«Лес» против «ихванов», или «Аль-Каида» против «Братьев-мусульман»

«Аль-Каида» строит свою идеологическую доктрину, в значительной степени противопоставляя ее и себя саму доминирующему в исламском мире подходу политического возрождения уммы

«Аль-Каида» строит свою идеологическую доктрину, в значительной степени противопоставляя ее и себя саму доминирующему в исламском мире подходу политического возрождения уммы

Теги:



21
22 Мая 2010г. (08 Джумада ас-сани)
Чем большую эскалацию диверсионной войны мы наблюдаем на Кавказе, чем более рельефно и выпукло оформляется идеология непримиримых боевиков лесного и городского подполья, тем глубже обозначается идеологический конфликт радикалов и умеренных. Наиболее четко линии противостояния, круг спорных вопросов и взаимные претензии обозначились после недавнего митинга «Ислам против террора», прошедшего в Москве после подрывов станций столичного метро «Лубянка» и «Парк культуры».



«Ихванизм», как обвинение



Данный митинг, на самом деле, стал мощным катализатором, ускорившим реакцию идеологического размежевания двух групп – вышедших на тропу войны с российским государством, и тех, кто видит для себя возможности взаимодействия с государством. Подобное разделение не является чем-то оригинальным. Как мы уже писали ранее, оно существует во всем мире, где мусульманская политическая активность также разделена между этими двумя полюсами.



После проведения упомянутого митинга, на котором активисты московской общины мусульман «Дар аль-Аркам» во главе со своими лидерами Мухаммадом Карачаем и Мухаммад-Басыром Гасановым решительно осудили любые проявления насилия в отношении мирного населения под прикрытием Ислама, на них обрушился шквал критики со стороны «леса». Признаться, критика умеренных мусульман на сайтах, поддерживающих «Имарат Кавказ», звучала и ранее.



Общим местом для этой критики всегда было обвинение умеренных мусульман в предательстве «идеалов джихада», оставлении вооруженной борьбы с «государством неверных», соглашательстве с немусульманским правительством и даже готовности принимать участие в общественной и политической жизни немусульманского государства.



Однако с каждым месяцем подобная критика становилась все более детальной и искушенной. Каждого лидера российских мусульман, выступающего за легальную проповедническую деятельность, авторы «лесных» сайтов обвиняли в симпатиях к «мадхалитам» (от имени Раби аль-Мадхали, саудовского ученого, выступавшего против вооруженной войны с правителями мусульманских стран), «ихванам» (от названия всемирного исламского движения «Ихван аль-муслимун», или «Братья-мусульмане») и «мурджиитам» (от названия одного из ранних течений, утверждавшего, что дела мусульманина не влияют на уровень его веры).



Весьма широк и ряд эпитетов, которые авторы на этих сайтах применяют к мусульманам, избравшим путь мирной проповеди Ислама – «отсиживающиеся», «замененные» (от обещания Аллаха заменить пассивных мусульман другими) и т. д. Однако в данной статье нас интересует обвинение умеренных мусульман со стороны радикальных проповедников в симпатиях или даже причастности к движению «Ихван аль-муслимун», или «Братья-мусульмане».



«Аль-Каида» против «Братьев»



Дело в том, что идеологический конфликт между мусульманами, подобный конфликту «лесных» и умеренных мусульман России, в точности воспроизводится и на глобальном уровне между, условно говоря, «Аль-Каидой» (здесь мы имеем в виду не полумифический медиа-фантом американских СМИ, а конгломерат крайних групп, имеющий схожую идеологическую базу) и самим движением «Братья-мусульмане».



Вообще, «Аль-Каида» строит свою идеологическую доктрину, в значительной степени противопоставляя ее и себя саму доминирующему в исламском мире подходу политического возрождения уммы, принадлежащему «Братьям-мусульманам». Более того, радикальные активисты в своей пропаганде активно критикуют и разоблачают «предательскую» сущность «Братьев».



На протяжении многих лет «Братья» пытались игнорировать нападки «Аль-Каиды», сосредоточившись на укреплении своей организационной и идеологической альтернативы правящим светским режимам в арабском мире и за его пределами. Эта тенденция резко изменилась после 11 сентября 2001 года, когда «Братьям» стало труднее игнорировать «Аль-Каиду». И два этих движения начали более открыто конкурировать за лидерство в общемировом исламском пространстве.



В центре спора между «Аль-Каидой» и «Братьями» лежит столкновение двух различных концепций джихада и его целей в современных условиях. «Аль-Каида» продвигает глобальное видение вооруженного джихада, в рамках которого всякая мусульманская земля «от Гранады до Кашгара», как заявил Айман аз-Завахири, должна быть «освобождена» от неисламского правления.



Джихад понимается, как долг каждого конкретного мусульманина (фард аль-айн), который верующий должен выполнять, борясь словом и делом против врагов мусульман из числа «евреев и крестоносцев», а также против «отступников» из числа «предательских режимов мусульманских стран».



Братья, напротив, по причинам как идеологическим, так и тактическим, склоняются в течение последних десятилетий к более широкому пониманию джихада (в смысле усердия на пути Аллаха в самом широком смысле) в сочетании с проповеднической деятельностью и организованной политической борьбой. «Братья», например, официально отказались от применения насилия в целях свержения существующих режимов в мусульманских государствах.



Хотя «Братья» горячо поддержали вооруженную борьбу мусульман против немусульманских оккупационных сил в таких странах, как Ирак, они также стремятся предложить альтернативу тотальному «джихадизму». Более того, даже иракское отделение «Братьев» пришло в последние годы к тому, чтобы признать поддерживаемую США политическую систему постсаддамовского Ирака и включиться в политическую борьбу в рамках этой системы.



Оппонент «Аль-Каиды»



Во всей этой истории удивителен тот факт, что сама «Аль-Каида» выросла на той почве антисоветского афганского джихада, для обеспечения которого добровольцами и средствами «Братья» выстроили мощную сеть сбора, распределения и направления людских и материальных ресурсов.



Сам Усама бин Ладен впервые поехал в Пакистан в качестве посланника «Братьев» к пакистанскому «Джамаат-е-Ислами», которому было поручено доставить материальную поддержку афганским моджахедам. Бин Ладен присоединился к палестинцу Абдулле Аззаму в Пешаваре, где в 1984 году они вместе создали «Мактаб аль-хидмат» («Бюро услуг»), всемирную сеть рекрутирования и финансирования афганского джихада.



Аззам, который впоследствии станет известен как «духовный наставник» бин Ладена, ранее входил в жесткое противостояние с руководством иорданских «Братьев» за их нежелание одобрить военную помощь афганскому джихаду. По инициативе «Мактаб аль-хидмат», Аззам и Бин Ладен фактически освободились от зависимости от «Братьев».



Отход Аззама и Бин Ладена от «Братьев» произошел во время катастрофического по последствиям разгрома сирийской ветви «Ихванов» режимом Хафиза Асада в городе Хама в 1982 году. Это событие положило начало ожесточенным дебатам в среде «Братьев» по поводу того, может ли создание исламского государства быть достигнуто путем революционного или повстанческого джихада.



В конечном счете, сторонники революционного или военного варианта потерпели поражение в этих дебатах. А основным методом политической деятельности «Братьев» была избрана легальная политическая борьба и участие в существующих политических системах с целью изменения их изнутри.



Разочарованные в таком идеологическом повороте «Братьев», молодые и горячие головы начали отходить от движения и устремились к Пешавар, к «Бюро услуг» Бин Ладена и Аззама для присоединения к делу афганского джихада. В Пешаваре этих разочарованных активистов «Братьев» встречали убежденные египетские радикалы, глубоко враждебно настроенные по отношению к «предательству «Братьев».



Два из этих египетских лидеров, Саид Имам аш-Шариф (более известен под псевдонимом «Доктор Фадль») и Айман аз-Завахири обвинили «Братьев» в сотрудничестве с «режимами-отступниками». Этот «анти-Братский» фон имел решающее значение в идеологическом оформлении «Аль-Каиды», которое было основано в августе 1988 года. Аз-Завахири тогда собрал все свои материалы против «Братьев» в нашумевшей книге «Горький урожай», которая была опубликована в Пешаваре и распространена по всему миру растущими сетями радикалов.



В этой книге Аз-Завахири изложил все претензии к «Братьям» за их «предательство принципа верховенства власти Аллаха» (аль-Хакимийя) из-за готовности принимать участие в политической жизни неисламских режимов путем формирования политических партий. Также он обвинил их в «предательстве в отношении исламского обязательства джихада» из-за их отказа от вооруженного захвата власти и принятия более ограниченной (или, наоборот, расширенной) концепции джихада.



Однако «Аль-Каида» никак не ожидала, что самый серьезный идеологический оппонент и конкурент, с которым она не может справиться и по сей день, как раз вызреет изнутри самого движения «Братьев». Речь идет о Движении исламского сопротивления (ХАМАС), которое в противостоянии израильской оккупации взяло под свой контроль сектор Газа, начало консолидацию своей власти и последующее усмирение ориентирующихся на крайние идеи группировок.



Продолжение следует…



Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат политических наук

"Ислам.ру"

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

I_am_Muslim 23 Мая 2010г.
Ответить

Дарья вы говорите про толерантность....тогда я скажу вам что вы ничего про етот мир не знаете приезжайте в чечню или ингушетию поживите тама немного и вы все про вашу так называю "терпимость" поймете кто терпит и надееться только на бога а кто бога забыл и творит в этом мире беззаконие....подумайте над этим

_cCc_ 23 Мая 2010г.
Ответить

python339,_QUOTEЯ суфий. Исповедую учение Инайят Хана тебе бы изучать учения Мухаммада С.А.В.С.

_cCc_ 23 Мая 2010г.
Ответить

Дарья, Мы терпимы к тем кто ведёт себя по человечески,но простите если уж мы взрываем тех кто приходит на наши земли со своими законами,убивают нас не моргнув при этом! Гитлер,Сталин тоже наверно были Мусульманами, или Буш с Путиным? Они настолько терпимы что терпят только тех кто прилизывает их сапоги и даже этих они готовы раздавить при малейшей прихоти.Это у Мусульман тюрьмы забиты "неверными" это Мусульмани бомбят города без разбору борясь с тероризмом? Или когда гибнет ЕЖЕДНЕВНО сотня другая Мусульман где-то в Ираке или Афганистане то это мелочи, а как в метро по...
Читать дальше

Дарья 23 Мая 2010г.
Ответить

_QUOTEбез агрессии и навязывания своих идей, своего образа жизни. http://www.thepetitionsite.com/takeaction/350/488/764 это как? и почему из мусульманских стран бегут все немусульмане - терпимости вашей не понимают?

Дарья 23 Мая 2010г.
Ответить

казах, а чем ваша терпимость? когда я слышу о терпимости вашей религии, для меня всегда загадка в чем она заключается эта терпимость?

python339 23 Мая 2010г.
Ответить

Я суфий. Исповедую учение Инайят Хана (да благословит его Аллах). Согласно ему Ислам надо нести через музыку, литературу, театр, и т.д., с помощью искусства. Да, если на мою страну нападают - я обязан защищаться. В остальных случаях я должен либо сам заниматься музыкой, писать книги, или хотя бы помогать людям искусства. Причём не обязательно единоверцам. В качестве исключения есть пара-тройка хадисов, где суфиям даже разрешено писать картины. Если это на пользу Исламу - даже это можно. Человек, исполненный доброты и уважения к другим, никогда не будет не любим Аллахом. З...
Читать дальше

Mitad-1 23 Мая 2010г.
Ответить

Da Zaur...tovarish',ne tol'ko pridal Allahu sotovarish'a,chto yavlyaetsya bol'shim shirkom,on dazhe pereuserdstvoval v svoem mnogobozhii,postaviv kafirskuyu armiyu sheytana nad Nim.(a'uzubillyahi). Pust' pokayatsya. Slezno.

Mitad-1 23 Мая 2010г.
Ответить

Pithon...iz kogo et konteksta chto to virvano? Kakoe ti imesh' pravo obvinyat' uchenie po ponyatiyam o edinobozhii(tawhide),sravnivat' s kakimi to kafirskimi pisaninami,v kotorih krome tebya v istorii nikto ni kakogo shodstva ne obnaruzhil. A esh'e utochnyayu chto esli Kazah soglasen s Allahom,sootvetstvenno on edinobozhnik,po etomu mushrik ne mozhet bit' soglasen s edinobozhnikom i naoborot. I voobsh'e ayat kotoriy ya privel,on bil nisposlan po povodu togo chto mushriki,kotorie privodyat Allahu sotovarish'ey iz ego zhe tvoreniy,i kotorie vseh bol'she ...
Читать дальше

_cCc_ 23 Мая 2010г.
Ответить

avar_zaur, Ты прав по воле Всевышнего! Мы отошли от своей религии именно по этому всевышний наказывает нас и АлхамдуЛлах многие возвращаются к Истине. сура «аль-Маида» 54! «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведет других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его. Они будут смиренны перед верующими и непреклонны перед неверующими, будут сражаться на пути Аллаха и не бояться порицания порицающих. Такова милость Аллаха, которую Он дарует, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий» Мусульмани ...
Читать дальше

avar_zaur 23 Мая 2010г.
Ответить

Питон, "впринципе" согласиться можно со многим, но мне интересно именно ваше мнение. "Значит, и геноцид палестинцев, истребление иракцев и афганцев - правосудие Аллаха за их грехи. Только руками кяфиров и йехудов. Логично" Не знаю насчет правосудия - мне это не ведомо. Но то, что происходит это все не иначе как по воле Всевышнего - это так. Не по воле 6-й армии, а по воле Всевышнего. Во всяком случае, именно такому исламу меня учили. А вас какому?

sergej 23 Мая 2010г.
Ответить

Митад: _QUOTElyuboy kto ne soglasen s Allahom Мы Ему, во-первых, не равны, чтобы так вот соглашаться или нет. Постарайтесь меня правильно понять. Во-вторых, крайность в любом деле вредна, в первую очередь своей бесплодностью, поглощением усилий, а то и жизней, без нормального результата. Статья по делу.

казах 23 Мая 2010г.
Ответить

Дарья не надо рвать из контекста моих высказываний. Наша религия и отличается тем что у нас присутствует чувство терпимости и наша задача объединить, разъяснить, постараться держать умеренного, среднего пути не нарушая законов равенства на земле без агрессии и навязывания своих идей, своего образа жизни. Это нам пытаются постоянно что навязать то запрещают одно, то посылают войска в наши регионы. Естественно растет сопротивление местного населения и через время в районах проведения военных операций, или террора против местного населения народ становиться не грамотным и далеким от истины. Все! ...
Читать дальше

python339 22 Мая 2010г.
Ответить

Mitad "Hochu dobavit' chto lyuboy kto ne soglasen s Allahom-on mushrik(mnogobozhnik)" Не надо вырывать цитаты из контекста. Этим очень любят заниматься националисты в Голландии. Приравнивая писания Священного Корана к Mein Kampf Адольфа Гитлера А ещё ты уточни, мушрик - кто не согласен с Аллахом, или не согласен с Казахом? Avar Zaur, в принципе я могу поддержать и вашу точку зрения. Значит, и геноцид палестинцев, истребление иракцев и афганцев - правосудие Аллаха за их грехи. Только руками кяфиров и йехудов. Логи...
Читать дальше

avar_zaur 22 Мая 2010г.
Ответить

Питон, как понять ваши слова "..в реальной жизни часто не Аллах судья, а Шестая армия США.."? Т.е. для вас Всевышний - недостаточно реален? Во всяком случае, 6-я армия США для вас куда реальнее, как я понимаю? Исправьте меня если я не прав.

Mitad-1 22 Мая 2010г.
Ответить

"On-Tot,Kto otpravil Svoego Poslannika s vernim rukovodstvom i istinoy religiey,chtobi prevoznesti ee nad vsemi ostal'nimi religiyami,dazhe esli eto nenavistno MNOGOBOZHNIKAM.("Pokayanie":33) Hochu dobavit' chto lyuboy kto ne soglasen s Allahom-on mushrik(mnogobozhnik)."Ved',kto pridaet Allahu sotovarish'ey,tomu Allah zapretil ray. Ubezhish'e dlya nego-ogon',i net dlya nepravednih pomosh'nikov!"(Trapeza-72)

python339 22 Мая 2010г.
Ответить

Пузон? :))) Казах, в реальной жизни часто не Аллах судья, а Шестая армия США. За ошибки дураков мы, мирные и толерантные мусульмане, расплачиваемся своей карьерой, свободой и жизнью. Те кто больше всех орут "всех в Ислам!", при первой же опасности прячутся в кусты. Именно этот сброд даёт повод сионистам и янки превращать наши страны в руины, заполненные человеческим мясом. Пока мы не перестанем требовать от всего мира тотально идти в нашу религию, от нас никогда не отстанут. А я не хочу и не буду "обьединятся" с т...
Читать дальше

Дарья 22 Мая 2010г.
Ответить

аль-каида ваши братья, казах? это в суть вашей любви и поддержки террористов вы мне постоянно предлагаете проникнуть, призывая принять ислам?))) или может быть вы думаете что ваше возмущение "исламофобией" будет казаться мне менее лицемерным после такого?

казах 22 Мая 2010г.
Ответить

Пузон 339 будь осторожен в словах. Если кто то ошибается Аллах ему судья. Они наши братья по вере, основа одна (их пять), иман от Аллаха, убеждения бывают разными. Силен тот кто может всех объединить, наша честь, наше имущество, наша жизнь не дозволенна ни для кого. Сделай тауба пока эти слова не вернулись тебе. Аллах принимающий покояния! О Аллах объедини нашу умму, дай правильного понимания религии, и сильных правителей! Аллаху Акбар!

python339 22 Мая 2010г.
Ответить

Скорее не конфликт между мусульманами, а между мусульманами и... дураками. Которые по какой-то случайности считают себя мусульманами

Igleberger 22 Мая 2010г.
Ответить

Фитна крайне опасное дело.Кто провоцирует и разжигает фитну тот враг АЛЛАХА номер 1!Очень горько наблюдать когда мусульмане ссорятся между собой на радость лицемерам и врагам АЛЛАХА.АЛЛАХУ барт тоболба бусулба нях.Да поможет нам АЛЛАХ преодолеть наши разногласия и не выносить необоснованные такфиры в отношении друг друга.ИншаАЛЛАХ!

sergej 23 Мая 2010г.
Ответить

Митад: _QUOTElyuboy kto ne soglasen s Allahom Мы Ему, во-первых, не равны, чтобы так вот соглашаться или нет. Постарайтесь меня правильно понять. Во-вторых, крайность в любом деле вредна, в первую очередь своей бесплодностью, поглощением усилий, а то и жизней, без нормального результата. Статья по делу.

Яндекс.Метрика