Казанский имам занялся воспитанием сирот

Сейджагфар Лутфуллин: Пророк Мухаммад сказал:  "Тот,  кто возьмет на воспитание сироту, будет со мной в раю, как два пальца на кисти руки"

Сейджагфар Лутфуллин: Пророк Мухаммад сказал: "Тот, кто возьмет на воспитание сироту, будет со мной в раю, как два пальца на кисти руки"

Теги:



2
20 Июня 2010г. (08 Раджаб)

В ближайшие 15 лет Россия будет терять по 300 тысяч детей каждый год, – такие не оптимистические прогнозы приводит газета «Утро» со ссылкой на уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ Павла Астахова. В Казани, как и в любом городе России, социальных изъянов хватает, но с ними стараются бороться. Интересный пример взаимодействия власти, церкви и бизнеса являет собой опыт Закабанной мечети имени 1000-летия принятия ислама, где работает социальная столовая и открылся Межнациональный культурный центр им. Исхак хазрата. О своей работе на социальном поприще IslamNews рассказал имам-хатыб мечети, он же руководитель центра и председатель Совета имамов города Казани Сейджагфар Лутфуллин.

Оказание помощи малоимущим – это явление времени или служение Аллаху?

Социальной благотворительностью среди малоимущих наша мечеть занимается с 90-х годов прошлого века.
Но это не нововведение, а возвращение к мусульманским истокам. Ислам всегда опекал людей больных и обездоленных. Пророк Мухаммад указывал, если человек находится в тяжелом положении, то, прежде чем делать ему наставления, учить намазу, указывать на праведный путь, в первую очередь, нужно решить его первостепенные проблемы. Накормить, если он голодный. Одеть, если он бос и наг. Оказать первую медицинскую помощь, если он болен. Вот тогда, расположив его к себе, уже спокойно можно объяснять: с какой целью ты это сделал, и ради чего. И если ты совершил такой поступок от чистого сердца, не ради пиара, не ради отрабатывания благотворительного фонда, то в этом лежит заслуга всего мусульманского сообщества, которое желает, чтобы эти проблемы решались.

Мы, мусульмане, совершаем богоугодные дела ради того, чтобы наши сердца были мягкими. На самом деле, если ты хочешь, чтобы у тебя сердце было добрее, то нужно любить Аллаха не только словами, не только молитвами, а нужно непосредственно поделиться частью своих доходов с бедным. Взять свой кусок хлеба, разломить его пополам и дать нуждающемуся.

Потому что Всевышний в Коране говорит: «Расходуйте на пути Аллаха. Раздавайте благотворительность именно из того, чем я вас наделил. Из того, что в данный момент у вас имеется».

У тебя есть кусок хлеба, а у твоего соседа его нет. Он ходит по улице, ищет чтобы что-то поесть. Чувство голода толкает его на преступление. Чтобы остановить его от совершения греха, чтобы у него не было зависти и злобы, чтобы он стремился к добру, а его сердце стало мягче, в этот момент нужно быть с ним солидарным. В Библии, Торе и Коране Всевышний очень много говорит о том, что нужно помогать своему ближнему. Но вся проблема в том, что мы отошли от своих религиозных канонов и писаний. Не каждый русский сегодня христианин, не каждый еврей – иудей, и не каждый татарин – мусульманин. Проблема только в этом.

На Западе, кстати, есть определенные дни, когда при католических храмах, синагогах и мечетях устраивают благотворительные акции. В них принимают участие самые различные слои, начиная от президента и кончая простым дворником. Они одеваются в рабочую одежду, разбивают на улицах палатки, и кормят обездоленных людей горячей пищей. Дают им возможность укрыться в тепле и поспать, оказывают первичную медицинскую помощь.

Вот когда человек принимает в таких мероприятиях непосредственное участие, то он начинает понимать социальные проблемы глубже. Ведь самое простое – это помочь деньгами. Вынуть из кармана мелочь, отдать бедному и уйти. Душа, вроде бы, спокойна. А когда ты своей рукой кормишь инвалида, ребенка или немощного старика, эффект совершенно другой. Вот такой подход к людям мы практикуем в социальной столовой при своей мечети. Ежедневно она обеспечивает горячими обедами до 40 человек. Вопросов о национальной принадлежности и вероисповедании мы никому не задаем.

В каком направлении развивается ваш культурный центр?

Наш центр, основанный еще моим отцом Исхаком хазратом, развивается в четырех направлениях: благотворительность, медицина, спорт и обучение. В 2008 году мы взяли шефство над тремя детскими домами-приютами. Сейчас к ним прибавился еще один. Плюс – два интерната.

В месяц Рамадан и религиозные праздники мы привозим детей-сирот, разбиваем для них палатки и устраиваем благотворительные ужины. Усаживаем их так, чтобы они сидели между прихожанами, а те своими руками кормили сирот и гладили их по головке. Вот на это время они становятся для них своего рода родителями. Они дарят им самое ценное, чего им так не хватает – родительскую заботу и ласку. У нас ведь, к сожалению, такие мероприятия больше проводят для галочки. Провели акцию, накормили детишек, подарили игрушки, показали мультики, и все! Это счастье на один миг. Кратковременная какая-то акция. А нужно проводить такие мероприятия систематически.

Другое направление нашей работы – подростки. Для них мы проводим тренировки по нескольким видам спорта. Они же являются активными участниками познавательных лекториев и других мероприятий. Два года назад мы проводили городскую спартакиаду. Администрация Казани предоставила в наше распоряжение детские площадки, манежи и футбольные поля, а мы все делали для того, чтобы организовать праздник для детей. Искали для них форму и автобусы. В марафонском забеге по центральным улицам Казани, в котором мы также приняли участие, наши дети бежали вместе с прославленными чемпионами и ветеранами спорта. Такое общение помогает ребятам сблизиться и почувствовать себя нужными обществу людьми. Наверное поэтому они и одержали победу в футбольном турнире среди учебных заведений Казани.

- Находите ли вы понимание в органах власти, государственных учреждениях и у бизнесменов?

Я сам ходил по министерствам и доказывал, что такие мероприятия очень нужны. А люди смотрели и удивлялись. Когда сам имам просит и настаивает, не для мечети и своей нужды, а для детей, то сразу же меняются стереотипы отношения к священнослужителям. Поскольку у людей о религиозных деятелях разные представления. Одни пользуются благами только в своих личных целях, другие расходуют их для общества, но я не об этом.

Что самое интересное, мы принимаем самое непосредственное участие в воспитании детей. Когда они приезжают, то я начинаю интересоваться судьбой каждого: почему он оказался в таком положении, какие у него проблемы? И в личном контакте мы вместе ищем выход из тяжелого материального положения. Вначале начинаем с внешнего облика. Подбираем ребенку чистую одежду, меняем его стереотип.

В исламе попрошайничество запрещено. Когда бродяга втягивается в свой образ, то он довольствуется тем, что ходит с протянутой рукой. Работать он больше не хочет. В Казани, к сожалению, бродяжничество очень сильно распространено. И мы ребенку напоминаем, что это не выход из положения. А после начинаем приобщать его к работе. Среди наших прихожан много работодателей и мы их просим трудоустроить детей. Многие уже нашли работу. Они приобщились к труду и полностью отошли от старого образа жизни.

Ведь если человек не читает намаз, не учится, не работает, то у него нет никаких обязательств перед обществом. Такие люди деградируют и быстро опускаются на дно жизни – это тунеядцы. Недаром генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов сажал таких за решетку. Здесь всем нужно понять: если мы, в какой-то мере, будем способствовать попрошайничеству, то наши деньги будут вылетать в трубу.

Коллеги ваши действия одобряют?

Когда я начал заниматься с детьми, то все вокруг говорили: «Сейджагфар! Сейчас идет Священный месяц Рамадан. В мечети начался полномасштабный ремонт, надо развивать издательскую деятельность, а ты занялся проведением благотворительных мероприятий. Это очень тяжело!»

А кто сказал, что легко? Принять столько детей под силу не каждому коммерческому предприятию. Их надо привезти, напоить, накормить. Организовать для них мероприятия. А дети – это шум и гам. Но знаете, почему я взвалил на себя такую ношу? Пророк Мухаммад сказал: «Тот, кто возьмет на воспитание сироту, будет со мной в раю как мои два пальца». На самом деле, когда мы делаем благое дело по отношению к сиротам, то получаем огромное благо от Всевышнего.

Но я вам честно скажу, сироты, если говорить о материальных благах, сегодня ни в чем не нуждаются. Есть много благотворительных организаций и банков, которые ими занимаются. Есть государство, которое выделяет на детские программы большие средства. Но у них нет самого главного – духовного воспитания. В советское время этими вопросами занимались, а сегодня воспитатели говорят: «Мы не можем их даже в угол поставить. Нас сразу привлекут к уголовной ответственности».

И вас это не испугало?

А мы поступаем совсем по другому. Во время мусульманских праздников, когда сажаем детей за столы, ведем с ними беседы. Мы их не заставляем читать пятикратный намаз, не говорим о том, какие обязанности несет мусульманин перед Всевышним. Мы им говорим о нравственности и правилах поведения: если вы не будете слушать своих воспитателей – это грех. Не будете учится – большой грех. Рано или поздно вы начнете взрослую жизнь и тогда вам будет в жизни трудно.

В прошлом году возили детей на профориентацию. Они встречались с моряками в речном порту. Побывали в гостях у железнодорожников и пожарников. Их катали на теплоходах, поездах и пожарных машинах, рассказывали им о нюансах профессий. Была достигнута договоренность с ректорами техникумов об их приеме на учебу на полный пансион, с последующим трудоустройством.

Когда мне предлагали помощь кафе и рестораны, то я отказался. Они обещали кормить детей, но я сказал: «Сегодня я приведу их к вам, а завтра они придут и вы их не накормите. Пусть лучше приходят ко мне в храм – в дом Аллаха!» В таком же направлении занимаются с детьми православные коллеги. Молодцы! Когда у ребенка есть духовное воспитание, ему никакие невзгоды не страшны.

Казанский имам с главой Духовного управления мусульман Пензенской области Аббасом Бибарсовым

Иными словами, вы учите их самостоятельно зарабатывать?

При подведении итогов я детям так и сказал: «Сегодня мы кормим вас конфетами и вы нас за это любите, но завтра беззаботное детство кончится, и вы столкнетесь с суровыми реалиями жизни – жестокостью и обманом людей». Они же, в основном, все очень наивные. Но у каждого такого ребенка сидит внутри психологическая травма. Пока их ласкают, она себя не выдает. А когда они сталкиваются с наглостью и цинизмом, то внутри у них закипает обида. Душевная травма сразу раскрывается и выливается в преступность. 80 процентов воспитанников детских домов уходят в ОПГ, пополняют ряды бомжей и попрошаек. Об этом заявляют сами воспитатели.

Если в советское время детдомовцам предоставляли общежития, их трудоустраивали, без очереди принимали в институты и техникумы, то сегодня обстановка другая. Но я убежден, что духовное воспитание поможет им не спасовать перед жизненными трудностями и найти свое место в жизни. Конечно, чтобы детям-сиротам крепко встать на ноги, нужна активная поддержка в решении этой проблемы со стороны государства и общественности.

Автор: Александр Бахмутов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

turabi 20 Июня 2010г.
Ответить

Джазакаллаху хайран! Молодец! Так держать!Очень хороший пример порядочности.Главное чтобы всё это было ради Аллаха.

turabi 20 Июня 2010г.
Ответить

Джазакаллаху хайран! Молодец! Так держать!Очень хороший пример порядочности.Главное чтобы всё это было ради Аллаха.

Яндекс.Метрика