Каким быть исламу в Исламбуле?

Исламбул – довольно крупная деревня, растянувшаяся в длину километра на четыре

Исламбул – довольно крупная деревня, растянувшаяся в длину километра на четыре

Теги:




0
27 Сентября 2011г. (28 Шавваль)
Исламбул – так называется татарская деревня в таежных лесах в ста восьмидесяти километрах на север от Томска. Основали ее в начале 20 века переселенцы из Казанской губернии, приехавшие в поисках лучшей доли в Сибирь по столыпинской реформе. Старожилы рассказывают, что сначала переселенцы образовали два аула – Таптан и Нуркай. Летели годы, и ко времени, когда приехавшие из Поволжья в расцвете лет мужчины и женщины стали седовласыми пожилыми людьми, районное партийное начальство решило объединить два аула в единый колхоз. Новую деревню по желанию стариков назвали Исламбулом, что значит «будь в исламе». Наверняка, это далось нелегко в те годы, когда самыми популярными названиями новых колхозов были «Ленинский путь», «Красный пахарь», «Путь Ильича» и т.д. В название своей новой деревни старики вложили и тоску по потерянной родине, и пожелание будущему поколению быть в исламе, оставаться мусульманами в немусульманском окружении. Исламбул – единственная «казанско-татарская» деревня в Томской области, а до ближайшего «сибирско-татарского» села Эушты отсюда почти 200 километров.



- Раньше в Исламбуле жили крепкие муллы, – вспоминает имам из деревни Черная Речка, пенсионер Халиль Мустафин, выходец из Исламбула. – Они обучились арабской грамоте еще в детстве, когда жили в Татарстане. Сейчас, к сожалению, знающих мужчин в деревне не осталось...



На старых семейных фотографиях 40-50 годов в глаза бросается, что мальчики в них сплошь в тюбетейках, а значит, основатели деревни берегли традиции. Я почти каждый год приезжаю с семьей в Исламбул, в гости к бабушке моей супруги. Мы посещаем аульное кладбище за околицей на высоком месте средь берез, и читаем дуа за родственников, за стариков, оставивших потомкам в названии деревни пожелание быть в исламе…



Однако потомки пока не слышат голос предков, и ислам сегодня держится в Исламбуле на одних бабушках. Не миновали болезни современности крепкую с виду деревню. С развалом колхоза не стало работы, молодежь приложилась к горячительному. Один из местных жителей со смехом выдвинул свою версию истории деревни.



- Когда-то в этих краях жил парень по имени Ислам, – рассказывал он. – Однажды шел он пьяный мимо пруда, поскользнулся и упал в воду. С берега ему кричали «Ислам!». В ответ он: «Буль-буль», и утонул. Поэтому наша деревня называется «Исламбуль».



Никто уже не помнит, когда мягкий знак прилип к названию деревни, но вот уже несколько десятилетий в официальных документах и дорожных указателях фигурирует «Ново-Исламбуль», хотя местные продолжают называть деревню по-старому – Исламбул.



Если есть «ново», по логике должно быть и «старо», однако старым на этом месте был аул Нуркай.



Около двух лет назад в Исламбул приехали мусульмане из Томска, походили по домам, поговорили с местными, предлагали отремонтировать вскладчину один из заброшенных домов и открыть в нем мечеть. По этому случаю в деревне прошел сход граждан. Противников открытия мечети оказалось больше чем сторонников. На том все и остановилось.



«В районном центре селе Кривошеино – в 12 километрах от Исламбула – живет предприниматель Акеш, киргиз по национальности, очень грамотный в религиозном плане человек, – рассказал имам Красной мечети Томска Низамутдин Жумаев. – Акеш был готов ездить в Исламбул, преподавать основы ислама, совершенно безвозмездно, но местные не приняли его».



Жумаев считает непринятие местными жителями имама-киргиза результатом промывки мозгов в СМИ, где если и говорится о мусульманах-выходцах из Средней Азии, то, как правило, в негативном тоне. Имамы родом из Киргизии, Узбекистана, Таджикистана в основном преподносятся либо радикалами, либо не очень грамотными людьми.



«Акеш очень порядочный человек, женат на русской мусульманке, семья имеет ребенка, – продолжает Низамутдин Жумаев. – Он хочет учить людей исламу, ибо это обязанность мусульманина, но не находит поддержки среди местных. Недавно, узнав о смерти жителя Кривошеино, Акеш с чистой душой пришел к его родственникам, но ему даже не позволили омыть тело умершего. Покойного мужчину омывали бабушки. Такого в исламе не должно быть. А что будет, когда не станет бабушек?!».



В начале октября в Исламбул, чтобы провести религиозные обряды, должен приехать имам Халиль Мустафин из Черной Речки, что в пригороде Томска. Пенсионеру непросто в силу возраста часто приезжать в родную деревню, да и не только из обрядов ведь состоит ислам. Нужны элементарные знания, без которых праправнукам основателей Исламбула сложно устоять перед вызовами реальной действительности. Особенно праправнучкам, которые все чаще выходят замуж за «этнических православных» из соседних русских сел и деревень, и затем демонстративно носят на шеях золотые крестики с распятым Иисусом, так и не познав красоту и благородство веры предков.



Исламбул – довольно крупная деревня, растянувшаяся в длину километра на четыре. Рядом большое озеро, вокруг густой лес, изобилие кедра, брусники, всех даров природы, коими богата Сибирь. Лишь обилие гнуса портит полную идиллию в летнее время. Несмотря на большое количество домов, жизнь в деревне Исламбул не бурлит, как в старину. В этом учебном году не оказалось первоклашек, и местную девятилетнюю школу, и так испытывавшую дефицит учеников, закрыли. А это уже серьезный знак о незавидной перспективе деревни, и очевидно это одно из предупреждений потомкам, которые пока не слышат оставленный им на века зов предков: исламбул – будьте в исламе.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика