Ливанский кедр в гостях у берёзки

Президенты России и Ливана – впервые в Кремле!

Президенты России и Ливана – впервые в Кремле!

Теги:



0
04 Марта 2010г. (18 Раби аль-авваль)

Он посетил Москву с 24 по 26 февраля, где провёл переговоры с президентом РФ Дмитрием Медведевым, встретился с председателем Госдумы Борисом Грызловым, а также посетил патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина. Обсуждались давно созревшие вопросы, но прежде всего – ближневосточное урегулирование. По итогам саммита принято совместное Заявление о дальнейшем развитии и укреплении дружбы и сотрудничества между Россией и Ливаном. В частности, предполагается активизировать контакты в торгово-экономической области, развивать инвестиционные проекты и продвигать военно-техническое сотрудничество двух стран.

А почему так поздно?

Вполне уместен вопрос: а почему такое событие произошло лишь на 65 году после установления между нашими странами дипломатических отношений? Ответ в принципе прост (хотя историки могут дать множество деталей): это политика ливанского соседа Израиля и их покровителей в США, которые сделали всё возможное, чтобы сближения не было вообще, или оно задержалось бы… Накануне поездки в Москву Сулейман сказал: «Россия на протяжении столетий была на стороне нашего государства, была с нами во все те непростые моменты, которые пережил Ливан... Хотел бы выразить надежду, что Россия будет и дальше, в этом у меня никаких сомнений нет, на стороне Ливана в том, что касается решения тех судьбоносных вопросов, которые стоят в настоящее время перед нашим государством».

Кто же он – нынешний лидер «страны кедров»? Ему 61 год, он профессиональный военный. В 1970 году окончил Ливанскую военную академию, а в 1988 году принял командование армией Ливана. Страна находилась тогда под контролем Сирии, и он тесно координировал действия с Дамаском. Убийство в феврале 2005 года в Бейруте экс-премьера Рафика Харири вызвало массовые антисирийские демонстрации в Ливане. Страна разделилась на два враждующих лагеря – за и против Сирии. Сулейман не примкнул ни к одному из них, сумев сохранить нейтралитет армии и тем самым целостность государства. Президентом стал в 2008 году. По вероисповеданию он – христианин-маронит (древняя маронитская церковь вошла под крыло Ватикана и является самобытной частью огромного католического мира).

Необходимо сделать пояснение: Ливан недаром называют «межконфессиональной лабораторией». 17 религиозных общин сформировали систему взаимных противовесов и особого представительства во власти от каждой из них – «конфессионализм». Согласно этой сложной системе распределения власти пост президента в Ливане может занимать только представитель общины маронитов (все остальные ключевые посты закреплены соответственно за представителями иных конфессий). Кстати, своего рода символом всего Ливана является центр Бейрута, где почти невозможно фотографировать мечеть так, чтобы в кадр не попал храм христиан – и наоборот. На главной Площади шахидов стоят бок о бок Кафедральный собор маронитов и Джума-мечеть. Как бы вторя этой парности Ливана, его исламо-христианской сути, Мишель Сулейман нанёс в Москве визиты поочерёдно – к православному патриарху и главе Совета муфтиев. Ливанский конфессионализм для России – урок, не выучив который мы столкнёмся с негативом. Ведь у нас только территория в разы больше, и население не столь плотно – однако, этноконфессиональное разнообразие не менее велико.

О чём же договорились Москва и Бейрут?

Из политических вопросов главным и самым тревожным в повестке дня была ситуация на Ближнем Востоке. Ливан высоко оценивают роль России в урегулировании ближневосточного конфликта, её взвешенную позицию. Более того – в политических кругах Бейрута не скрывают, что заинтересованы в поддержке Москвы перед лицом непрекращающихся угроз со стороны Израиля. А Россия в последние годы наращивает своё влияние и строит новую многовекторную политику. Здесь – ключ к нескольким договорённостям.

»Итогом нашей встречи стало принятие специального совместного Заявления о дальнейшем развитии дружбы и сотрудничества между нашими странами», – сказал президент России. В этом документе зафиксирована поддержка государствами многополярного мироустройства, а также соблюдение общепринятых принципов и норм международного права, и выражены намерения развивать отношения в торгово-экономической и гуманитарной областях.

»Стороны будут координировать свои усилия для достижения всеобъемлющего справедливого урегулирования на Ближнем Востоке на основе положений резолюций 242, 338, 1397, 1515 СБ ООН и других соответствующих решений, а также мадридских принципов и арабской мирной инициативы, одобренной на саммите Лиги арабских государств в Бейруте в 2002 году», – сказано в Заявлении. Что это значит? Такое урегулирование должно предусматривать уход Израиля со всех арабских территорий, оккупированных в июне 1967 года, создание независимого, жизнеспособного палестинского государства и справедливые решения проблемы палестинских беженцев в соответствии с резолюциями Совета Безопасности и Генассамблеи ООН. Россия и Ливан «будут координировать усилия и содействовать превращению Ближнего Востока в зону, свободную от оружия массового уничтожения и средств его доставки».

»Стороны решительно осуждают терроризм во всех его формах и проявлениях и будут продолжать сотрудничать на международном уровне в противодействии терроризму в соответствии с нормами международного права», – подчёркнуто в документе.

Также у наших стран есть перспективы в расширении военно-технических связей. «Неплохие перспективы открываются в расширении военно-технических связей, контактов российских и ливанских спасателей», – сказал Медведев, напоминая всем о том вкладе, который внесли сотрудники нашего МЧС в разминирование после израильского вторжения 2006 года. Охрану сапёров и строителей мостов на юге Ливана тогда осуществляли бойцы из Чечни.

»Отмечу, что все последние годы наше деловое сотрудничество развивается с хорошей динамикой, и у него есть значительный потенциал в таких сферах, как энергетика и инвестиции, водное хозяйство и морское судоходство, туризм и охрана окружающей среды», – добавил Медведев. А глава ФСВТС Михаил Дмитриев сообщил журналистам, что Россия и Ливан в ближайшее время могут подписать рамочное соглашение о военно-техническом сотрудничестве (ВТС).

В центре Бейрута

Религия и политика – или война, или мир!

Ливан живет в состоянии конфронтации с Израилем из-за попыток еврейского государства дискредитировать другие религии, заявил президент Ливана во время встречи с главой Совета муфтиев России Равилем Гайнутдином. Волну критики со стороны арабского мира (да и всех мусульман!) получило решение израильского правительства включить в Список объектов национального наследия гробницу Рахили близ Вифлеема, расположенную у мечети Биляля, и Пещеру патриархов в Хевроне, которую мусульмане называют Мечетью Ибрахима. В пещере, согласно преданию, покоится прах Авраама и Исаака.

»В настоящее время мы живём в состоянии противостояния Израилю, поскольку он ведёт политику дискредитации других религий и пытается иудаизировать христианские и мусульманские святыни»,- сказал президент Ливана и добавил: «У нас же конституция демократического государства предоставляет права и свободы всем религиям, что создаёт эффективный диалог между цивилизациями и религиями».

Равиль Гайнутдин в свою очередь рассказал гостю о жизни уммы России, которая, по его мнению, коренным образом изменилась за последние 20 лет. «Во времена СССР нам запрещалось издавать религиозную литературу, совершать хадж, получать религиозное образование. Сегодня в России построено более 7 тысяч мечетей, существует более 50 учебных заведений – вузов и медресе. Мы направляем студентов в признанные вузы арабо-мусульманского мира для получения высшего исламского образования и глубокого изучения арабского языка», – сказал Гайнутдин. И добавил об отношениях с обществом и государством: «Мы являемся членами Совета при Президенте РФ по религиозным вопросам, работаем в Комиссии при Правительстве РФ по религиозным вопросам, представляем мусульман в Общественной палате РФ».

О значении межконфессионального мира говорилось и на встрече с православным патриархом Кириллом в храме Христа Спасителя. Патриарх отметил, что религиозный фактор всегда играл очень важную роль в политической жизни Ливана – были времена, когда он работал на консолидацию общества, установление разумных балансов во власти. Но 35 лет назад противостояние христианской и мусульманской общин привело Ливан к гражданской войне. «Мы благодарим Бога за то, что ливанский народ преодолел эту смуту, этот конфликт. И сегодня наблюдаем укрепление межрелигиозного диалога в Ливане, отмечаем разумную и сбалансированную политику власти, которая стремится содействовать этому диалогу».

В целом можно сказать: в Москве прошли исторические встречи, важные как для христиан, так и для мусульман, как России, так и Ливана, но не менее и для всего мира, особенно на Ближнем Востоке.

Автор: Джаннат Сергей Маркус

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика