Мир глазами Барака Обамы

Барак Обама
Президент США выступил 23 сентября на сессии Генассамблеи ООН с программной речью, где фактически сформулировал «доктрину Обамы». Помимо пропагандистского контекста все такого рода масштабные декларации имеют и несколько других смысловых уровней.



Прежде всего, выступление в ООН должно было ответить на вопрос: в чем политика Вашингтона на мировой арене при господине Обаме будет отличаться от внешнеполитической линии администрации Джорджа Буша?



Самым заметным оказался контраст в вопросе о демократии, распространение которой по всему миру Дж.Буш в свое время провозгласил главной целью внешней политики США. Нынешний же американский президент в свою очередь заявил: «Демократия не может быть привнесена в какую-либо страну извне. Каждая страна должна искать свой собственный путь, и ни один путь не является совершенным. Каждая страна будет следовать по пути, который коренится в культуре ее народа, и в прошлом Америка слишком часто была избирательна в своей пропаганде демократии». Такой публичный отказ от наиболее скандального наследия администрации Буша, да и не только, необходим Обаме, чтобы попробовать реализовать ключевую задачу – сформировать широкую глобальную коалицию при лидирующей роли США. Неоконовская идеология однополярного мира должна быть заменена новым подходом – формирование глобального прагматического, ситуативного альянса, который управлял бы миром под руководством Вашингтона.



На самом деле, конечно, в таком прагматизме ничего нового нет. После Второй мировой войны США сознательно закрывали глаза на массовые нарушения прав человека в тех странах, где у власти стояли американские ставленники. В известном афоризме такой прагматизм нашел наиболее четкое выражение: «Конечно, Антонио Дибайло Сомоса – сукин сын, но он наш сукин сын». Такая политика реализуется и сейчас. Карзай нужен Вашингтону, поэтому сфальсифицированные итоги президентских выборов в Афганистане американцы не заметят. Сфальсифицируют (без сомнения!) выборы в Египте, американцы будут аплодировать. Но, если в Палестине к власти в результате честных и демократических выборов придут представители ХАМАС, будьте уверены, что Вашингтон будет кричать о «нарушениях демократии». То же самое произойдет, если в 2012 году на президентских выборах в России победит политик, неприемлемый для США. Неслучайно же Барак Обама подчеркнул в своем выступлении, что «универсальные ценности все же существуют и США не отступят от поддержки желания людей по всему миру определять свою судьбу».



Ключевой свой тезис Обама сформулировал следующим образом: «США стремятся к новой эре взаимодействия с миром на словах и на деле. Для всех нас наступило время взять на себя свою долю ответственности. Те, кто привыкли ругать Америку за односторонние действия в мире, не могут теперь оставаться в стороне и ждать, что Америка в одиночку решит все мировые проблемы».



Таким образом, Президент США признал, что в одиночку Соединенные Штаты решить глобальные проблемы не в состоянии. К этим проблемам Барак Обама, прежде всего, отнес рост экстремизма и терроризма, геноцид, распространение ядерного оружия, глобальное потепление, рост мирового населения, углубление бедности и пандемии.



В отличие от Дж.Буша, который считал, что Америка должна играть роль «мирового жандарма», пытался последовательно осуществлять политику Pax Americana и не очень обращал внимание на пожелания своих союзников и партнеров, доктрина Обамы исходит из того, что только США способны сформировать широкомасштабную глобальную коалицию, которая и способна взять ответственность за все происходящее в мире.



Барак Обама сформулировал и долгосрочную программу из четырех пунктов для такой глобальной коалиции.



Во-первых, Вашингтон выступает за ограничение распространения ядерного оружия, а в перспективе – за мир во всем мире без такого катастрофического средства, как война. При этом глава Белого дома подчеркнул, что КНДР и Иран не должны обладать ядерным оружием. Но про ядерный потенциал Израиля не сказал ни слова.



Во-вторых, Барак Обама (как в свое время Горбачев) призвал всех членов ООН активно включиться в борьбу за мир.



В-третьих, Президент США выступил за совместные действия в борьбе с глобальным потеплением и сообщил, что его администрация выделяет на эти цели 80 миллиардов долларов.



Наконец, в-четвертых, Обама призвал вместе выстраивать посткризисную глобальную экономику.



Если отбросить пропагандистский пафос и эмоциональную патетику, то это программное выступление обосновывает основные направления американской внешней политики в принципиально новых глобальных условиях. Но ядро этой политики остается неизменным, и об этом открыто и четко сказал сам американский Президент: «Я обязан действовать в интересах моей страны и моего народа, и я никогда не буду извиняться за то, что защищаю эти интересы». Иначе говоря, то, что предлагает Барак Обама, должно, прежде всего, служить стратегическим интересам США.



Ту часть истеблишмента США, на которую опирается команда Обамы, объединяет убеждение, что у Соединенных Штатов сегодня из-за острых экономических проблем уже нет ресурсов для эффективного выполнения роли «международного полицейского», осуществления глобального контроля на основе своего военного и экономического доминирования. Поэтому формирование глобальной коалиции, которая является стержнем «доктрины Обамы», должна, прежде всего, консолидировать необходимые ресурсы под решение этих проблем. Предполагается, что вес и влияние США при этом на мировой арене возрастут.



Все чаще сам нынешний Президент и ведущие представители его администрации используют выражение smart power (умная сила), которое подразумевает, прежде всего, гибкое использование дипломатических, экономических, информационных и лишь в крайне необходимых случаях военных мер для достижения своих стратегических целей.



Доктрина Обамы также предполагает, что к прагматическому масштабному сотрудничеству США должны привлекать не только прежних союзников вроде стран ЕС или азиатских демократий, но и такие страны, как Россия и Китай.



А теперь давайте кратко посмотрим на эти четыре пункта или четыре цели, которые Обама сформулировал для «глобальной коалиции».



«Нераспространение ядерного оружия», «максимальное сокращение ядерных арсеналов», «полная ликвидация ядерного оружия» – все это, конечно, прекрасные лозунги и пожелания. Но ведь проблема ядерного оружия – это, прежде всего, ключевая проблема безопасности для любого государства, обладающего или стремящегося к нему. Ядерное оружие – это, прежде всего, оружие стратегического сдерживания для обеспечения государственной безопасности. Например, если бы Ирак в 2003 году обладал таким оружием, то никогда и ни при каких обстоятельствах Соединенные Штаты не посмели бы вторгнуться на его территорию. Более того, диктатор Саддам Хусейн, возможно, оказался бы сегодня особо важным внешнеполитическим партнером США на Ближнем Востоке.



Соединенные Штаты являются безусловным лидером в создании сверхточного оружия пятого поколения, которое уже через пять-семь лет будет поступать на вооружение американской армии. Представьте себе идеальную для Обамы картину. Неким чудесным образом, в течение этих пяти-семи лет ядерное оружие полностью исчезает. Тогда американское сверхточное оружие пятого поколения автоматически превращается в потенциал первого удара по территории Китая, России, Ирана и т.д., особенно в условиях обострения глобальной конкуренции за доступ к невозобновляемым природным ресурсам.



В своем выступлении Обама жестко коснулся позиций Тегерана и Пхеньяна. Но ведь с позиций этих стран слова американского президента в лучшем случае лицемерие, а в худшем – попытка стратегического обмана. Представьте, что Обама является президентом не США, а Ирана. И вот иранский Обама слушает речь американского лидера в ООН и думает: «Америка тридцать лет грозит моей стране. Америка ввела санкции против моей страны. Америка причислила мою страну к «оси зла». Америка не стеснялась пугать интервенцией и войной. Америка держит в нашем регионе ядерное оружие. Америка предоставила сотни ядерных зарядов Израилю – своему стратегическому союзнику. Америка требует прекращения нашей ядерной программы. Но этот тип даже ни слова не говорит о безъядерной зоне на Ближнем Востоке. Наверное, он меня считает за идиота».



Вторая цель в «доктрине Барака Обамы» – борьба за мир. Вот как красиво и вдохновенно говорит американский Президент: «В основу этой кампании должна быть положена непоколебимая убежденность в том, что никогда нельзя мириться с убийством ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей». Казалось бы, после этих слов, вызывающих слезу на глазах, Обама должен был покаяться за десятки и сотни тысяч убитых американским оружием мирных мусульман в Палестине, Ираке, Пакистане, Афганистане только за последние несколько лет. Но нет, извинений от мистера Обамы вы не дождетесь. Фактически он заявляет, как и предыдущий американский Президент, что борьба за мир для него – это борьба против «воинствующих экстремистов» и «террористов», которые, конечно, исламисты. И чтобы не было сомнений, Обама упоминает только одну такую экстремистскую организацию – «Аль-Каиду». Это означает также, что конфиденциальная игра американских спецслужб с Усамой бен Ладеном, политическим отцом которого является нынешний министр обороны Роберт Гейтс, продолжится.



Но самое большое место в «борьбе за мир» Барак Обама планирует уделить палестино-израильскому конфликту: «Я…намерен и впредь добиваться справедливого и прочного мира между Израилем, Палестиной и арабским миром».



Как же он хочет этого добиться? Какова внутренняя когнитивная карта по этому вопросу Президента США? Только ключевые пункты.



Обама говорит: «Америка не признает законности расширения израильских поселений». Но это означает, что Вашингтон признает де-факто законность уже существующих израильских поселений на Западном берегу. Это отход назад даже по сравнению с позицией Джорджа Буша и Кондолизы Райс.



Обама говорит о «положении беженцев», естественно, палестинских. То есть не возвращение беженцев, которые были изгнаны с оккупированных территорий или бежали в результате репрессий оккупантов от родных очагов, а вообще некое абстрактное положение.



Афроамериканский Президент США принял расистское требование Натаняху по поводу «еврейского характера» Израиля. Если представить, что план Обамы будет реализован, то полтора миллиона палестинцев, вынужденных израильских граждан, живущих на своей земле, но которая сейчас составляет Израиль, в принципе могут стать новыми беженцами.



Обратите внимание: Обама фактически оправдывает и считает законной нынешнюю оккупацию палестинских территорий Израилем. Он говорит: «Цель ясна: два государства, существующие бок о бок в мире и безопасности, – еврейское государство Израиль… и жизнеспособное, независимое палестинское государство в непрерывных границах, появление которого ознаменует прекращение оккупации, начавшейся в 1967 году…».



Какие именно границы Обама не осмеливается уточнять, особенно с учетом «законности еврейских поселений» на Западном берегу. Обама говорит об оккупации только с 1967 года, хотя границы палестинского государства были определены в ноябрьском решении ООН 1947 года. И самое главное: только «появление жизнеспособного, независимого палестинского государства» будет означать прекращение израильской оккупации. То есть только тогда, когда Тель-Авив увидит, что «жизнеспособное, независимое палестинское государство» появилось, тогда Израиль и прекратит оккупацию. Следовательно, по мнению господина Обамы, именно от еврейской элиты зависит судьба палестинского народа!



И снова приходится сравнивать: а ведь Джордж Буш в последние три года своего президентства гораздо определеннее и жестче говорил по поводу «израильской оккупации», чем Барак Хусейнович Обама.



Обама фактически озвучил в своей доктрине суть того, за что выступает Натаняху. Вот, например, пассаж: «еврейское государство Израиль, в котором всем израильтянам будет обеспечена подлинная безопасность». Но, получается, что «подлинную безопасность» будет определять опять-таки израильский истеблишмент, а не международное сообщество!



Третий постулат доктрины Обамы – «ответственность за сохранение планеты», борьба с последствиями изменений глобального климата.



Действительно на планете Земля происходят необратимые перемены, прежде всего, в глобальном климате. Причем они происходят с такой скоростью, что уже через 15-20 лет большая часть населения планеты будет жить в совершенно иных погодных условиях, чем сейчас. Многие прибрежные территории будут затоплены, опустынивание охватит новые громадные регионы, многие плодородные сейчас земли будут поражены засухой, процесс наступления болот примет широкомасштабные формы, резко усилится дефицит воды, продовольствия, увеличится количество голодающих.



Однако то, что предлагает Обама – это либо наивность и дешевый популизм, либо сознательное лицемерие. Один только пример. «Мы будем вкладывать деньги в преобразование нашей энергетики, одновременно создавая стимулы для обеспечения доходности чистой энергии». Возможно, если бы такого рода меры были приняты, хотя бы сорок лет назад, от них был бы какой-нибудь толк. Сейчас, к сожалению, уже поздно. Как говорят в России: «Поздно пить боржоми, когда печень уже отвалилась». Нужны принципиально иные креативные идеи. А может их предложить стране, которая в течение длительного времени не подписывала Киотский протокол и отказывалась взять на себя обязательства по сокращению вредных выбросов? Смешно…



Четвертый принцип Обамы: «будущее глобальной экономики». Это действительно очень важно. Дело в том, что существует, по данным некоторых макромоделей, начиная еще с ранних («Пределы роста» – Д.Мидоуз) прямая корреляция между темпами роста потребительского общества на нашей планете и изменениями глобального климата. Следовательно, если глобальная капиталистическая система продолжит свое функционирование по своим прежним законам, то, во-первых, никакие виртуальные идеи Обамы не спасут от климатической катастрофы, а, во-вторых, у глобальной экономики никакого будущего не будет.



Какие же новые рецепты у Обамы для «глобальной экономики»? А ничего нового! «Курс на сбалансированный и устойчивый рост», «проявлять бдительность и не успокаиваться, пока наши люди не вернутся к работе», «обеспечить восстановление спроса», «объединять все большее количество стран в систему глобальной торговли», «мы поставим задачу искоренить крайнюю нищету в наше время», «богатые страны должны открыть свои рынки для большего количества товаров», «реформировать международные институты», «развивающиеся страны должны искоренить коррупцию», «мы будем поддерживать честность органов правопорядка и независимость судей, гражданское общество и динамично развивающийся частный сектор» и т.д.



Все это произносилось за последние десятилетия сотни и тысячи раз. Зачем Обаме надо было все это повторять? С циничной точки зрения, это можно объяснить только одним образом: реальный раскол внутри американской элиты по поводу реального (а не мифического) будущего усиливается и выдвижение «доктрины Обамы» – просто необходимый компонент в этой борьбе. А, следовательно, вряд ли эта доктрина долго просуществует.

Автор: Шамиль Султанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика