Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Лишившись джипа, национальный лидер встал на путь ислама

Ильяс Рафиков - один из ярких ораторов в Тюменской области

Ильяс Рафиков - один из ярких ораторов в Тюменской области

Теги:

26
15 Марта 2012г.

Год назад руководителем комитета по науке и образованию Казыятского управления мусульман Тюменской области был избран кандидат исторических наук Ильяс Рафиков, стоявший у руля национального возрождения в 90- годы, десять лет возглавлявший Ассоциации сибирских татар Тюменской области. Несколько месяцев назад Ильяс Киреевич возглавил исполнительный орган мусульманской организации. О своем пути в ислам и перспективе ислама в области председатель исполкома рассказывает в интервью нашему корреспонденту в регионе.



- Уважаемый Ильяс Киреевич! За год, с тех пор как Вы примкнули к Тюменскому казыяту, мусульманская организация провела, мне кажется, как никогда много мероприятий. Акций следовали одна за другой . Один из круглых столов, организованных Вами, был посвящен перспективам и путям развития ислама в Тюменской области? Как считаете Вы сами, каковы они, пути развития, что мешает полноценному выполнению мусульманами своей миссии?



- Я думаю, здесь комплекс проблем. Несомненно, влияет и отсутствие единства, и разное понимание ислама мусульманами. Достаточно вспомнить прошлогоднюю встречу в областном комитете по делам национальностей, когда главы двух мусульманских организации стали спорить между собой, вспоминать взаимные обиды, высказывать претензии, говорить, как один препятствовал другому в строительстве мечети и т.д.

Вне сомнения, проблемой является и недостаток квалифицированных кадров. Здесь надо уточнить, о каких кадрах идет речь. Не всем, кто выучился в Саудовской Аравии и ряде других стран, я рекомендовал бы доверять детей на обучение. По понятной причине - чтобы выучившись, дети не заявляли отцам, что они не так молятся, не так хоронят. Мы ощущаем нехватку богословских кадров из носителей традиционного ислама.

Кроме того, ряд руководителей, как мне кажется, главной своей задачей видят сдерживание развития ислама, что загоняет проблему внутрь, ведет к появлению радикалов.



- Вы говорите о сдерживании госслужащими развития ислама, а ведь в Тюменской области именно органы власти выступили инициаторами открытия филиала Казанского РИУ.



- В какой-то момент в коридорах власти поняли, что проблема назрела. Открытие филиала Казанского РИУ – попытка решить вопрос подготовки кадров, которые соответствовали бы местной религиозной традиции, сложившейся здесь в течение веков. Ведь не секрет, что та традиция, которая сегодня пропагандируется, вступает в противоречие с местными адатами. Нас уже через газеты, финансируемые из бюджета, учат, что не надо проводить три, семь, сорок дней, что мавлид – это бидгат. Проблема назрела и открытие филиала Российского исламского университета это выход из ситуации, тем более, что вуз является казанским, учебная программа разработана нашими братьями по ханафитскому масхабу и по крови.



- Вы были одним из тех, кто выступал против возведения памятника атаману Ермаку? Вопрос на время ушел в тень, но можно не сомневаться, что через год-два он вновь всплывет. Каким Вы видите выход из ситуации, чтобы все стороны спора остались довольны?




- В начале 90-х годов, когда я работал в Институте проблем освоения севера и отвечал за концепцию развитию области, мы в своих программах прописывали роль казаков, показывая пути развития, предлагая возрождать станицы, если мы хотим создать становой хребет государства. И уже в то время в воздухе витала идея установки памятника атаману Ермаку в центре Тюмени. И я тогда говорил, и в администрации, и в своих выступлениях, что если мы не остановим инициаторов сооружения памятника, то вобьем клин в отношениях между русскими и татарами, памятник создаст огромную проблему. Мы собрали съезд Ассоциации татар, и четко заявили, что выступаем против памятника. В конечно итоге администрация поняла, что идея некоторых лидеров казаков может привести к отрицательным последствиям.



Около двух лет тому назад, когда я был уже далек от общественной работы, процесс вновь начал набирать силу. Я тогда понял, что если я не подключусь, не подключится Анас Гаитов, и другие активисты, межнациональный мир в одно мгновение может зашататься. Мы пошли на съезд казаков, где обсуждался вопрос с памятником. И тогда, выступая перед казаками, я говорил, что казачество – это не просто сословие, это сплав народов, населяющих Россию, это становой хребет, казаки в прошлом скрепляли единство страны, и было бы непростительной ошибкой разрушать эта единство самими казаками, сооружая памятник личности, воспринимаемой неоднозначно. После съезда ко мне подходили казаки, соглашались с выступлением. Ведь не секрет, что большую часть казаков составляли тюрки. И если обратиться к истории, то корни казачества, его истоки лежат не в христианской цивилизации, казачество пришло к нам не с Византии, оно есть порождение мусульманской Золотой орды.



В общем-то, ученые, да и многие из казаков сами это признают, и то, что слово «казак» имеет тюркское происхождения. В начале 90-е годов нам предлагали создать татарское отделение в Сибирском казачьем войске, возродить Татарский казачий полк Кульмаметьева. Но в Ассоциации мы не смогли придти к единому мнению, часть наших активистов выступила против.



Но я думаю, что идея возрождения мусульманского казачества не потеряла актуальности и сегодня. Не нужно сторониться казаков, надо идти к ним, возрождать станицы. Казачество станет реальной силой, когда в него вольются и татары, и казахи, и башкиры, и калмыки. В Сибири, особенно в Тюменской области, огромный сплав народов. У меня 17 племянников, большая часть их записана русскими. По переписи 1989 года, 52 процента татарских женщин Тюменской области были замужем за русскими. Еще больший процент составляли семьи, где муж татарин, жена – русская. Мои дети наполовину русские. Я думаю, что и сегодня цифра мало изменилась.



Памятник в Тюмени нужен, но он должен отражать саму сущность многонационального казачества, это должен быть собирательный образ, который бы воплотил единство христианского и мусульманского казачества.



- Расскажите, как Вы пришли в ислам, кем были Ваши предки?




- Я родом из Ембаево, духовного центра мусульман Тобольской губернии, хотя вырос в русском поселке Винзили. Отец мой учился в медресе Ембаево, где директором был в одно время мой дядя Рафиков Минглигирей. Мы ведем род от бухарцев, переселивших из Средней Азии в Сибирь, после указа царя Бориса Годунова. Предки были имамами и торговцами. Моя тетя по отцу – родная сестра купца Нигматуллы Кармышакова, который построил исламский комплекс в Ембаево, содержал медресе.



Отец рассказывал, что на религиозные полемики в мечеть Нигматуллы приезжали богословы даже из Бухары, учеба в медресе была организована по джадидскому методу и на достаточно высоком уровне. Это я знаю по отцу, который помогал мне с латынью, когда я учился в Ленинградском университете.



В ислам я пришел лет семь-восемь назад, после одного случая, не знаю, говорить об этом или не стоит… После десяти лет в Ассоциации татар Тюменской области, оставив эту деятельность, потеряв должность в вузе, я начал новую для себя жизнь. Без особых средств к существованию, так как пока многие занимались бизнесом, я все эти годы был занят общественной работой, создавал вместе с коллегами-общественниками татарское отделение в университете, открывал областную татарскую газету, радио, телевидение и т.д. То есть я упустил время и возможность создать комфорт вокруг себя и своей семьи.

Я стал наверстывать упущенное время, создал строительную организацию, дела пошли неплохо, и где-то годика через два Алла Тагала за прошлое служение народу отблагодарил меня. Я построил дом, купил джип, появилась спецтехника. И однажды, когда я находился в спортзале, машину угнали. И вот я лежу у себя дома и мысленно обращаюсь ко Всевышнему: о Алла Тагала, если бы Ты вернул мне машину, я бы стал ходить в мечеть каждую пятницу, помогал бы мусульманам…

Во время хаджа в МеккеВо время хаджа в Мекке




Дня через четыре стук в дверь. Открываю, стоит милиционер, говорит, ваша машина нашлась, езжайте забирать в Курган. Я был поражен. И когда в Кургане я спросил у милиционеров, часто ли находят в целости угнанные машины, мне сказали, что последний раз такое было восемь лет назад. После этого случая я каждую пятницу стал ходить в мечеть на джума, научился намазу и некоторым аятам. Но иман был еще слабоват, намазы я совершал вечерами, собирая все накопленное за день. Три года назад Фатых-хазрат предложил мне поехать в хадж, имелось свободное место. Так я оказался в Мекке. Хадж произвел на меня сильное впечатление, я зарядился иманом. Вернувшись, включился в жизнь уммы, по мере возможности помогал в строительстве мечетей, участвовал в мусульманских мероприятиях, круглых столах.



- Продолжу: пытался создать Координационный совет мусульманских организаций Тюменской области.




- Да, было такое.



- Проблема региональной структуры ДУМАЧР, которую Вы представляете, в отсутствие своей мечети в Тюмени. Почему не дают землю под строительство, тогда как две другие структуры – ДУМ ТО и ЦДУМ – без проблем разрешили вопрос со своими мечетями в областном центре?



- Я всегда говорил в администрации, что у нас в регионе три централизованные организации и к ним надо относиться одинаково. Это ДУМ Тюменской области Галимзяна Бикмуллина, которое объединяет большую часть мусульманских организаций и имеет 3 мечети в Тюмени. Это Тюменский мухтасибат ЦДУМ под руководством Ильдара Зиганшина, у которого 1 община и 1 мечеть. И это ДУМАЧР по Тюменской области под началом Фатыха Гарифуллина с 11 организациями и 20 религиозными группами, которое не имеет областной мечети, проводит джума в частном доме.



Сегодня Бикмуллину предоставлен еще один участок, и мы рады этому. Он хочет построить крупную соборную мечеть, и мы поддерживаем его стремление. Зиганшин тоже хочет рядом с действующей мечетью на улице Мельникайте строить более крупную соборную мечеть от ЦДУМ. Мы его также всячески поддерживаем его. И мы хотели бы, чтобы и они поддержали нас. Пусть у каждой структуры будет своя мечеть.



- Все-таки, в чем реальная причина, на Ваш взгляд?




- Причины лежат в событиях 15-20 летней давности, когда вместе со страной СССР рушилась и единая мусульманская структура. Отношения между администрацией и ДУМАЧР не сложились изначально, новую структуру чиновники восприняли с опасностью. И это, между прочим, стало хорошим «подарком» для других. В свое время один из активистов ЦДУМ говорил мне, что если бы не было ДУМАЧР, то его следовало бы придумать. Активность АЧР способствовала созданию организации ЦДУМ в Тюмени и предоставлению ей участка для строительства мечети, которая сегодня, как и другие мечети, переполнена в пятничные дни.



Ситуация действительно ненормальная, потому что работа, которую ведет наша организация в Тюмени и районах, зиждется именно на традиционном исламе. У нас нет ни одного имама, кто бы учился за рубежом и вещал бы какие-то радикальные вещи. Мы придерживаемся принципа срединности в исламе. Я думаю, что за десять лет работы Казыятское управление заслужило право на мечеть, тем более, что Фатых Гарифуллин был одним из тех, кто возрождал ислам в Тюменской области. Он организовал в 1993 году первое в области медресе «Белем» при седьмом училище. В наших деревнях люди видят его подвижническую деятельность, он последовательно выступает за межконфессиональное сотрудничество и межнациональное братство, участвуя в мероприятиях патриотических, ветеранских организаций, других конфессий. Наш имам Амир Балдин - единственный человек в области, публично выступающий против идеологии новых хариджитов. Весь сложившийся коллектив АЧР по Тюмени и районам, вся наша активная молодежь, является носителем традиционного ислама.



Мы поддерживаем желание администрации участвовать в строительстве новой мечети для ДУМТО. Нашей же организации не нужна такая роскошная мечеть. И мы ведь не просим построить нам мечеть. Дайте нам землю, мы сами ее построим.



Безусловно, мы продолжим добиваться участка. Двадцать лет назад, когда я возглавил Ассоциацию татар Тюменской области, было не менее трудно.



- Недавно Вас выбрали руководителем исполкома мусульманской организации. В связи с этим планируется ли «переформатирование» ее работы? Какие новые проекты разработаны Вами и коллегами?

Круглый стол под руководством И.РафиковаКруглый стол под руководством И.Рафикова




- Главное – реальная практическая работа. Нужно четко организовать деятельность по каждому направлению, будь то в области исламского образования или религиозных мероприятий. Планомерное движение вперед. Правилом для нас должно стать слова: если не я, то кто? Недавно мы провели ряд встреч в департаменте образования, в результате которых удалось достичь взаимопонимания в области преподавания основ ислама, проведения региональной олимпиады «Юные знатоки ислама», как у наших соседей по Свердловской области. Проведено совещание в городском центре детского творчества «Этнос» относительно сотрудничества по вопросам подготовки учебно-методического материала по основам ислама. Мусульманские праздники мы проводим, в том числе, в центре города в форме благотворительных акций, что дает большую возможность для общения с тюменцами, нежели это было бы в мечети. Совместно с сектором изучения этноконфессиональных отношений Института гуманитарных исследований Тюменского госуниверситета готовим научно-практическую конференцию «Тюмень – колыбель ислама в Сибири». Посещаем мечети сел и деревень, в которых ждут от нас реальных дел. Идет конкретная практическая работа.



Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (26) Версия для печати

Добавить комментарий

Hanif ★★
17 Марта 2012г.
Ответить

Ничего не понял.

TOTAR
17 Марта 2012г.
Ответить

помоему странный это ты.потому ,что 3 мазхаба придержи. матуриди ,а1мазхаб ашари на протяжении уже 1000 лет и ,что ты об этом не знаешь очень странно, а ты по акыде кого придерживаешся?

Hanif ★★
17 Марта 2012г.
Ответить

Totar.
"это когда следуешь одному из четырёх мазхабов по фикху и по акыде матуриди или ашари".
Странно, а почему фикх берешь от одних, а акыду от них не берешь, а берешь её от тех кто им противоречит.

1)Абу Ханифа сказал: «У Него есть Рука (йад), Лик (ваджх) и Сущность (нафс), о чём Всевышний Аллах упомянул в Коране. Упомянутые Всевышним Аллахом в Коране Лик, Рука и Сущность относятся к Его качествам, в отношении которых нельзя задавать вопрос «каковы (они)». Кроме того, нельзя говорить, что Его Рука – это Его могущество (кудра) или Его милость (ни’ма), п...
Читать дальше

TOTAR
17 Марта 2012г.
Ответить

ты не смотри на эти хорошие новшества,а смотри на акыду,если Богу приписывают ноги, руки ,место и т д .вот это иесть настоящее православие-образ.

Rinat Piterski ★★
17 Марта 2012г.
Ответить

"TOTAR (16 марта 2012, 15:47):считаю.этими взрывами как рас и занимается фсб тоесть они планируют и сами взрывают. только не своими руками ,а руками вохабистов "
________________________

Если сказать фсб, то получается и обвинения ко всем сотрудникам фсб. Многие фсбэшники я думаю, что сами не знают о истинных террористах.
Обычно в некоторых странах естьнекие спецподразделения, которые занимаются терроризмом и все валят на некие религиозные или национальные группы.
Чтобы уяснитьо чем я , нужно прочесть статью об аресте мусульманина, где один из со...
Читать дальше

putnik mim
16 Марта 2012г.
Ответить

Салям алейкум мусульманам,мир и остальным,ненавязываюшим явно или скрытно вражду мусульманам(меж собой,во вне и тд). Прочитал здесь,на исламском сайте,комментарии и остался с горечью на душе. Сколько подозрений.спешных обвиненний в самых "вражеских"намерениях другого(и,главное,бездоказательно!,просто из за, возможно ошибочных,легкомысленных,но незлонамеренных высказываний другого.?.),сколько, помимо НЕТЕРПИМОСТИ,всякой разновидности хулы..?.. Если такое допускается к тем,которые говорят -я мусульманин,нет божеств,кроме Аллаха(Единственного Бога),и Мухаммад раб и посланник Аллаха,на э...
Читать дальше

АбуМухаммад ★★★
16 Марта 2012г.
Ответить

Да !!!!!!! в каких книгах по фикху 4 мазхабов акыде матудири и ашари есть хукум о маджлисах и чтениях Корана в 7,40 дней и годовщина???
как вычисляется та жа годовщина по мусульманскому календарю или по западному???

forrum2008 ★★★
16 Марта 2012г.
Ответить

Если кто то поливает т.н. вахабитов, то это значит , что он шиит!

forrum2008 ★★★
16 Марта 2012г.
Ответить

А лучше проучиться лет 7 в Египте к примеру.

TOTAR
16 Марта 2012г.
Ответить

считаю.этими взрывами как рас и занимается фсб тоесть они планируют и сами взрывают. только не своими руками ,а руками вохабистов ,разве Аллах не запретил убивать невинную душу.женщин,детей ,стариков, давайте разберёмся.мне говорили ,что главари-амиры вахабистов дали фетву на убийство кафиров хоть женщ,детей,это так .здесь есть знающие своих амиров вахабисты?

TOTAR
16 Марта 2012г.
Ответить

Тотар. В застенках сидят одни вахабиты, а почему они там сидят почему им в мечетях не сидится? что свининки поесть захотели не пойму .объясните не грамотному? а насчёт меня : не хочу не в тюрьму ,не служить фсб, хочу быть рабом Аллаха.найти его довольство.инш АЛЛАХ

karakipchak
16 Марта 2012г.
Ответить

Что то вас ребята не пойму. Вы считаете, что не должно быть спецслужб? А если какой-нибудь придурок взорвет поезд, где едет ваш родственник, кого вы будете винить? Кто должен отслеживать таких придурков, если не спецслужбы. И с кем если не со спецслужбами своей родной страны должны сотрудничать муфтии на благо спокойствия, мира и процветания. Именно со своим государством, а не со спецслужбами исраиля ил королей саудов сотрудничают муфтии, что тут плохого.

    halim_sh
    21 Марта 2012г.
    Ответить

    Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух, брат.

    Эти товарищи не дадут Вам вразумительного ответа. У них нет понятия Родины. И они против спокойствия, мира и процветания. Потому, что не следуют Сунне Пророка, мир ему и довольство Всевышнего, который сказал: "Защита Отечества - половина веры". И который также сказал: "Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит". Одна желчь и злоба.

    Они кичатся своими сомнительными знаниями и не вспоминают о том, что было сказано Пророком: "Слушайте (своего правителя) и ...
    Читать дальше

TOTAR
16 Марта 2012г.
Ответить

после пят.молитвы пообщаемся

Rinat Piterski ★★
16 Марта 2012г.
Ответить

"АбуМухаммад: чтобы выучившись, дети не заявляли отцам, что они не так молятся, не так хоронят"
___________________
Пусть заявляют и ставят бабаев на правильный Исламский Путь, а не на - "один бабай так завещал". давно пора выкорчевывать из Ислама (нынешнего) все нововведения: в основном подражания РПЦ. Те же 3, 7, 40 дней и годовщина после смерти, фото на могилах, боти (тумары) и полумесяцы на шее, чтение намаза на кладбищах и т.д.

Rinat Piterski ★★
16 Марта 2012г.
Ответить

Тотар. В застенках сидят одни вахабиты,а "традиционационалисты" служат спецслужбам. Выбирай; ты с кем?

Rinat Piterski ★★
16 Марта 2012г.
Ответить

" inomjon: Vot i ya hochu davno ob etom sprosit.Kto mojet pomoch razobratsya"
______________
С кем?

абдул бари
16 Марта 2012г.
Ответить

Саляму алейкум братья не каждому открывается дорога знаний для обучения в Саудовской Аравии ,но кто там обучался конечно грамотные люди и читают коран без ошибок .они учились чтоб нас обучать- принимайте знания братья.

TOTAR
16 Марта 2012г.
Ответить

традиционный ислам подразумевается -это когда следуешь одному из четырёх мазхабов по фикху и по акыде матуриди или ашари.вопрос принимается ли твой намаз?может Всевышний кинет тебе его в лицо.и ещё если акыда не правильная хоть 1000 лет делай гыбадат его слово ветром сдувает .и если у человека нет учителя то его учитель шайтан.в книге суфи алахиёр написано .а вот вопрос что вохабисты на фсб не работают ? почему в Чечне во время войны делали коридоры и выводили боевиков? солдатам довали приказ отвернуться.это факты спросите кто там служил.

inomjon
16 Марта 2012г.
Ответить

Va aleykum assalam.Vot i ya hochu davno ob etom sprosit.Kto mojet pomoch razobratsya

Rinat Piterski ★★
16 Марта 2012г.
Ответить

Оказывается чтобы сть на намаз, нужно чтобы угнали твой джип. А вот у меня нет джипа, а намаз читю.

Rinat Piterski ★★
15 Марта 2012г.
Ответить

Ва-алейкум салам абдул бари. "Традиционный Ислам" это- сегодня муфтияты сотрудничающие со спецслужбами и зарабатывающие миллионы долларов для многочисленного семейства мунафиков-муфтиев. А нетрадиционный это - вахабиты, критикующие мунафиков сотрудничающих со спецслужбами.
Для чего КГБ? А вот ДУМ-ЦДУМ-ДУМАЧР-ДУМТО это филиалы КГБ. Вот для надзора над мусульманами в регионах они и нужны.

АбуМухаммад ★★★
15 Марта 2012г.
Ответить

Вместо того что бы говорит какой "традиционные" ислам а какой нет - лучше поучится надо хотя бы лет пять. вот так у нас муфтии , разные "лидеры" без грамотные в исламе персоны и по этому такой бардак и шатание и нет единства.

АбуМухаммад ★★★
15 Марта 2012г.
Ответить

1.Вне сомнения, проблемой является и недостаток квалифицированных кадров. Здесь надо уточнить, о каких кадрах идет речь. Не всем, кто выучился в Саудовской Аравии и ряде других стран, я рекомендовал бы доверять детей на обучение. По понятной причине - чтобы выучившись, дети не заявляли отцам, что они не так молятся, не так хоронят. Мы ощущаем нехватку богословских кадров из носителей традиционного ислама.
ОПЯТЬ ТРАДИЦИОННЫЕ ИСЛАМ??? я тоже бы не отдал своих детей в его организацию.
2. Весь сложившийся коллектив АЧР по Тюмени и районам, вся наша активная молодежь, является носит...
Читать дальше

абдул бари
15 Марта 2012г.
Ответить

Саляму алейкум братья не могу понять что такое традиционный ислам и зачем столько организаций ДУМ-ЦДУМ-ДУМАЧР-ДУМТО и у каждой организации персональная мечеть.

    абдАллах ★★★
    21 Марта 2012г.
    Ответить

    Знание о том, что такое "традиционный Ислам" скрыто, и обладают им лишь "Ученые" из аль Лубянки.