Леонид Сюкияйнен: Запрет мусульманской литературы – следствие войны ДУМов

news-XATac68o72
Сегодня много говорят об административном давлении, оказываемом на ислам в России. Очередным свидетельством тому стал список материалов, запрещенных к распространению на территории РФ, больше половины наименований в котором занимают произведения на тему ислама.



Профессор Леонид Сюкияйнен, с которым побеседовал корреспондент IslamNews Рустам Адиуллин, уверен, что вина за такое положение дел во многом лежит на порочной системе ДУМов, ведущих недобросовестную конкуренцию за сферы влияния.

– Леонид Рудольфович, позвольте узнать ваше мнение по поводу того, что в российском списке экстремистских материалов, последняя версия которого опубликована на сайте Минюста 31 июля 2008 года, из 218 наименований больше половины занимает литература об исламе?



– Я думаю, что тут несколько причин. Первая, пожалуй, связана с тем, как то или иное издание попадает в этот список, каким образом возникают подобного рода судебные дела.



Чаще всего существуют два основных пути. Во-первых, – это конфликты и противоречия между различными исламскими организациями России. Мы хорошо знаем, что различные духовные управления находятся в конфронтации друг с другом. Неурегулированность отношений между религиозными организациями, конфликты между ними зачастую заканчиваются обращениями в правоохранительные органы с претензиями по поводу деятельности друг друга. В частности, по поводу использования той или иной литературы в учебных целях. Таким образом, в 2004 году в разряд запрещенных попала первая исламская книга – "Книга Единобожия".



Вторая причина заключается в том, что после принятия закона о противодействии экстремизму соответствующие правоохранительные органы России достаточно часто идут по пути возбуждения такого рода уголовных дел, тем самым демонстрируя свою активную деятельность по борьбе с экстремизмом. А поскольку экстремистские проявления и террористическая деятельность в последние годы чаще всего приписываются исламским организациям, мусульманам и даже исламу в целом, то неудивительно, что это очень часто обращается против изданий, связанных с мусульманской религией.



Существует, наконец, еще одна причина. В последнее время в России выходит очень много некачественной, плохо подготовленной литературы, посвященной исламу, с отвратительным переводом на русский язык. Среди нее действительно можно найти такие издания, в отношении которых можно высказать какие-то упреки. Хотя, на мой взгляд, в целом, большинство изданий, попавших в этот список, в принципе не являются экстремистскими по своему содержанию.



Есть, конечно, и другие причины…



– Несмотря на то, что решения о запрете принимаются различными судами, в литературе из этого списка, существует три достаточно ярко выраженных направления, в отношении которых вводится запрет. Это, во-первых, книги, изданные при содействии Саудовской Аравии, во-вторых, произведения турецкого автора Саида Нурси, и агитационные материалы движения "Хизб ут-Тахрир", центр которого находится в Лондоне. В связи с этим ряд политологов высказали интересную мысль о существовании в умах некоторых российских чиновников так называемой "зеленой оси зла", а именно Лондон – Анкара – Эр-Рияд, а после запрета "Завещания" имама Хомейни еще и Тегеран.



– Я смотрю на проблему по-другому: наши правоохранительные органы действительно проявляют активность в исполнении закона о противодействии экстремизму и обращают внимание на такую литературу. Тем более, часто инициатива исходит не от них, а от каких-то других организаций, в частности, исламских.



– Среди запрещенной исламской литературы, по сравнению с другими изданиями из списка, много книг догматического, вероучительного характера, например "Книга Единобожия", "Основы исламского вероучения" и т.д. С чем, по вашему мнению, связана такая особенность?



– Зная, каким образом попадали в этот список такие книги, как, например, "Книга Единобожия" или саудовские издания, переведенные с арабского языка, могу сказать – это следствие нездоровой конкуренции духовных управлений между собой. Мне доподлинно известно, что одни российские исламские организации обращались в правоохранительные органы с претензиями на деятельность своих конкурентов – других исламских организаций. Например, исламские организации, которые числятся в составе Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ), обращали свои жалобы против тех, кто принадлежат к другому духовному управлению, и наоборот. Вы же помните, как несколько лет тому назад на страницах центральной печати известные наши духовные лидеры публично обвиняли друг друга в "ваххабизме", экстремизме и тому подобных вещах. Таким образом в этот список попали "Книга Единобожия", "Программы по изучению шариатских наук" и другие книги. Это просто отзвук конфронтации между ДУМами.





Леонид Сюкияйнен, доктор юридических наук, профессор Высшей школы экономики

Автор: Рустам Адиуллин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика