Международный исламский бизнес заинтересован во взаимоотношениях с Россией - Линар Якупов

news-W96WSjj5wK
- Линар Габдельнурович, компания ИФК "Линова", генеральным директором которой вы являетесь, выступила организатором прошедшего в Казани Международного саммита исламского бизнеса и финансов, расскажите о ней.



- Основанная в 2006 году компания ИФК "Линова" является одной из первых компаний в России и СНГ, осуществляющей свою деятельность в области исламских финансов. Основная цель нашей компании состоит в предоставлении качественных консалтинговых услуг в области исламских финансов: разработке исламских финансовых продуктов, с учетом местного законодательства, разработке бизнес – моделей финансовых структур для осуществления деятельности на территории России и стран СНГ в соответствии с нормами Ислама.



Нами был проведен целый ряд мероприятий с международными партнерами. В июне 2008 года, совместно с Российским исламским университетом и Исламским институтом исследований и обучения при Исламском банке развития в городе Казани провели Международный семинар по исламскому банкингу и страхованию, итогом которого стало создание в Республике Татарстан специального образовательного центра по исламской экономике и финансов (РЦИЭФ); февраль 2009 года – это Международный семинар по исламскому банкингу и страхованию; май – на базе Центра Политических и Экономических Исследовании Академии Наук РТ специалистами нашей компании и иностранными учеными из Малайзии был проведен Международный семинар по исламскому банкингу для представителей банковского сообщества Республики Татарстан.



В июне организовали Международный саммит исламского бизнеса и финансов, в рамках которого Премьер-министр РТ Рустам Минниханов и директор Исламской корпорации развития частного сектора Исламского банка развития (ИБР) Халед Аль-Абуди подписали протокол о намерениях создания первой в России Исламской инвестиционной компании с уставным капиталом 3 млн. долларов.



- Организуя саммит, вы хотели, чтоб он стал знаковым событием, оправдались ли ваши ожидания?



- Да, я считаю, что те ожидания, которые у нас были во время подготовки и проведения саммита оправдались. Мероприятие было организовано международными, российскими и татарстанскими организациями, поддерживалось большим количеством медиа-партнеров, бизнес-партнеров. Саммит собрал на одной площадке представителей бизнес структур, банкиров, ученых, как иностранных, так и российских, дал возможность встретиться, предоставил широкие возможности для общения, установления деловых контактов, связей. В связи с этим я могу смело заявить, что саммит состоялся, стал знаковым событием этого года в отношении развития исламского бизнеса и финансов в Татарстане, так и в России в целом.



- Как вы считаете, смогли ли мы заинтересовать мусульманских инвесторов, если да, то насколько?



- Вы знаете, инвесторы могут приезжать сюда один, два, три раза, им необходимо вначале узнать нашу страну. Здесь царит довольно-таки большой информационный вакуум, присутствие которого заметили и сами международные участники. Также, есть непонимание и незнание рынка со стороны будущих инвесторов. Организуя саммит, мы задались целью устранить этот существующий вакуум, организовать встречу российского и иностранного бизнеса, дать им возможность понять друг друга, увидеть, у кого какие есть идеи, бизнес проекты. Инвестиции в первую очередь приходят туда, где их ждут, где под них подстраиваются, готовят определенную площадку, проводят огромную подготовительную работу. Международный исламский бизнес заинтересован во взаимоотношениях с Россией, все зависит от того, как мы быстро сможем к этому подготовиться.



– Какие первоочередные мероприятия вы запланировали на пути к созданию российской исламской финансовой системы?



– Мы подготовили технико-экономическое обоснование (ТЭО) для создания данной инвестиционной компании, и сейчас разрабатываем бизнес-план. Сотрудники нашей компании ведут активную работу по подготовке необходимой документации для функционирования кредитных организаций, кооперативов, которые смогли бы работать в рамках исламской экономической модели, сюда же можно отнести и лизинговые компании.



Что касается развития исламской финансовой системы, то мы понимаем, что это не может быть результатом труда только одной компании. На первом этапе мы прилагаем все усилия, чтобы появились те самые компоненты, достаточные для того, чтобы исламская финансовая система могла начать функционировать. Необходимо отметить, что саммит сыграл очень большую роль в продвижении идеи необходимости исламской финансовой системы в России.



- В ходе саммита ИФК "Линова" презентовала российскую исламскую финансовую систему, построенную в рамках существующего законодательства.



– Да, но прежде чем дойти до изменения законодательства, необходимо работать и приложить максимум усилий для того, чтобы сама система могла начать функционировать в рамках существующего российского законодательства. Сейчас можно запустить инвестиционные компании, фонды. Пройдя лишь определенный этап в развитии, мы поймем, как нам двигаться дальше, сможем сформулировать наши предложения по поводу изменения российского законодательства.



Запустить полноценный исламский банкинг, в рамках существующей правовой базы – мы пока не можем, но, для того чтобы сказать, что с нашей стороны сделано все и единственное в чем мы нуждаемся – это изменение законодательства, мы должны подготовить почву, сделать первоначальные шаги в этом направлении. Следующим шагом будет изменение банковского законодательства, для того чтобы исламские банки могли полноценно работать.



Необходимо помнить, что государство применяет регулятивную функцию по отношению к уже сложившимся отношениям, обычаям делового оборота. Поскольку исламских финансов в России пока нет, то и регулировать на законодательном уровне пока нечего.



Когда мы говорим про исламскую финансовую систему, то имеем в виду цепочку, выстроенную из отдельных компонентов, она по своей сути не может в один день выстроиться. Для этого мы должны проделать огромную работу, заложить основу, чтобы начать строить. Дай нам Бог дойти до этого этапа.



- В Министерстве экономики РТ проводились совещания относительно организации и выпуска сукук, представители которого обращались к вам за консультацией. Не могли бы прокомментировать заинтересованность Минэкономики институтом сукук?



– Во-первых, я бы хотел сказать, что у нас работа выстраивается не только с Министерством экономики РТ, мы также активно работаем с Министерством торговли и промышленности РТ, представительством Министерства иностранных дел РФ в Казани. Да, к нам обращались с Минэкономики РТ по вопросам относительно организации сукук. С нашей стороны была проведена определенная работа, и направлено коммерческое предложение. На этом наша работа закончилась, надеюсь, что она будет продолжена в скором будущем.



Выпуск исламских ценных бумаг – сукук, является одним из серьезных инструментов для привлечения финансирования, как в регион, так и в Россию. Сегодня этот вопрос прорабатывается нашей компанией, также одной из структур "ВТБ Капитал".



ИФК "Линова" представляет интересы финансовых и государственных институтов, частных компании заинтересованных в выпуске сукук. Наша основная задача – оценить отечественный рынок, его потенциал, устанавливать долгосрочное сотрудничество с зарубежными финансовыми институтами, которые организуют выпуски международных исламских облигаций.



Понятно, что в связи с всемирным кризисом объемы выпуска сукук снизились, но, тем не менее, рынок удержался, восстанавливается и выходит уже на определенные рубежи. Это серьезный финансовый инструмент, если мы хотим привлекать под какие – то, скажем, обеспеченные с финансовой точки зрения проекты, то будет очень хорошо.



- Как будет строить свои взаимоотношения ИФК "Линова" с Исламской инвестиционной компанией?



- В виду того, что ИФК "Линова" является одним из инициаторов создания этой компании, и имеет очень тесные связи с Исламским Банком Развития, с его структурными подразделениями, такими как Исламская корпорация по развитию частного сектора, которая в свою очередь выступает соинициатором и соучредителем будущей компании, нам бы хотелось чтобы она стала результативным проектом.



Для нас, людей, которые заинтересованы в создании исламской финансовой системы, важна судьба каждого компонента и мы считаем, что инвестиционная компания как раз есть тот важный компонент, который выполняет роль катализатора в процессе становления и развития исламской финансовой системы в России. Со своей стороны мы гордимся тем, что принимаем активную роль в становлении данной компании.



– Международный саммит исламского бизнеса и финансов-2010, каким вы его видите?



- Я надеюсь, что Международный саммит 2010 станет той площадкой, которая будет признана и востребована всеми регионами Российской Федерации, также странами, входящими в Организацию Исламская Конференция.



Саммит 2009 положил начало развитию данного бренда, и, несмотря на то, что программа мероприятия не предусматривала заключение никаких договоров и контрактов, но де-факто в первый день Саммита уже был подписан важный документ – протокол о намерениях создать Исламскую инвестиционную компанию в Республике Татарстан.



Представителям компаний, выезжая в чужую страну, с целью установления деловых контактов и поиска бизнес-партнеров, довольно сложно и долго выстроить взаимовыгодные отношения. Поэтому, как решение, мы предлагаем инвесторам и бизнесменам приезжать на Саммит, встречаться, узнавать друг друга. Как раз Саммит и представляет исламскому бизнесу полный спектр тех возможностей и потенциала, которым обладает Россия и ее регионы.



Беседовала Рузиля Гараева



Глоссарий (некоторые термины исламских финансов):



Исламский Банкинг (Islamic Banking) – банковская система, в которой все связанные сделки, действия, операции проводятся в соответствии с нормами Шариата, который, в свою очередь, позволяет банку обеспечивать себя активами и запрещает деловые отношения на принципе процентной основы.



Иджара – соглашение между банком и клиентом, по которому банк покупает, а затем сдает в аренду оборудование по требованию клиента. Продолжительность аренды и размер арендной платы оговариваются заранее. Оборудование остается в собственности банка. Иджара используется для финансирования производства, строительных работ и приобретения товаров, предназначенных для лизинга.



Сукук (ед.ч. – сакк) – исламские облигации. Ценные бумаги, удостоверяющие долю в праве собственности на базовый актив, который генерирует прибыль, как правило, от сдачи в аренду.



Такафул (араб. – взаимное предоставление гарантии) – исламское страхование. Система, основанная на принципах солидарности и взаимопомощи, в рамках которой участники договора обеспечивают взаимную поддержку друг друга в случае ущерба, причиненного любому из них (включая, прежде всего, денежное возмещение). По мнению мусульманских правоведов, в отличие от традиционного договора страхования договор исламского страхования (такафула) не содержит элементы гарара и рибы.



В настоящее время многие виды бизнеса используют Интернет как площадку для поиска новых клиентов, при этом и электронные доски объявлений показали свою эффективность. Популярная универсальная бесплатная доска объявлений России gdenayti.ru поможет как бизнесу, так и частным лицам продать те или иные товары или предметы по выгодной как для продавца, так и для покупателя цене.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика