Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Менталитет народа – в шрифте Корана

"Казан басмасы" – первый в мире печатный Коран, подготовленный к печати самими мусульманами

В Казани в здании ДУМ РТ прошла презентация нового издания Корана "Казан басмасы", что в переводе с татарского означает "Казанское издание". О проекте журналистам и гостям мероприятия рассказали руководитель управления Президента Татарстана по взаимодействию с религиозными объединениями Марат Гатин, муфтий Татарстана Илдус Фаизов, член редакционной коллегии Корана "Казан басмасы", руководитель информационного отдела ДУМ Камиль Самигуллин, а также известный каллиграф, заслуженный деятель искусств Татарстана Наджиб Наккаш.


До конца 18-го века у татар не было печатного Корана. Впервые в России священная для мусульман Книга была напечатана по указу Екатерины II в 1787 году в Санкт-Петербурге. Спустя более 10 лет Коран стали выпускать и в Казани, большими тиражами, уже в коммерческих целях. Многотысячные тиражи расходились за короткое время, типографии русские и татарские боролись за право печатать столь популярное в народе издание.

В этом году исполняется 225 лет со дня издания первого в России печатного Корана. За эти годы слава о "Казан басмасы" разошлась по всему мусульманскому миру. Тысячи экземпляров казанского Корана сегодня находятся и экспонируются на самых известных выставках и библиотеках исламских стран, пользуются популярностью у известных зарубежных коллекционеров изданий Корана.

– "Казан басмасы" считается одним из 14 лучших изданий Корана в мире, – рассказал журналистам Илдус Фаизов. – В мусульманском мире есть такое утверждение: "Коран был ниспослан в Хиджазе, написан в Стамбуле, прочитан в Каире, издан в Казани". Это значит, что в мире Казанское издание ценится так же, как знаменитые рукописные Кораны Стамбула, или мастерство чтецов Корана в Каире.

Илдус хазрат считает, что интерес к "Казан басмасы" в мире и в России по-прежнему высок. Вновь изданные тиражи казанского Корана пользуются большим спросом в мусульманских регионах нашей страны, особенно в Дагестане. Муфтий Татарстана также отметил, что сегодняшнее издание – часть мероприятий, приуроченных к юбилею первого печатного Корана в России. В дальнейшем планируется издание книги "Муаллим сани", обучающей чтению Священной книги.

Представитель администрации президента РТ Марат Гатин, в свою очередь, отметил, что "Казан басмасы" – первый в мире печатный Коран, подготовленный к печати самими мусульманами. Хотя печатные варианты Священной книги издавались в разных странах еще в 15-16 веках, они не были предназначены для мусульман и издавались больше для изучения Корана как объекта науки. Для издания Корана "Казан басмасы" татары специально разработали шрифты, основываясь на рукописных шрифтах, традиционно существующих в то время на территории Татарстана.

Камиль Самигуллин, более трех месяцев работавший над редактированием нового, юбилейного издания "Казан басмасы", рассказал о том, что каждый раз при подготовке к изданию в предыдущих экземплярах обнаруживаются несколько ошибок. "Это всегда опечатки или технические огрехи – например, где-то капнула типографская краска, или пропущена точка", - уточнил Камиль Самигуллин.

Как рассказал ИА IslamNews известный художник и каллиграф Наджиб Наккаш, по всей территории России в татарских деревнях до сих пор обнаруживаются еще дореволюционные экземпляры печатного казанского Корана: "Большая часть была собрана коммунистами и сожжена, но люди сохраняли Священную книгу как семейную реликвию, передавали из поколения в поколение".

По словам каллиграфа, шрифт казанского издания Корана более аскетичен, что делает его удобнее для восприятия: "У каждого крупного мусульманского народа есть свой стиль печатного шрифта Корана, в котором, на мой взгляд, в какой-то мере отражается менталитет этого народа. Например, я был в Бейруте, и удивился, насколько богат и изящен шрифт, используемый ими. У турков свой стиль. А татары, которым на долю выпала нелегкая судьба, не привыкли к роскоши и излишествам, что отражается и в начертаниях шрифта Священной Книги", – отметил он.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (10) Версия для печати

Добавить комментарий

tawheed
23 Апреля 2012г.
Ответить

Заберите Коран, кто живёт рядом с Выхино-Новогиреево! http://detstvo.ru/baraholka/details/1078648/
Чтобы его не выкинули...

nursafar ★★★
19 Апреля 2012г.
Ответить

Ассалям аляйкум.
Братья, благополучие того или иного народа связано с его следованию Слову Аллаха (аль-Курану), а не в том на каком шрифет он написан.

YUSUF ★★
19 Апреля 2012г.
Ответить

Коран-руководство для богобояненных,а не объект науки,не талисман,и не музейная реликвия.

    halim_sh
    19 Апреля 2012г.
    Ответить

    СубханалЛаh! Подумайте прежде чем написать. Иначе, можете попасть в очень неудобное положение.

    Получается, что Коран не может быть объектом изучения? Т.е. - его не надо изучать? А чем занимаются тогда алимы - исламские учёные?.. А кто написал тафсиры?.. Сколько человек приняли ислам после изучения Корана?..

    Подумайте. Мир и благополучие Вам и Вашим близким...

      YUSUF ★★
      21 Апреля 2012г.
      Ответить

      Брат,наука,я имел ввиду что это связь как очень распространено на сегодняшние дни с физикой,химией,и.т.д.Очень много мусульман доказывают Книгу Аллаха на основание научных открытий,но не в этом док-во божественности Курана.

        halim_sh
        21 Апреля 2012г.
        Ответить

        Доказательство божественности Корана может быть приведено и с точки зрения светской науки. Что в этом плохого?

        Например, учёными астрофизиками и математиками доказана сотворённость этого мира. Считаю, что это очень полезное научное открытие для да'вата. Пусть учёные-атеисты ещё сопротивляются и говорят, что сотворённость мира не свидетельствует о наличии чего-либо божественного в этом процессе. ИншалЛаh, найдутся и этому доказательства. Научные...

        "Ислам - религия размышляющих". "Капля чернил учёного в Судный День будет весить больше капли кров...
        Читать дальше

          miskin-00 ★★
          23 Апреля 2012г.
          Ответить

          "Ислам-религия размышляющих".Наука нужна не только для доказательства божественности Кур"ана-это аксиома!наука и светское образование нужны для развития общества,людей(особенно для мусульм.)нам нужно преуспевать и в политике,и в журналистике,и в экономике..и т.д.чтобы быть авангардом.qyi non profucit-deficit.кто стоит-тот отстает!А борода-это сунна,не главное:о чем сетуют многие("где борода?!").

            halim_sh
            23 Апреля 2012г.
            Ответить

            Да. Мусульмане во все века были примером научной мысли. Думаю, нет необходимости здесь рассказывать о научных открытиях исламских учёных в традиционных, светских науках. Можно почитать здесь - http://www.islamhouse.com/p/68504

            Исламская наука должна стать в наше время самой передовой. Это докажет, что ислам не противоречит науке, а стимулирует её развитие...

          YUSUF ★★
          23 Апреля 2012г.
          Ответить

          Я не против науки.Но вот убедится что есть Аллах ведь разве мы не можем без науки?Наука которая есть в этой системе,она лживая и старается отвратить от истины.
          Как уверовали сахабы,бедуины и вообще люди того времени,когда не было такой развитой цивилизации?

            halim_sh
            23 Апреля 2012г.
            Ответить

            Вы, брат, путаете некоторые понятия.

            Речь не идёт о том, чтобы ЧЕРЕЗ НАУКУ уверовать. Речь о том, что верующие получили ЕЩЁ И НАУЧНЫЕ доказательства. В данном случае - сотворённости мира.

            Наука не для того, чтобы убеждаться. А для того, чтобы подтвердить религию...

            Вначале вера, а уже потом - наука.

            Ребёнок вначале ВЕРИТ отцу или матери, что чайник горячий и не трогает его. И уже потом, в школе, УЗНАЁТ, что такое высокая температура, термический ожог и т.п.