подталкивающий к тому, чтобы стратегически обозначить свое видение развития. Мы должны более четко обозначить свои внутренние ресурсы, на что мы можем опираться, свои богословско-правовые ориентиры. В этих вопросах четкости тоже не было.

В России есть понимание: «мы все мусульмане, мы все одинаковые». Но если рассматривать другие страны, мы видим, что богословско-правовые ориентиры в Саудовской Аравии одни, в Ираке – другие. И там их четко придерживаются. Нам тоже надо определить позиции. Есть духовные управления, которые должны придерживаться определенных мазхабов, с молодежью, которая их не придерживается, надо работать.

Стратегическая задача на сегодняшний день – более четко выстраивать работу внутри мусульманских структур и, естественно, стратегически, в более широком плане, решать: как мы будем работать с молодежью. Она очень разношерстна во всех отношениях. Мне кажется, в этом – задачи следующего года, стоящие перед мусульманским сообществом России. Мы должны серьезно напрячь свои интеллектуальные силы и объединиться в решении этих вопросов. По крайней мере, в этих вопросах у нас должно быть единство. Я уж не говорю о том, чтобы в следующем году все духовные управления объединились, но хотя бы в стратегических вопросах это единство должно присутствовать. Поскольку эти организационно-структурные разногласия на самом примитивном уровне, искать блох друг у друга, выискивать, кто не так чихнул, кто не так сказал, иногда опускают нас до уровня желтой прессы. Этого быть не должно – мы должны подняться выше этих вещей. Вместо того, чтобы поливать друг друга в СМИ, нужно больше внимания уделять стратегическим и тактическим вопросам. Для мусульманского сообщества, на мой взгляд, это очень важно.

Еще этот год запомнится выборами президента России. Конечно, многие представления В.В.Путина мы знаем, он присутствует в политической жизни России давно. Что касается конфессиональной политики, проблемы все еще остаются: в частности, строительство мечетей в крупных мегаполисах.

Но, тем не менее, какого-то очень уж заметного негатива в отношении мусульман мы не видим. В этом плане конфессиональная политика в России довольно позитивная. У нас есть своя ниша, своя площадка, где мы можем спокойно реализовать стоящие перед нами задачи.

Радует в конфессиональной политике и то, что сейчас мы много говорим о традиционных для российских мусульман ценностях. Это нас объединяет – и мусульманское сообщество, и государство. Это очень важно. Действительно, сегодня выход из радикализации в том, что мы все-таки должны ориентироваться на исторические ценности, должны знать свои обычаи и обряды, свое богословское наследие.

Под видом глобализации не должна произойти манкуртизация современной мусульманской молодежи. Все не должно сводиться к утверждению «я живу по Корану и сунне». Правильно, каждый мусульманин живет по Корану и сунне, но после Корана и сунны идут традиции. И привязка к традициям должна быть приземленной. Наша российская мусульманская молодежь должна знать свои традиции, уважительно относиться к своему прошлому, прошлому своего народа. Тогда они смогут дальше развиваться, что-то воспринимать, и так далее. Но сегодня, к сожалению, этого нет. Есть общие абстрактные представления «я мусульманин». Но так не бывает. Мы должны более четко выстраивать картину, портрет современного молодого мусульманина России.

Муфтий Чувашии Айрат Хайбуллов:



2012 год для всего нашего общества, для страны, был очень сложным. Произошло очень много событий, определяющих дальнейшее развитие нашей страны.

Во-первых, мы выбрали достойного Президента страны В.В. Путина. Этот выбор во многом определит положительный вектор развития межконфессиональных и национальных отношений в России, так как власть очень серьезно подошла к этим вопросам, знает, какие шаги нужно предпринимать, и уже делает это. Все это положительным образом отразится на всем общественном пространстве, и, конечно же, на мусульманах.

Во-вторых, сегодня, к сожалению, после множества совершенных преступлений против мусульманских лидеров страны (убийств), после преступных действий в отношении Русской Православной Церкви (в храме Христа спасителя) и организованной травли РПЦ, после так называемых «белоленточных протестов», мы все увидели, какие силы стоят за теми или иными актами человеконенавистничества, направленными против устоев нашего государства, а значит, против нас – россиян.

В-третьих, на мой взгляд, начала происходить трансформация мусульманского сознания. Это выражается, прежде всего, в том, что многие мусульмане, а особенно руководители мусульман, стали четче понимать свое истинное положение и первоочередные задачи, стоящие перед нашей российской умой. Это, прежде всего, создание исламской образовательной системы, работа с молодежью, создание экспертного органа для противодействия распространению чуждых исламу ересей и заблуждений и контроля за выпускаемой печатной и иной продукцией на исламскую тематику.

Член научного совета московского Центра Карнеги Алексей Малашенко:



Первое: то, что произошло в Татарстане – ранение муфтия Илдуса Фаизова, убийство несчастного Валиуллы Якупова – это плохо, и это новый этап. Если к этому добавить, что убили дагестанского шейха Саида Чиркейского, что в ночь на 27-е убили несчастного парня из Северной Осетии, Дударова, которого очень жалко, – это свидетельствует о том, что ситуация обостряется, и мы от этого никуда не денемся.

Второе: происходит исламизация миграции и из Центральной Азии, и с Северного Кавказа. Это внутренняя миграция и внешняя миграция. Если раньше приезжали, прежде всего, люди, по идентичности узбеки, таджики, киргизы, то последний год – 2012 – это уже люди, которые пытаются отстаивать свою религиозную исламскую идентичность. Для них это и способ выживания, и способ консолидации. Я не хочу это абсолютизировать, но это тенденция. Года три назад я бы вообще об этом не упомянул, но сейчас это имеет место. И когда на праздники здесь, в Москве, около проспекта Мира у соборной мечети собираются мусульмане, то больше половины – мигранты. Это та проблема, которую наши власти, по-моему, не особенно понимают.

Третья проблема: мы очень много говорили о традиционном и нетрадиционном исламе. Это любимая тема, недавно Путин это еще раз подтвердил. Такой подход либо был ошибочным, либо устарел. Все-таки ислам – во всяком случае, на территории России – это намного более сложный феномен. Да, между тем, что мы называем традиционалистами – приверженцами мазхабов, ханафитского или шафиитского и салафитами, безусловно, существует конкуренция и даже вражда. Но и у так называемого традиционного, и у нетрадиционного ислама одна и та же цель – а именно, исламизаторский напор. Это совершенно очевидно. Разница, прежде всего, не в сути, а в средствах. И когда в этом году – а это событие! – салафиты договариваются с так называемым традиционным исламом, это некий символ. Тем более что «традиционный ислам» давно политизирован. Поэтому я думаю, что этот, 2012-й год даже не для мусульман, а для политиков и тех, кто этим занимается, характерен тем, что пора отказываться от деления на традиционный и нетрадиционный ислам, на наш и не наш. Я думаю, это одна из главных тенденций, которая будет в аналитике присутствовать и в ближайшие годы. Слава Богу, она уже наметилась, это очень непросто, но это будет происходить.

Четвёртое: то, что происходит в России, происходит на фоне арабской весны – или, как я это называю, исламского лета. Пока прямой, непосредственной реакции не видно, но она будет. Она обязательно будет, потому что российское мусульманское сообщество – это часть мусульманской уммы, все, что происходит там, неизбежно имеет отзвуки и здесь, а как это будет происходить, давайте обсудим ровно через год.

И, кстати, еще одна проблема, которая будет нарастать, касается Урала, Поволжья, Тюменской, Томской областей. Там действительно происходит исламизация, туда приезжают мигранты – и внешние, из ЦА, и внутренние, с Северного Кавказа. Там будет меняться демографическая ситуация – и она уже меняется, там будут обостряться межэтнические отношения – и они уже обостряются, и пока эту тенденцию переломить не удастся. Все это достаточно пессимистично.

Борьба вокруг строительства мечетей в Москве также будет продолжаться. Моя личная позиция – мечетей в российской столице должно быть намного больше. На такое гигантское количество мусульман мечетей у нас все-таки мало. Мусульман полно, и люди должны приходить в свой храм, там, где они живут, не только по праздникам. А 5 мечетей на Москву – это несерьезно. Я был за то, чтобы мечеть построили в Митино, где у меня городская квартира… Но ислам – это не только российский ислам. Это глобальный ислам. А там проблемы – от Бен Ладена до войны в Сирии. Люди боятся ислама, я их понимаю и полностью разделяю их страхи. Но мы живем в этом городе. Если ограничивать мусульман при посещении храмов, это просто непорядочно. Конечно, будут проблемы, но давайте их решать вместе.

Я думаю, что будет продолжаться исламизация секулярной власти. Чиновники, президенты, министры все чаще будут принимать какие-то решения с помощью апелляции к исламу и оправдывая свои действия исламом. Классический пример – это Рамзан Кадыров, но это уже, по-моему, пошло по всему Северному Кавказу.

Глава Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) Исмаил Бердиев:

Когда оцениваешь время, нельзя рассуждать категориями «хорошее – плохое». Мы не знали бы, что хорошо, если бы не было плохого. В прошедшем году было, конечно, и хорошее, и плохое, нежелательное, но, тем не менее, все вместе мы воспринимаем так, как есть.

Самое главное: каждый должен стремиться делать то, что зависит от него лично, стремиться устранить негатив, устраивать жизнь к лучшему.

К сожалению, есть люди, которым не нравится стабильность, мир, спокойствие, и они делают свои черные дела. На днях убили заместителя муфтия Северной Осетии, который был спокойным, миролюбивым человеком. Кому он мог помешать, кто его знает.

И, тем не менее, было и хорошее в уходящем году. Прошедший год я связываю с выборами президента. В.В.Путин – это человек, который очень много сделал для России. Если бы Ельцин в 2000 году остался еще на один срок, от России ничего бы не осталось. Все шло к тому. Когда пришел Путин, мы вначале его не знали. Но этот человек смог вернуть России величие, которое было в СССР. За это я его уважаю, я был рад, когда он вернулся обратно на президентский пост.

Я надеюсь, что будущий год и последующие будут спокойными, и мы сможем созидать и работать во благо нашей страны. Я надеюсь, так и будет.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

АбуМухаммад 30 Декабря 2012г.
Ответить

Вопрос к экспертам? почему не поднят тотального запрета исламской литературы при чем различного направления? почему покушению на чести наших матерей сестер жен а именно хиджабе, посадка мусульманских активистов не удалено большего внимание , почему при ВВП о которым некоторые эксперты говорят с похвальбой и лестью не уменьшилось а усилилось? почему эксперты не подскажут ВВП чем отличается хиджаб от никаба и паранджы? почему у власти есть одна отмазка мол суд и следствие разберется? когда все эти суды и следствия не желают принимать убедительные факты, а действавают по указке и принимают нуж...
Читать дальше

pyaniyjosef 30 Декабря 2012г.
Ответить

Всем мои поздравления с ещё одним,с рождества Христова, удачным витком вокруг солнца!

zedamin 30 Декабря 2012г.
Ответить

Итоги 1434 года, а не 2012, полтора месяца назад надо было подводить.

АбуМухаммад 30 Декабря 2012г.
Ответить

Вопрос к экспертам? почему не поднят тотального запрета исламской литературы при чем различного направления? почему покушению на чести наших матерей сестер жен а именно хиджабе, посадка мусульманских активистов не удалено большего внимание , почему при ВВП о которым некоторые эксперты говорят с похвальбой и лестью не уменьшилось а усилилось? почему эксперты не подскажут ВВП чем отличается хиджаб от никаба и паранджы? почему у власти есть одна отмазка мол суд и следствие разберется? когда все эти суды и следствия не желают принимать убедительные факты, а действавают по указке и принимают нуж...
Читать дальше

zedamin 30 Декабря 2012г.
Ответить

Итоги 1434 года, а не 2012, полтора месяца назад надо было подводить.

Яндекс.Метрика