«Мои персонажи – салафиты и суфисты»

Алиса Ганиева
В середине июня в Казани состоялся круглый стол под названием «Ислам в современной литературе». Участники круглого стола попытались оценить, насколько ислам отражен в сегодняшней литературе, а если отражен, то в каком свете. Модератором круглого стола выступила прозаик, литературный критик, лауреат Независимой литературной премии «Дебют», Горьковской литературной премии Алиса Ганиева, получившая известность благодаря своей повести «Салам тебе, Далгат». Своими мыслями по этому поводу Алиса поделилась и с читателями ИА IslamNews.



– Алиса, скажите пожалуйста, в какой мере отражена исламская тема в современной литературе, и каковы тенденции проникновения исламской философии в российскую литературу?



– К сожалению, глобального проникновения исламской философии в российскую литературу практически не наблюдается. Есть шаблоны, представления о мусульманах, исламе, которые существуют чаще всего искаженно, представления об агрессивной группировке, которая занимается джихадом и так далее.



Во всем мире существуют такие шаблоны, в том числе и в литературе – в книгах описываются молодежные боевые группы, которые готовят взрыв или еще что-нибудь. Это тенденция последнего времени, причем не только российская, но и мировая. Ислам не однороден, и в России происходит борьба между течениями в исламе. В России в частности есть несколько горячих точек, особенно на Северном Кавказе. В Татарстане тоже существует проблема с течениями, в частности салафизма и суфизма. Вот эта проблема в литературе отражается меньше всего. Лично я в своих текстах стараюсь об этом писать, потому что этой темы просто невозможно избежать. Я, к примеру, пишу о Кавказе, о Дагестане – там такие темы обойти невозможно.



– А как видите ислам лично Вы?



У нас все-таки были распространены так называемые тарикаты, суфийские ордена, философские практики. Ислам заключался в познании себя. Это была многоступенчатая работа над собой, большое философское учение. К сожалению, процессы последних десяти лет привели к маргинализации и упрощению ислама, это видно и по сообщениям в средствах массовой информации. Ислам в России вдруг потерял свою многовековую философскую подкладку. Сейчас идет наступление именно примитивного, формального и ханжеского варианта, когда требуется соблюдать какие-то внешние атрибуты, и совершенно неважно, что у человека внутри. Поэтому я бы очень надеялась, что все это изменится, что мы вернемся к настоящему исламу. Без сомнения, тут сыграл свою роль семидесятилетний летний перерыв советского времени, когда прервалось воспитание, прервалась традиция, и поэтому молодежь, которая появилась после перестройки, она, не зная этих традиций, не имея связи с предками, начала вдруг воспринимать ислам со стороны, и не в том виде, в каком он был свойственен нам.



– Почему вы начали писать на исламскую тему?



– Я начинала как критик, читала современную литературу и не видела отражения этих процессов в ней. Так как я сама из Дагестана и в курсе проблематики, естественно я об этом начала писать. Персонажи у меня разные – салафиты, суфисты, есть определенный тип людей, ни те, ни другие, которые нахватались чего-то и не знают ислам полностью, верят, например, во всякие чудеса, например, в последнее время появляются дети с надписями из Корана, то есть идет возвращение в средневековье, примитивизация. Я показываю разных людей, объективно даю им возможность высказаться, получается такой карнавальный хор голосов. А дальше читатель сам делает для себя выводы, в зависимости от моральной подготовки и умения делать выводы.



– Видимо далеко не все авторы поднимают данную проблему, даже в Татарстане, где сохранился ислам, как вы выражаетесь, с «философской подкладкой». Возможно, нужно переводить классиков, и тем самым восполнять пробел?



– Да, на круглом столе мы говорили, в частности, том, что нужно всячески провоцировать татарских писателей писать о том, что их окружает. Не о каких-то шаблонных вещах, не о том, что пишут, например, в Москве. Потому что это надоело и приелось. Хочется узнать, чем живет Казань, или другие города и села Татарстана, потому что информации об этом мало. На рынке современной литературы можно выделить семь-восемь тенденций, мотивов, типичных сюжетов, мы мало знаем Россию. Люди даже не знают о границах России. Я, например, приехала из Дагестана, и меня спрашивают: «Это часть России? А там у вас рубли или не рубли?» Отсутствие просвещения – это огромная проблема. И в решении данной проблемы художественная литература могла бы сыграть свою роль.



– Есть ли аудитория у такой литературы?



– Да, у меня есть аудитория, я получаю отклики от обычных читателей, они мне признаются, что не читали лет двадцать. Не только мусульмане. Но большей частью конечно мусульмане. Люди, которые в теме. Разных взглядов. Некоторые спорят. К примеру на меня выходили представители салафитов и пытались наставлять, убеждать, говорить, что я не права. Но негативные отклики меня радуют, потому что это говорит о том, что есть обратная связь.



Справка. Алиса Ганиева родилась в Москве в 1985 году. Выступает также под псевдонимом Гулла Хирачев. Окончила школу в Махачкале, затем поступила в Литературный институт им. А.М. Горького. С осени 2002 года живет в Москве. Работает редактором в приложении к «Независимой газете» – «НГ-ExLibris». Координатор Совещания молодых писателей Северного Кавказа в Нальчике (май 2008 года). С 2008 года является членом редколлегии журнала «Литературная учеба». Вместе с критиками Валерией Пустовой и Еленой Погорелой принадлежит к игровой литературно-критической группе «ПоПуГан», созданной осенью 2009 года с целью привлечения читательского внимания к критике. Лауреат Независимой литературной премии «Дебют», Горьковской литературной премии.

Автор: Алия Рамазанова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

iBro 02 Июля 2013г.
Ответить

Кто это ей такое сказал? «Сейчас идет наступление именно примитивного, формального и ханжеского варианта, когда требуется соблюдать какие-то внешние атрибуты, и совершенно неважно, что у человека внутри.» Наоборот, если у человека нет самого главного – веры, то не имеет смысла ни читать намаз, ни выполнять другие предписания. В противном случае, человек будет на уровне лицемера, мунафика.

ivan petrov 28 Июня 2013г.
Ответить

Вот ещё один женский взгляд на ислам.

iBro 02 Июля 2013г.
Ответить

Кто это ей такое сказал? «Сейчас идет наступление именно примитивного, формального и ханжеского варианта, когда требуется соблюдать какие-то внешние атрибуты, и совершенно неважно, что у человека внутри.» Наоборот, если у человека нет самого главного – веры, то не имеет смысла ни читать намаз, ни выполнять другие предписания. В противном случае, человек будет на уровне лицемера, мунафика.

ivan petrov 28 Июня 2013г.
Ответить

Вот ещё один женский взгляд на ислам.

Яндекс.Метрика