Л.Сюкияйнен: Тезисы Путина не должны остаться на бумаге

Леонид Сюкияйнен (второй слева) на круглом столе

Леонид Сюкияйнен (второй слева) на круглом столе

Теги:





4
05 Декабря 2013г. (01 Сафар)
Доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен выступил на конференции «Программное выступление В.В. Путина по новой социализации российского ислама: практические аспекты реализации» с докладом на тему "Взаимодействие мусульманских духовных центров и научного исламоведения в реализации проектов социализации российского ислама".



"Мы все понимаем: то, что произошло 22 октября в Уфе – событие знаковое. Президент выступил с очень точной речью, где обозначил только основные параметры обсуждаемой нами проблемы.



Было бы упрощением считать, что перед нами развернутый план, программа того, что происходит с российским исламом, что должны делать и власти, и духовные управления, и другие структуры, так или иначе решающие вопросы, связанные с российским исламом и с российскими мусульманами. Речь идет о некоторых исходных началах.



Кстати говоря, как мне кажется, духовные центры сами должны были бы уже давно выступить с такой инициативой, и здесь президент, опять же, показал: получается, что власть показывает духовным управлениям, что и как они должны развивать в своей деятельности.



Второй момент: сейчас важно не просто зафиксировать важность этого выступления, а подумать, что оно означает. Важно, чтобы оно не осталось на бумаге, как это часто бывает, а превратилось в какие-то реальные шаги. А для этого нужно пытаться осмыслить то, что было сказано президентом и подумать, кто за что должен отвечать.



Мне думается, что в решении тех задач, которые там были поставлены, прежде всего, конечно, они были обращены к нашим духовным лидерам, и так их можно трактовать. И поэтому не стоит думать, что там изложены все позиции, которые должны быть положены в основу государственной линии в отношении ислама и других структур. Речь шла об адресном обращении лидера страны к духовным управлениям. Прежде всего, речь обращена к ним.



И, вместе с тем, если мы посмотрим на задачи, которые были сформулированы, мы увидим, что только сами духовные центры вряд ли смогут решить эти проблемы. Президент неоднократно подчеркивал, что мы вместе это делаем. Это крайне важно иметь в виду. Причем есть такие задачи, которые духовные управления в силу просто своего статуса как религиозных организаций не могут в полной мере решать. Существуют уставные цели, задачи, которые они решают. Речь идет о совершенно определенном формате их деятельности.



Ну, например, говорится о социализации ислама. Кстати, в документе, который подготовлен в качестве проекта резолюции, говорится то о социализации мусульман, то о социализации ислама, а это разные вещи. Надо все-таки четко понять, о чем говорил президент. Есть разное понимание социализации. Даже сегодня мы услышали, например, из уст Юрия Анатольевича – о социальной позиции, социальной концепции ислама. Это одно представление о социализации, есть другие. Сам президент связал этот тезис с работой с приезжими – это тоже одно из направлений социализации.



Очень важное направление социализации – это тот вклад, который ислам, российское мусульманское сообщество с опорой на свои традиционные ценности и достижения, в том числе и достижения богословской российской мусульманской школы, должны дать российскому обществу. У нас до сих пор достижения ислама не стали достоянием всего российского общества – ни российского образования, ни российской культуры, ни российских СМИ, ни даже российской политики. А если стали, то как деструктивный фактор. Политическая роль ислама в России, прежде всего, замыкается, олицетворяется и представлена деструктивными радикальными движениями, экстремистскими проявлениями. Спросите у любого: что означает ислам для России как политической фактор? Некую угрозу, или внесение элементов согласия, стабильности, лояльности власти? Может, это и есть, прежде всего, российское общество, и российскую власть беспокоят его проблемные вещи?



Поэтому социализация может много чего означать. Это и социальное служение, когда создаются социальные учреждения, находящиеся под опекой мусульманских духовных центров. Это тоже элемент социализации. Социализация – это очень широкое понятие, и надо подумать, как его лучше осмыслить, потому что у нас даже в название мероприятия вынесена именно эта часть выступления президента, "Реализация проектов социализации российского ислама". И надо подумать, кто какую роль может сыграть.



Мне думается, здесь должны быть объединены усилия, по крайней мере, трех сторон: это наше мусульманское сообщество, прежде всего, в лице наших духовных центров. Но не только их: вопросы культурные, социальные, образовательные должны решать не они, а, прежде всего, специальные культурно-просветительские исламские центры, это немножко другое направление. Президент упоминал также молодежные, женские организации. Потом, власть, безусловно. Там же говорится о радикальных проявлениях и так далее, но что, духовные центры без власти могут это сделать? Наоборот, президент сказал про роль властных структур, государственных органов. Это касается и литературы, о которой шла речь. Помните, президент сказал, что прямые государственные запреты часто не приносят нужного эффекта, а иногда даже противоположный? Поэтому решение этих проблем, безусловно, требует объединения усилий.



Я хочу подчеркнуть необходимость участия во всех этих программах российского научного исламоведения, светской, университетской, академической науки. Тот, кто обеспокоен ситуацией с российским исламом, российским мусульманским сообществом, но при этом не видит проблем, которые испытывает академическая исламоведческая наука, в полной мере не осознает комплекс проблем, связанных с российским исламом. Кто будет нести в образовательные структуры, в университеты, в вузы знания об исламе? Духовные лидеры? Замечательно, пусть приходят. Но не только они: существуют традиции научного исламоведения, и очень хорошо, что они существуют, что одни и те же проблемы могут по-разному передаваться разным аудиториям духовными лидерами, культурно-просветительскими исламскими центрами и академическими, университетскими научными центрами.



Вот, опять же, в Высшей школе экономики на факультете права с сентября начала реализовываться магистерская программа по юриспруденции "исламское право". Кто может предложить преподавать такую программу студентам? Можно ли привлекать для ее реализации представителей наших духовных центров? Не только можно, но и нужно! Но могут ли они ее полностью дать юристам-студентам? Нет, потому что это специальная квалификация требуется, а нужна она в РФ или нет? Ведь основные проблемы очень многие – политико-правовые проблемы. Как президент сказал относительно экспертизы литературы? Должны участвовать духовные центры, экспертное сообщество – юристы, лингвисты (причем он даже сказал, почему бы нам не привлекать зарубежных специалистов по этому вопросу?) Мне бы очень не хотелось, чтобы речь президента воспринималась как целый план и программа – при том что сам глава государства не вкладывал такой смысл. Он определил приоритеты задач, стоящих перед духовными центрами. Поэтому сейчас задача заключается в том, чтобы спокойно посмотреть: кто что может делать.



Еще один очень важный момент. Хотелось бы на него отреагировать, поскольку даже сегодня прозвучали разные вещи. На что опираться в своем собственном опыте и считать, что он достаточен, и в чем опираться на разный другой опыт, в том числе, зарубежный? Я глубоко убежден, что восстановление и возрождение российской богословской мусульманской школы это архиважная задача. Но если мы не будем знать, что происходит в современном исламском мире, мы скоро окажемся в изоляции. Неужели у нас есть представление, что там сидят какие-то неразумные ваххабиты, террористы, экстремисты? Такие есть, но там же есть и абсолютно здравые силы. Существует Европейский совет по фетвам и исследованиям, Академия фикха, в которой выносятся разные решения. Невозможно ни одно из них переносить на российскую почву, никого нельзя имитировать и копировать, но знать надо всех. И изучать обязательно этот опыт.



Еще один момент, относительно плюрализма. Президент ведь специально сказал, что ислам всегда характеризовался развитием различных школ и направлений. А почему в России они не могут быть? Они должны быть, эти разные школы и направления. Они уже есть. Существуют и сталкиваются разные идейные позиции, и это не зло для России, а благо для мусульманского мира. Мы хорошо знаем высказывание Пророка, который говорил, что различие взглядов – это благо для ислама. Конечно, в нынешней ситуации такая постановка темы может у кого-то вызвать много вопросов, но надо понимать, что это всегда было и есть. Если мы будем считать, что существует лишь один правильный взгляд, мы воспроизводим советскую модель, только в рамках исламского сообщества. Но как это так? Мы тем самым будем отсекать всех тех, кто хоть чуть-чуть по-другому мыслит, только потому что он стопроцентно не укладывается в какой-то стандарт, в какую-то схему. А раз он не так мыслит, у кого-то сразу же возникает искушение сказать: он плохой, он террорист, он экстремист. Среди них есть такие? Конечно же есть, но есть там здравые люди. Их сколько угодно, я их знаю, да и многие присутствующие тоже.



В завершении хочу сказать: задачи, конечно, поставлены очень серьезные, но сейчас нашим государственным структурам требуется подумать о том, как вырабатывать свою собственную позицию в решении этих проблем в тесной кооперации и сотрудничестве с духовными центрами и центрами академической науки. Речь идет, по сути, о необходимости сформировать российскую государственную политику в отношении ислама.



Может быть, подумать о проектах поддержки науки светской, академической науки исламоведческой. Вот как раз создавался тот самый Фонд, который сегодня упоминался – и замечательно, но мы-то предпочитаем делать акцент, что это Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования, а другие бы хотели услышать, что это Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования. Акценты тут очень важны. Не надо забывать: когда президент говорит о богословской мусульманской школе, мы прекрасно понимаем его озабоченность этой проблемой. Но ведь за этим, если мы перенесем этот тезис с поля духовных управлений на все российское поле, стоит же и академическая исламская наука.



Могу привести пример: в 80-90-х гг. в институте Востоковедения РАН была специальная группа, которая занималась проблемами ислама. А сейчас ее в Москве практически нет. Осталась в Петербурге, и то усилиями аксакалов, Розанова, Ермакова и прочих. Вот это тоже нас должно задеть. Если мы не подумаем об этом, мы многое упустим. И мы здесь не конкуренты, а со-работники, только для разной аудитории, для разного употребления. И для экспертной работы, и для издания литературы, и для перевода, и для решения всех этих проблем – в том числе, конечно же, социализации российского ислама. Потому что эта задача может быть решена только совместными усилиями.



Поэтому сейчас мы видим только некие исходные начала, толчок, импульс, который был задан президентом. И это очень хорошо. Я в этом выступлении вижу руку, импульсы, очень серьезную роль наших коллег из администрации президента. И это дает нам надежду на то, что и на уровне администрации президента в соответствующем управлении сейчас появляется новое перспективное видение решения проблем российского ислама. Конечно же, в новом формате и Фонд сейчас разворачивает свою деятельность, и это очень хорошо. Надо давать людям надеяться на то, что выступление президента даст толчок для решения этих проблем, но и самим надо работать. Только в этом случае будут результаты".

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

рим 05 Декабря 2013г.
Ответить

Всё таки молодец Путин!!!По его сказанному,Даже мне самому захотелось делать что-то на благо родине,на благо ИСЛАМА,на благо нашего народа.Молодец,настоящий лидер.Люди: Представьте просто.Помните не так давно,строили коммунизм,и на сколько сильна была сама «идея»(народ толпами бежал на завод строить будущее страны)Вот.Может и МЫ;люди живущие в 21 веке новых технологий,когда уже вроде бы всё хватает,бегаем лишь в банк за кредитами,чтобы обновить машину;ПОСТРОИМ НАСТОЯЩУЮ СИЛЬНУЮ СТРАНу,где не нужно доказывать что ислам это религия МИРА......

рим 05 Декабря 2013г.
Ответить

Всё таки молодец Путин!!!По его сказанному,Даже мне самому захотелось делать что-то на благо родине,на благо ИСЛАМА,на благо нашего народа.Молодец,настоящий лидер.Люди: Представьте просто.Помните не так давно,строили коммунизм,и на сколько сильна была сама «идея»(народ толпами бежал на завод строить будущее страны)Вот.Может и МЫ;люди живущие в 21 веке новых технологий,когда уже вроде бы всё хватает,бегаем лишь в банк за кредитами,чтобы обновить машину;ПОСТРОИМ НАСТОЯЩУЮ СИЛЬНУЮ СТРАНу,где не нужно доказывать что ислам это религия МИРА......

Яндекс.Метрика