Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Кавказ: Нестабильность как политическая самоцель?

Дело не в дотациях...

Только широкая интеграция кавказцев в российское общество, экономику, политику может послужить основой для стабилизации общественно-политической ситуации на Кавказе, а также укрепления единства российского государства, считает эксперт - председатель Президиума Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев.



Самый распространенный лозунг "Хватит кормить Кавказ", похоже, теряет смысл - большинство мало-мальски соображающих россиян давно уже взвесили, подсчитали и поняли, что не все тут чисто. На сегодняшний день в России из 83 регионов – 72 дотационные! Да и Чечня в итоге - не самый дотационный регион, получая меньше чем, например, республика Якутия.



Получается, если проблема не в тех деньгах, которые тратятся на Кавказ, то в чем же? Ответить на этот и многие другие вопросы попытался председатель Президиума Российского конгресса народов Кавказа Асламбек Паскачев.



Колониальный придаток?



Эксперт по Кавказу сразу выделяет, что современная ситуация в регионе во многом определяется неизменностью отношения некоторых российских чиновников к кавказским народам за последние сто пятьдесят лет. "Кавказ воспринимается ими как колониальное приращение России, которое населяют люди в культурном и нравственном отношении совершенно отсталые и чуждые русской ментальности, понимающие только язык силы и неспособные интегрироваться в российское общество. Во многом это заблуждение формируется и поддерживается российскими средствами массовой информации, для которых кавказская тематика стала инструментом агрессивного воздействия на умы и настроения людей", - говорит Паскачев.



Поэтому, считает он, любые разговоры о поисках самобытных путей развития кавказских народов основаны или на незнании подлинной атмосферы, царящей сегодня в южных региона России, или объясняются желанием сохранить там нестабильность для того, чтобы использовать ее в своих политических целях,.



Мифы о необходимости сохранения самобытного уклада кавказских народов усердно поддерживаются и частью местной номенклатуры для того, чтобы убедить федеральную власть в собственной незаменимости и политической состоятельности, полагает эксперт.



"Многие негативные черты, свойственные социальному укладу кавказских народов, не чужды и другим российским народам, в том числе, клановость и семейственность в экономике и политике, круговая порука, правовой нигилизм, отсутствие институтов гражданского общества, имеющих реальную социальную основу. С такого рода самобытностью и государство, и общество должны бороться и на нравственном, и на правовом уровне", - отмечает Асламбек Паскачев.



По его мнению, основная проблема современного кавказского общества – это его переходное состояние от традиционного к гражданскому обществу, которое по ряду объективных и субъективных причин затянулось на десятки лет "а в переходном обществе не может быть стабильности".



"Процесс распада традиционного общества на Кавказе начался еще в XIX веке в связи с появлением в экономической жизни региона элементов капиталистического уклада. Активное, иногда насильственное внедрение советской властью новых, коммунистических ценностей без формирования соответствующей социальной базы привело к некоторой консервации традиционных общественных устоев на Кавказе. Но уже в 90-е годы XX века в связи с распадом СССР и крахом социалистической идеи процесс разрушения традиционного кавказского общества принял необратимый характер. Хотя потребность его в квазигосударственных функциях в условиях ослабления государства резко возросла, особенно в Чечне, в связи с полной атрофией государственной власти. Но даже в этих условиях институты умирающего традиционного общества оказались неспособны выполнять элементарные социально организующие функции, и этот вакуум был заполнен социальными организациями религиозной направленности: джамаатами, эмиратами, халифатами, которые оказались более жизнеспособными, так как культивировали доступные и понятные ценности и защищали интересы своих членов", - поделился своим мнением эксперт.



Менталитет, как вершина проблем?



"Очень популярной и в средствах массовой информации, и в дискуссиях политиков темой является обсуждение особенностей кавказского менталитета, который якобы несовместим с общечеловеческими нравственными и поведенческими нормами и является главной причиной межнациональных конфликтов в российском обществе, - отмечает представитель РКНК, - Действительно, менталитет и духовные традиции кавказских народов достаточно самобытны. Они формировались на границе двух цивилизаций, двух культур, но сохранили свою самобытность и самодостаточность".



По его словам, несмотря на это, необходимо отметить, что в основе кавказского менталитета, нравственных и духовных традиций кавказских народов лежат общечеловеческие ценности, которые доступны и понятны представителям всех народов и всех конфессий: гостеприимство, уважение к старшим, верность клятве, преданность своей земле, уважение к чужим традициям, веротерпимость и толерантность: "К сожалению, часть молодых людей, приезжающих в Москву и другие регионы с Кавказа, уже не имеют понятия ни о традициях своих народов, ни об их духовной культуре".



"В этом случае, - продолжает Паскачев, - нельзя говорить о конфликте цивилизаций, здесь можно говорить о конфликте невежества и варварства, нельзя говорить о конфликте конфессий, можно говорить о конфликте религиозного лицемерия и ханжества.



В советское время школа, армия, высшие учебные заведения формировали определенный тип человека, который при определенных религиозных, культурных, нравственных особенностях имел общую ценностную шкалу с другими гражданами СССР, независимо от национальности".



Эксперт делает вывод, что сейчас не только национальные республики, но даже и регионы, в которых русские составляют большинство населения, имеют свои образовательные программы, свою идеологию и систему ценностей. Регионализм в образовании, культуре, идеологии угрожает национальному единству российского государства.



"У кавказских народов нет самобытных общественных традиций, которые бы не укладывались в рамки Конституции России. Это и широкие формы представительной демократии, и дальнейшее развитие и расширение функций местного самоуправления, института мировых судей, - подчеркивает эксперт. - Возможности для свободного развития и культурного самоопределения всех народов России в рамках федеральных законов. Проблема в только в том, насколько эффективно и правильно они используются. В этом отношении необходимо не допускать создания региональными властями культурных, религиозных, правовых анклавов, которые выпадают из правового и культурного пространства российского государства".



Пути выхода



По словам А.Паскачева, только широкая интеграция кавказцев в российское общество, экономику, политику может послужить основой для стабилизации общественно-политической ситуации на Кавказе, укрепление единства российского государства.



Для этого, по мнению эксперта, необходимо прекратить антикавказскую истерию в российских средствах массовой информации, давать на центральных каналах российского телевидения больше объективной информации о жизни, культуре, духовных традициях кавказских народов, обеспечить представительство кавказских народов на всех уровнях федеральной власти.



Также не менее важным, по мнению А. Паскачева, является необходимость создания условий для равноправного функционирования в делопроизводстве, образовании, средствах массовой информации в национальных образованиях русского и национального языков, способствовать цивилизованному перемещению избыточных трудовых ресурсов с Кавказа в другие российские регионы.



По его словам, при органе типа миннаца, но с более широкими полномочиями создать Экспертный совет по межнациональным отношениям, в который бы могли войти руководители общественных организаций, ученые, общественные деятели, представляющие интересы различных народов России.



И наконец предоставлять одинаковое воспитание во всех регионах, школах и вузах, давать объективные знания по истории и культуре народов, отмечает эксперт.





Подготовлено ИА IslamNews при содействии пресс-службы РКНК

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (5) Версия для печати

Добавить комментарий

Седой
13 Марта 2012г.
Ответить

Постоянные интернет атаки на кавказские ресурсы как то противоречат лозунгам статьи. Причём непонятно, почему не трогают действительно агрессивные сайты, а роняют те, на которых налажен нормальный диалог. Например популярному форуму "adamalla.com" не дают подняться с начала февраля. Кто, инересно, оплачивает эту DDos атаку стоимостью в сотни тысячь рублей.?

miskin-00 ★★
12 Марта 2012г.
Ответить

Задачи,кот. поднимаются в статье были выполнены( почти) при сов.власти!После распада СССР, Кавказ и Россия просто не смогли,не сумели,не хотели договориться.Одна сторона была пьяная,а др.сторона сразу схватилась за кинжал.Результат-до сих пор идет война.надо уметь договариваться.Аналогично и палестино-израильские отношения.

абдАллах ★★★
06 Марта 2012г.
Ответить

Ну так местные ставленники Путина оправдали, оказанное им, высокое доверие, чего уж тут говорить. Я удивлен, как это Рамзан "Владимирович" 150% не показал:)

Musliminfo ★★
06 Марта 2012г.
Ответить

Опять скажут, что у меня национализм:
"Самая большая явка избирателей как обычно зафиксирована в Чечне: на выборы президента пришли 99,6% имеющих право голосовать граждан. При этом 99,8% от числа голосовавших, по данным ЦИК региона, выбрали Владимира Путина.

В республике Дагестане приняли участие в выборах 91% избирателей. За Путина голосовали 92,8% дагестанцев, за Зюганова - 5,94%.

В Ингушетии уже бывший премьер-министр набрал 92% голосов, Геннадий Зюганов получил всего 4%. Явка составила 86,4%.

73% избирателей получили бюллетени в Каб...
Читать дальше

    Shamir a
    10 Апреля 2013г.
    Ответить

    Просто чуровцы «поработали» где-то лучше, где-то хуже.