Ивановская область. Само название региона наталкивает на мысль об отсутствии здесь чего бы то ни было исламского. Но далеко не всегда надо следовать сложившимся стереотипам, тем более таким ложным и неправильным, как этот. На самом деле, если внимательно изучить вопрос, то выясняется, что мусульманская община Ивановской области имеет как достаточно древнюю историю, так и славное настоящее. Именно эти явления были исследованы в ходе работ по составлению энциклопедического словаря «Ислам в Центрально-Европейской части России».
Богата родина ситцев на историю ислама. Торговые и культурные контакты Верхнего Поволжья со своими мусульманскими соседями успешно развивались более тысячелетия. Проживали здесь мусульмане в ордынское и постордынское время, имелась развитая община до революции и в советское время. Но сейчас разговор не про историю, которая имеет ценность как сама по себе, так и в плане изучения и транслирования опыта предыдущих поколений.
По всей центральной России мусульманская община Ивановской области проявляет сегодня особую социальную активность. При этом стоит отметить и тот факт, что она не является ни самой большой, ни самой известной. По обоим этим показателям ивановские мусульмане отстают от других регионов ЦФО. Более того, в отличие от их соседей в Твери и Ярославле, у них не было дореволюционных мечетей, четко обозначавших традицию присутствия мусульман в регионе.
А почему, собственно, сложилось это мнение о социальной активности ивановской общины, на чем оно основано? Может быть, и нет такого факта?
Я не был в «столице рабочего края» 10 лет. Что же изменилось за столь немалый и столь мизерный в плане истории срок? Из трех своих последних визитов дважды я приезжал в месяц рамадан. Так уж совпало. Но тем разительнее был контраст с тем, что было каких-то 10 лет назад.
Наиболее хорошо видно степень развития уммы в месяц рамадан. Что такое рамазан? Месяц, когда мусульмане чаще собираются вместе, больше общаются и совестно поклоняются Всевышнему. Так вот, в Иваново в течение всего месяца устраиваются ифтары примерно человек на 200. На эти ифтары не привлекаются средства со стороны, их проводят исключительно сами члены общины. Составляют особый список, в который заранее, за несколько месяцев записываются желающие провести ифтар. Среди них этнические общины и частные лица. В результате татарские ифтары сменяются узбекскими, азербайджанскими, турецкими, чеченскими, афганскими и т.д. Кроме того, существует еще одна очередь – подстраховать, если кто-то вдруг не сможет, или окажется не под силу самому накормить столько людей. Некоторые даже обижаются, что кому-то дали больше дней, и просят уж на следующий год обязательно изменить соотношение в их пользу.
Примечательно, что лидер мусульманской общины Фарит Усманович Ляпин никого не просит финансировать и организовывать ифтары. Просто это стало почетным правом и честью, о которой мечтают мусульмане этого центральнороссийского города. Именно такая постановка вопроса позволяет решать многие проблемы местной общины.
Но рамадан – не единственный месяц в году, и жизнь мусульманина не ограничивается намазом и постом. В руководстве мусульманской общины Иваново отлично это понимают и колоссальное внимание уделяют в первую очередь вопросам образования. В результате в регионе на протяжении многих лет действует воскресная школа, располагающаяся при обычной государственной общеобразовательной школе. В организации школы были умело использованы как этнический, так и религиозный факторы.
В воскресной татарской школе преподаются основы ислама, арабский язык, а также азербайджанский и чеченский. Понятно, что это все наряду с татарским языком и культурой. Причем финансируется обучение за счет городского и областного бюджетов, в которых предусмотрено 10 преподавательских ставок по этой программе. Для сравнения стоит напомнить, что, скажем, в городе Пензе существует лишь одна преподавательская ставка – для учителя татарского языка в воскресной школе при татарской национальной организации «Якташлар».
В чем же причина того, что в регионе, где мусульмане представляют собой коренное население (прямые предки пензенских татар проживают в регионе с 6 века), почти отсутствует государственное финансирование их образовательных программ, в отличие от Ивановской области? Основную причину Фарит Усманович видит в том, что мусульманская община Ивановской области никогда не дистанцировалась от окружающего общества, как зачастую бывает во многих регионах. В результате в этом регионе у мусульман действуют и школа, и детский сад. В Иваново находится единственная в Центральной России школа Коран-хафизов, преподавание в которой ведется по традиционной для мусульман Урало-Поволжья туркестанской системе. В этом году состоялся долгожданный первый ее выпуск, прошедший в торжественной обстановке. Кроме того, уже четвертый год подряд проходит межрегиональный конкурс чтецов Корана.
В регионе налажено эффективное сотрудничество с учеными. Достаточно отметить тот факт, что в работе над энциклопедическим словарем «Ислам в Центрально-Европейской части России» по блоку статей, относящихся к Ивановской области, были привлечены лучшие научные кадры региона. В их числе председатель областного краеведческого общества доктор исторических наук профессор К.Е. Балдин и один из ведущих археологов региона кандидат исторических наук П.Н. Травкин, ряд других специалистов. Причем особо примечательно то, что эти ученые мужи приняли участие в работе именно по приглашению мусульманской общины региона. В дальнейшем планируется расширение исследований в данном направлении. Примечателен и тот факт, что региональная презентация вышедшего издания пройдет в помещении областной научной библиотеки под председательством ее директора; сам по себе этот факт уже показывает признание мусульманской общины региона в качестве одной из его ведущих сил и общественных факторов. О том же говорит и объем публикаций, посвященных мусульманской общине в обычной областной и городской прессе. Как минимум раз в месяц в газетах области что-нибудь пишут о местных мусульманах, причем характер публикаций носит доброжелательный характер. К сожалению, далеко не каждый регион нашей страны может похвастать тем же.
Авторитета мусульманам области, несомненно, прибавил и сабантуй, традиционно проводимый здесь и давно ставший пропагандой трезвой мусульманской культуры. Именно в качестве альтернативы алкоголизации населения он рассматривается в многочисленных статьях, посвященных ему в местной периодике. Начавшись как татарский праздник, он давно перерос национальные границы. Причем сабантуй изначально носил здесь исключительно трезвый характер, чем, к сожалению, не может похвастать ни Москва, ни многие татарские аулы.
Вот такая община существует в Верхнем Поволжье – регионе, где издавна встречались и взаимодействовали три разные этнокультурные общности – финская, славянская и тюркская. Сегодня, как и повсюду в нашей стране, здесь существуют различные проблемы, но именно со стороны мусульманской общины прикладываются колоссальные усилия по их решению.
Именно социальной активности мусульман Ивановской области и умению работать с различными слоями населения стоит поучиться нашим единоверцам из многих других регионов.
Войти с помощью: