Личность в контексте истории: Хасан аль-Банна

Хасан аль-Банна
Организация «Братьев-мусульман» («ихван аль-муслимин» – араб.) уже давно находится в центре внимания всего мира, а не только арабо-мусульманской его части. Очевидно также, что «ихванов» в информационном пространстве систематично пытаются представить в негативном дискурсе как «фундаменталистов», «экстремистов», а даже «террористов». При этом, можно заметить, что подобные оценки, как правило, основываются на неких, довольно поверхностных фактах и событиях проходящих по текущей медийной ленте и так происходит, пожалуй все последние десятилетия. Но широкая читающая и слушающая общественность практически не знакома с историей формирования организации «Братьев-мусульман» и ее идеологии. А ведь только с учетом этого можно составить объективное представление о том, о чем разные авторы говорят по разному, не всегда адекватно реальности. Попробуем восполнить этот пробел, поместив в контекст истории личность основателя организации «Братьев-мусульман» Хасана аль-Банны.



Хасан Ахмед Абд-Рахман Мухаммад аль-Банна родился 14 октября 1906 года в египетском городке Махмудийя, в дельте Нила, к Северо-Западу от Каира. Его отец, шейх Ахмад Абд ар-Рахман ас-Саати, исполнял обязанности имама и работал часовщиком. Он принадлежал к мазхабу ханбали и даже считался одним из знатоков в данной правовой школе ислама. В частности он разработал методику исследования – отслеживания изначальной ханбалитской традиции у последующих поколений богословов.



Начальное образование аль-Банна получил при мечети в Махмудийи, а в 1923 году поступил в каирский Дар уль-Улум (педагогический институт, целью которого была подготовка учителей не столько «традиционных», сколько «современных» дисциплин для средней школы). Он оканчивает его в 1927 году и становится учителем средней школы в городе Исмаилия, где располагалась штаб-квартира администрации Суэцкого канала.



Здесь вернемся несколько назад, чтобы рассказать о том как и в какой атмосфере формировались взгляды Хасана аль-Банны. Безусловно, на него оказало влияние ханбалитский мазхаб, к которому принадлежал его отец, прежде всего строгое и принципиальное следование букве Корана и Сунны. Одновременно для молодого аль-Банны характерен динамичный духовный поиск. Он читает также и суфийскую литературу, вступив впоследствии в тарикат «Хассафийя».



Кроме того, когда аль-Банна было всего 13 лет, началась египетская революция 1919 года. Это была первая общенациональная и ненасильственная революция, направленная против британского владычества в Египте и Судане, ставшая, кстати, во многом образцом для движения за независимость Индии Махатмы Ганди. В ее ходе использовались лишь такие методы, как кампании гражданского неповиновения, забастовки и т.п. Несмотря на свой, более чем юный возраст Хасан активно участвовал в демонстрациях, сочинял политические памфлеты, и даже создал нечто вроде молодежного общества реформаторов.



Активная религиозно-политическая деятельность отличала аль-Банну и в годы учебы в Дар уль-Улум. Здесь, не в последнюю очередь благодаря связям своего отца, он сблизился с «Исламским обществом за благородство мусульманской морали» и «Мусульманской ассоциацией молодых людей». В журнале этой организации «Маджаллят аль-Фатх» молодой аль-Банна опубликовал около 15 статей, преимущественно по общественным вопросам. То, есть можно сказать, что уже в детстве и ранней юности аль-Банна сформировался как активно и глубоко практикующий верующий и как политический активист. Впрочем, в те годы вне политики оставаться было невозможно. Все более очевидным становился конец колониальных империй, хотя первые десятилетия прошлого века можно назвать пока еще только началом этого конца. Но одновременно движения мысли во многих странах мира остро ставили вопрос – по какому из двух альтернативных путей пойдут освободившиеся страны – пути либерального секуляризма с его безудержным пониманием свободы или же по пути опоры на духовность и традицию? Для мира ислама, учитывая интегральный характер этой религии, данный вопрос становился едва ли не вопросом первостепенной важности, а противостояние между «секулярным» и «религиозным» началами в общественной жизни все явственней приобретало черты антагонизма.



Итак, аль-Банна работает учителем в Исмаилии. В те времена это был город, пожалуй, с наиболее значительным иностранным присутствием в Египте, ведь, как уже указывалось выше, его население в основном было связано с обслуживанием такой важной международной транспортной артерии как Суэцкий канал. В Исмаилии жизнь и деятельность британцев в Египте оказалась у аль-Банна, что называется перед глазами. Он был потрясен той роскошью, в которой, будто в другом мире, жили британские сотрудники администрации канала и соседствующей с ней беспросветной нищетой египетских рабочих. Это заставило молодого человека еще раз задуматься о колонизации, в том числе культурной арабо-мусульманского мира со стороны Запада и острой необходимости ей противостоять. Одновременно он почувствовал всю слабость либеральной позиции партии «ВАФД», бывшей в авангарде революции 1919 года. Вокруг аль-Банны в марте 1928 года собралось еще шесть единомышленников, преимущественно, работников различных предприятий, связанных с обслуживанием Суэцкого канала. Так возникло ядро организации «ихван аль-муслимин» (Братья-мусульмане).



Поначалу она ничем не отличалась от многих подобных ассоциаций и клубов религиозно-националистической ориентации, занимавшихся преимущественно воспитанием религиозного благочестия и благотворительностью. Однако уже через 10 лет число членов организации перевалило за полмиллиона, ее отделения существовали во всех мухафазах (провинциях) Египта и даже в некоторых соседних странах, а штаб-квартира переехала в Каир.



Каковы же причины столь быстрого и успешного роста «ихванов»?



Как представляется, это, во-первых, личная харизма лидера-основателя, пошедшего с проповедью, что называется в «народ». Аль-Банна проповедовал не только в мечетях Исмаилии, но даже в кофейнях и других общественных местах. Он вступал в диалог, живую дискуссию с людьми. Часто возникали разногласия по второстепенным богословским вопросам, и аль-Банна старался всячески их избегать.



Второй момент заключается в том, что, основываясь на понимании ислама как интегрального учения, охватывающего все стороны человеческого бытия, основатель «Братьев-мусульман» сделал ставку на создание горизонтальной сети, включающей в себя и политические структуры, благотворительные организации, мечети, различные объединения по полу возрасту, интересам. Об этом так прямо и было сказано на пятой конференции «ихванов»: «Границы деятельности организации простираются от политических партий до спортивных клубов». В этом видится попытка создания некоей пробной модели исламского социума на уровне, который сейчас принято называть гражданским сообществом. В этом смысле «Братьев-мусульман» можно сравнить с таким явлением наших дней, как движение Фетхуллаха Гюлена «Хисмет». У них есть сходство в роли лидера, старающегося как можно более активно и неформально проповедовать свои идеи широким слоям мусульман и в стремлении создать широкую и многопрофильную сеть-ассоциацию, где каждый из сторонников мог, что называется, найти себя, найти применение своим способностям и склонностям. Другое дело, что «ихваны» изначально действовали в очень остро политизированной среде и поэтому политическое начало, безусловно, доминировало и доминирует у них ныне. Со всеми плюсами и минусами такого положения вещей.



Что можно сказать о политическом мировоззрении Хасана аль-Банны? Его вряд ли можно назвать фундаменталистом, стремящимся «назад, к изначальной традиции Пророка». Подход аль-Банны, скорее, иной: «Вперед, в современность и будущее с традицией Пророка». Применение шариата к современной жизни, со всей ее динамичной изменчивостью – вот в чем основа политического видения аль-Банны, ставшей позднее идеологией «ихванов».



Понимая важность на данном этапе именно национально-освободительной борьбы, основатель «Братьев-мусульман» одновременно понимал, что главной перспективной целью должны стать выход за узконациональные рамки и деятельность, направленная на единство уммы (заметим, что аль-Банна оперировал в большей мере понятием «умма», а не, скажем, «халифат»).



Судя по всему, он не был сторонником насильственных действий, но понимал, что политика – это искусство возможного, и в различных ситуациях формы и приемы деятельности могут варьироваться. Впрочем, здесь можно многое анализировать и домысливать, но наверное лучше всего скажет за себя текст, известный как «Десять принципов Хасана аль-Банна», сформулированный на основе публикаций и выступлений основателя «Братьев-мусульман».



1. Единство уммы. Аль-Банна считал это первичной и самой важной задачей, к решению которой необходимо стремиться: «Не впадайте в разногласия, иначе вы потеряете направление ветра и потерпите неудачу».



2. Согласие по принципиальным вопросам. Необходимо исходить из того, чтобы считать каждого, кто произнес шахаду, нашим братом и членом уммы.



3. Предположи, что Ты, а не Твой брат-мусульманин может заблуждаться и подумай как можно отыскать Истину беспристрастно.



4. Важна манера, в которой ведется спор. Вы должны живо и учтиво выслушивать аргументы Вашего брата, а свои аргументы выставлять с учтивой улыбкой на лице, вне зависимости, складывается результат в вашу пользу или наоборот.



5. Избегать споров, самодовольства и умаления других. Аль-Банна говорил: «Ни один народ не сбивался с пути, будучи ведомым, если не впадал в ссоры и споры». И еще одна цитата «Тот обретет долю на Небесах, кто оставит споры, будучи неправым, но еще большую долю обретет тот, кто оставит споры, будучи прав».



6. Возможность сразу нескольких правильных ответов на тот или иной вопрос. В этом случае аль-Банна всегда вспоминал хадис, когда Пророк, на пути к племени бану Курайза наказал сахабам прочитать намаз аср, как они обычно это делают. Некоторые прочитали намаз в точно назначенное время, некоторые – после того, как прибыли к назначенному месту к бану Курайза, уже после захода солнца. Пророк одобрил и тех и других.



7. Групповое участие в согласовании различных вопросов и прощение друг друга в случае несогласия. Хасан аль-Банна подчеркивал: «Мы все согласны с запретом на алкоголь, прелюбодеяние. Мы согласны с тем, что правительства должны управлять согласно Корану, поэтому давайте пригласим правителей делать это на практике. Мы согласны с тем, что честь и взаимоуважение свойственны мусульманам, так давайте распространять эти идеалы среди них. Мы согласны с тем, что джихад – это способ обрести честь и достоинство, поэтому необходимо вести духовное и физическое воспитание личности и наших детей должным образом».



8. Никогда не забывать об опасности наличия общего врага. Аль-Банна постоянно напоминал о наличии внешних врагов, не особенно различающих мусульман, принадлежащих к различным народам или направлениям в исламе. Эти враги, со своей стороны, считают всех мусульман врагами своей религии и под этим предлогом стремятся захватить их земли и ресурсы. Поэтому единство мусульман также необходимо для противостояния возможной агрессии.



9. Создавать больше возможностей для производительного труда. Аль-Банна указывал на двойную цель всякого человеческого труда: производить больше изделий, нужных в жизни и освобождать человека от зла праздности. Он призывал «Братьев» быть успешными в учебе и труде, искать доходов из законных источников с тем, чтобы избежать зависимости от других людей. Аль-Банна призывал также сторонников выполнять обязанности, которые со стороны могут даже и не считаться таковыми, а именно: посещение далеких и ближних братьев, добровольческая деятельность, ежедневные размышления над тем, как и что удалось совершить ради Аллаха.



10. Сочувствие к тем «кто еще не узрел Света». Вместо того, чтобы злиться или выставлять напоказ их недостатки, аль-Банна никогда не нападал на своих хулителей и врагов тем более, в межличностном плане, прося помощи у Аллаха для того, чтобы сделать Его послание более ясным для подобных людей.





При жизни аль-Банна самым важным событием, показавшим реальные возможности и влияние «Братьев-мусульман» стало арабское восстание в Палестине 1936-1939 гг. Именно «ихваны» развернули мощную кампанию в поддержку палестинцев с распространением пропагандистских материалов, проведением демонстраций и особых молений. Кроме того, «Братья-мусульмане» организовали сбор средств в помощь восставшим палестинцев. Большую часть этих средств дали рабочие и крестьяне-феллахи и значительно меньшую – люди состоятельные. Именно благодаря «Братьям-мусульманам», палестинское восстание приобрело значение не только общеарабской, но и общемусульманской проблемы.



События 1936-1939 гг ставят еще один деликатный вопрос – об отношении арабских националистов вообще и «Братьев-мусульман» в частности к Гитлеру. Именно к этим годам относятся утверждения о том, что «ихваны» были чуть ли не пятой колонной нацистов на Ближнем Востоке, что они распространяли в переводе на арабский язык «Майн Камф» и другую подобную литературу. Правда, реальных фактов о том, что «ихваны» были «пятой колонной» так до сих пор и нет, равно, как и нет свидетельств каких либо симпатий к Гитлеру и нацизму у самого Хасана аль-Банна.



Объяснить все-таки имевшее место определенную симпатию среди арабских националистов к «фюреру» можно тем, что они видели в нем из своего североафриканского далека и не вдаваясь в особенности идеологии, союзника в борьбе против британских колонизаторов, что для арабов было актуальнейшей и болезненной проблемой (кстати, прогитлеровские симпатии в молодости характерны и для будущего лидера египетской революции 1952 г. Гамаля абд аль-Насра).



Собственно, аналогия, была и в России. В первые месяцы и годы войны приход гитлеровцев воспринимался многими (в том числе и представителями православной церкви, как освобождение от безбожного коммунизма), поэтому вермахт во многих местах встречали колокольным звоном и хлебом-солью. Это только позднее стало все понятнее…



После войны, в 1948-1949 гг., обстановка в Египте вокруг «Братьев-мусульман» осложнилась. Это произошло вскоре после того, как «ихваны» отправили добровольцев на арабо-израильскую войну, но главной причиной стало все более возрастающее влияние организации, в которой власти тогдашнего монархического Египта не без основания увидели своего главного и трудно победимого конкурента. После нескольких явно организованных провокаций «ихваны» были обвинены в попытке государственного переворота, и по инициативе премьер-министра Махмуда ан-Нукраши-паша в декабре 1948 года их организация была распущена, ее активы, а также собственность ряда членов были конфискованы. Но 28 декабря премьер был убит у входа в здание министерства внутренних дел страны студентом ветеринарного отделения университета короля Фуада Абдельмегидом Ахмедом Хассаном. В ходе следствия было установлено, что он является членом организации «Братьев-мусульман». В это время аль-Банна обращается с открытым письмом, в котором осуждает этот террористический акт как несовместимый с исламом и что «Братья-мусульмане» могут, в соответствии с духом и буквой Корана использовать силовые приемы лишь как крайнюю меру самозащиты от превосходящего насилия.



12 февраля 1949 г Хасан аль-Банна вместе со своим шурином Абдул Каримом Мансуром ждали в штаб-квартире своей организации в Каире для переговоров министра Заки Али Баша, который представлял сторону правительства на переговорах с «Братьями-мусульманами». В течение дня министр так и не приехал, и в пять часов вечера аль-Банна с зятем вышли на улицу, чтобы поймать такси. Но вместо такси, их самих поймали пули, выпущенные невесть откуда появившимися неизвестными людьми. Хасан аль-Банна скончался на месте. Ему было всего 42 года.



С тех пор аль-Банну зовут «Шахид-имам Хасан аль-Банна», а его детище продолжало существовать, причем даже в более драматичных обстоятельствах, чем это было при жизни основателя организации «Братьев-мусульман». И сейчас «ихваны» переживают трудные времена. Представляется, что столь серьезный запас прочности организации «Братьев-мусульман» обусловлен, не в последнюю очередь, идеями, сформулированными и заложенными в практику «ихванов» основателем организации.



А исторический спор между исламской политической философией и секуляризмом в Египте и арабском мире пока что не закончен.

Автор: Исмаил Валерий Емельянов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Дамир 22 Мая 2019г.
Ответить

Учитывая,что Рашка спонсирует не только эту террористическую организацию,то статья как бы сама по-себе закономерна(по-вашим понятиям).

rashad muradov 28 Августа 2014г.
Ответить

Хаким Нишабури привёл хадис Сакалейн от Абаль Туфайла и от Зейда ибн Аркама. Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и Род Его) после восхваления Господа и нравоучений сказал: “ Поистине, я оставляю среди вас две вещи. Если вы будете следовать им, никогда не заблудитесь. Книгу Аллаха и моё семейство (Ахли бейт)“. Затем его светлость сказал: “… Кому я покровитель, тому и Али покровитель“ “Мустадрак Хаким“, том 3, стр. 110. Так-же “Сахих“ Муслим, том 7, стр. 122. ,“Муснад“ Ахмад, том 5, стр. 181, “Сахих“ Термези, том 5, стр. 621

Umar2014 18 Августа 2014г.
Ответить

Я слышал , что Хасан аль-Банна был хорошим человеком, да смилостивится над ним Аллах, но лично ни в какие «Братья-мусульмане», «Х.из.бут.тахр.р»,«Хабашиты» или иные группировки не пойду. Не считаю нужным, а только засоряющим мозг. Вот есть Путь Сунны , т.е. Ахлю-Сунна всё и пошёл вперед по курсу, ни какие группировки-только пророческий Путь. (я не имею ввиду Хамас-это национально-освободительная группировка-не путать).А что это за Путь? Это Коран, Сунна, Кыяс и Иджма. Держитесь, братья, за вервь Аллаха коренными зубами и не следуйте за еретиками!

vl 18 Августа 2014г.
Ответить

Выдающийся мухаддис 20-го века, известный ученый Египта шейх Ахмад Шакир (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Нам достоверно известно, что движение шейха Хасана аль-Банна и его партия »Братья мусульмане« спонсируются коммунистами и иудеями. Эта партия превратила исламский призыв в разрушительный преступный призыв».

rashad muradov 28 Августа 2014г.
Ответить

Хаким Нишабури привёл хадис Сакалейн от Абаль Туфайла и от Зейда ибн Аркама. Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и Род Его) после восхваления Господа и нравоучений сказал: “ Поистине, я оставляю среди вас две вещи. Если вы будете следовать им, никогда не заблудитесь. Книгу Аллаха и моё семейство (Ахли бейт)“. Затем его светлость сказал: “… Кому я покровитель, тому и Али покровитель“ “Мустадрак Хаким“, том 3, стр. 110. Так-же “Сахих“ Муслим, том 7, стр. 122. ,“Муснад“ Ахмад, том 5, стр. 181, “Сахих“ Термези, том 5, стр. 621

Umar2014 18 Августа 2014г.
Ответить

Я слышал , что Хасан аль-Банна был хорошим человеком, да смилостивится над ним Аллах, но лично ни в какие «Братья-мусульмане», «Х.из.бут.тахр.р»,«Хабашиты» или иные группировки не пойду. Не считаю нужным, а только засоряющим мозг. Вот есть Путь Сунны , т.е. Ахлю-Сунна всё и пошёл вперед по курсу, ни какие группировки-только пророческий Путь. (я не имею ввиду Хамас-это национально-освободительная группировка-не путать).А что это за Путь? Это Коран, Сунна, Кыяс и Иджма. Держитесь, братья, за вервь Аллаха коренными зубами и не следуйте за еретиками!

vl 18 Августа 2014г.
Ответить

Выдающийся мухаддис 20-го века, известный ученый Египта шейх Ахмад Шакир (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Нам достоверно известно, что движение шейха Хасана аль-Банна и его партия »Братья мусульмане« спонсируются коммунистами и иудеями. Эта партия превратила исламский призыв в разрушительный преступный призыв».

Яндекс.Метрика